Статья по физике на тему Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся Лицея средствами внеурочной деятельности по физике


Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся Лицея средствами внеурочной деятельности по физике
Современная Российская школа сейчас переживает эпоху перемен, связанных как с изменением социально-экономических условий жизни общества, так и с процессом модернизации системы образования, реструктуризации образовательных учреждений.
Меняются цели, задачи школы, содержание образования. Большое значение приобретает социально-правовая функция - защита и охрана прав детства, а также функция профессионального самоопределения.
Общепризнано, что целенаправленная подготовка молодежи и школьников к выбору сферы профессиональной деятельности стала важнейшим элементом национальной образовательной системы любого государства. Таким образом, наличие в системе профильного обучения школьников таких модулей, как профессиональная ориентация, допрофессиональная и профессиональная подготовка, технологическая подготовка, обеспечивает профессиональное самоопределение.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин, она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную и патриотическую ценность.
Возросшее значение физики, как науки, выдвинуло методику технической дисциплины на одно из важных мест в системе педагогических наук в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Залогом успешности и эффективности политехнического образования в процессе обучения физике является системный подход к нему. Целевой компонент системы политехнического образования формируется под воздействием следующих факторов: социально-экономических потребностей общества, научно-технического прогресса, экологических условий.
Целью политехнического образования является формирование всестороннего развития личности школьника и подготовка его к труду в сфере современной техники в процессе обучения физике.
В нашем Лицее разработана модель педагогической системы политехнического образования в процессе обучения физики, начиная с начальной школы. Данная модель представляет из себя несколько основных направлений:
формулирование целей и задач политехнического образования в начальной, средней и старшей школе;
механизма реализации принципа политехнизма в курсе физики;
получение результатов политехнического образования в процессе обучения физике.
В начальной школе нашего Лицея политехническое образование ведется по нескольким направлениям:
кружок "Удивительный мир физики" для учащихся 2 - 4 классов;
раннее изучение математики при Образовательном центре "Перспектива";
выездная Летняя школа гармоничного развития "Умникум";
областная научно - практическая конференция "Ищи. Дерзай. Твори";
фестиваль робототехники "Робополигон";
ТКП "Я - Космический конструктор";
Музей Техники БОУ г.Омска "Лицей №25".
Основная цель политехнического образования в средней и старшей школе достигается посредством решения следующих основных задач:
формирование знаний о научных основах современного производства;
формирование системы политехнических умений и навыков и практическое овладение элементами, объектами техники и технологии;
развитие творческих способностей и технического мышления школьников;
подготовка учащихся к труду в сфере современной техники.
В соответствии с определенными задачами формируется содержание политехнического образования, которое реализуется как взаимосвязанная деятельность учителя, учащихся и социальных партнеров:
Омский Государственный Университет;
Омский Государственный технический Университет;
ОАО "ОмПО" "Иртыш";
- ОАО Омский Научно-исследовательский Институт Приборостроения;
ОАО "Автоматика".
Благодаря, сотрудничеству с социальными партнерами и развитию политехнического образования, учащиеся нашего Лицея вовлечены в деятельность:
участие в конференциях и олимпиадах разного уровня: Областная НПК школьников А.С. Клинышкова "Россия - космическая держава", Межрегиональная НПК школьников и молодежи; Всероссийская НПК школьников "Политех - 2015", областная научно - практическая конференция "Ищи. Дерзай. Твори";
фестиваль робототехники "Робополигон";
обучение предметам технического направления на базе ОмГТУ;
профессиональные пробы в колледже им Жуковского и ОмГТУ;
"трудовое лето" в ОНИИП, ОАО "Автоматика, ОмскНефтеХимПроект;
дни открытых дверей и экскурсии в технических ВУЗах;
профильные классы физико - математического направления.
При изучении курса физики и при реализации принципа политехнизма необходимо включать:
изучение физической основы действия конкретного технического устройства;
понимание учащимся технического принципа, лежащего в основе конструктивных свойств устройства;
обучение умению использовать конкретные технические устройства, реализующие изученный физико-технический принцип.
В результате целенаправленной взаимосвязанной работы учителя и учащегося с опорой на указанный механизм формируются политехнические знания, умения и навыки. Проведенное исследование показало, что применение конкретных методов и средств обучения, форм организации учебных занятий предопределено в конечном счете целями и задачами политехнического обучения.Таким образом, формирование нравственных, эстетических и патриотических ценностей на уроках технических предметов понимаем как основной канал усвоения духовной культуры общества превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.