РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса


«Рассмотрено»
Руководитель ______________
Протокол №__
от «_____» ____________ г. «Согласовано»
Заместитель директора по ВР
________________________
от «_____» ____________ г.
Утверждаю»
Директор _______________
Приказ №_________
от «_______» ____________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Составила: учитель обществознания
первой квалификационной категории Салахова А. Ф.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №___ от « __» _______ г.
2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Курс рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)
Цель и задачи курса
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:
формировать нормы светской морали;
дать представления о светской этике;
познакомить учащихся с основами культур;
развивать представления о значении нравственных норм;
обобщить знания о духовной культуре и морали;
развивать способности к общению;
формировать этическое самосознание;
улучшать взаимоотношения детей и родителей;
противодействовать суициду детей.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.Предметные результаты
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики;
понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
К концу обучения учащиеся научатся:
•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.
•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания
известных личностей.
•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.
•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.
•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
•  Работать с историческими источниками и документами.
Содержание курса внеурочной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
Тема 1. Гражданин России (2 час)
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность (2 час)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть (2 час)
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость (2 час)
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание (2 час)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь (2 час)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания (2 час)
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство (2 час)
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение (2 час)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество (2 час)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (2 час)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание (1час)
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться (1 час)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет (1 час)
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие всамообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Тема 16. Основы христианской культуры(Защита проектных работ.) Принятие  христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства.   Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.
Тема 17. Основы исламской культуры (Защита проектных работ.) Возникновение  ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама.
Тема 18. Основы буддийской культуры (Защита проектных работ). Возникновение буддизма.   Буддизм   в России.   Народы   Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения  буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на  развитие  культуры. Искусство танка.
Тема 19. Основы иудейской культуры (Защита проектных работ.) .Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий .Завет христианской Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога.  Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.
Тема 20. Основы мировых религиозных культуры (Защита проектных работ). Роль религии в развитии культуры    человека    и общества. Использование религиозных образов и сюжетов   в   искусстве, литературе.
Религиозные праздники, культовые   сооружения (оживление имеющихся представлений).
Тема 21. Основы светской этики (Защита проектных работ).
Тема 22. Итоговое повторение (1 час)
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности
альбом паспорт
газета плакат
журнал, книжка-раскладушка серия иллюстраций
коллаж справочник
коллекция стенгазета
макет сценарий праздника, игры
модель учебное пособие
наглядные пособия фотоальбом
Методы проведения занятий:
практическая работа;
игра;
наблюдение;
экспресс-исследование;
коллективные и индивидуальные исследования;
самостоятельная работа;
мини-конференция.
Примерное календарно-тематическое планирование
№/пРазделы и темы Кол-во часов Дата
проведения Примечание
1 Введение в предмет 1 06.09 2,
3 Гражданин России 2 13.09
20.09 4,
5 Порядочность 2 27.09
04.10 6,
7 Совесть 2 11.10
18.10 8,
9 Доверие и доверчивость 2 25.10
08.11 10,11 Милосердие и сострадание 2 15.11
22.11 12,13 Правда и ложь 2 29.11
06.12 14,15 Традиции воспитания 2 13.12
20.12 16,17 Честь т достоинство 2 10.01
17.01 18,
19 Терпимость и терпение 2 24.01
31.01 20,21 Мужество 2 07.02
14.02 22,23 Равнодушие и жестокость 2 21.02
28.02 24 Самовоспитание 1 07.03 25 Учись учиться 1 14.03 26 Речевой этикет 1 04.04 27 Мои права и обязанности 1 11.04 28 Основы православной культуры(Проектная работа) 1 18.04 29 Основы исламской культуры (Проектная работа) 1 25.04 30 Основы буддийской культуры (Проектная работа) 1 02.05 02.05
31 Основы иудейской культуры (Проектная работа) 1 09.05 32 Основы мировых религиозных культуры (Проектная работа) 1 16.05 33 Основы светской этики (Проектная работа) 1 23.05 34 Итоговые уроки 1 30.05 Учебно-методическое обеспечение
1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.
2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012г.