Статья Формирование духовно-нравственной культуры (из опыта работы)


Формирование духовно-нравственной культуры
Школа – место, где дети не только получают образование, здесь происходит процесс формирования духовно-нравственной культуры личности.
Воспитание нравственных качеств у ребенка - процесс непростой, требующий немалых усилий. На этом пути, конечно же, встречаются ошибки и неудачи, но главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней нет места фальшивым словам и действиям. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, взаимоуважения, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, стать достойным гражданином своей страны не на словах, а на деле. И большую роль в этом играет человек, находящийся рядом. Это родители, учителя. Но особая роль в формировании личности ученика отводится все же классному руководителю.
Планируя воспитательную работу в классе, начиная с 5 класса, я ставлю перед собой следующие задачи:
- формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, людям;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании;
-воспитание патриотических качеств.
И в соответствии с поставленными задачами планирую и провожу различные мероприятия.
Это тематические классные часы, уроки мужества, просмотр кинофильмов, экскурсии, беседы и т.д. Материал подбираю в соответствии в возрастом. Мои ребята активно, начиная с 5 класса, участвуют в разных мероприятиях и общешкольного, и районного значений. К участию я всегда стараюсь привлечь всех учащихся класса, чтобы каждый получил возможность проявить себя, ощутить свою значимость для классного коллектива, почувствовать уверенность в себе. Сейчас мои дети уже в 9 классе. Они постоянные участники самых значимых для нашей школы мероприятий разного уровня: представляют нашу школу и на муниципальном, и на региональном уровнях. Это конкурсы, КВНы, спортивные соревнования. В сентябре этого года учащиеся 9 класса представляли нашу школу на молодежном слете, посвященном 1000-летию русского присутствия на Афоне, проходившем в городе Скопине, на слете юнармейского движения в Сельцах.

Конечно же, определяющую роль в формирований личности играет семья. Ведь основы нравственности дети получают от родителей. Поэтому я стараюсь работать в тесном сотрудничестве с родителями, только в процессе такого взаимодействия можно рассчитывать на положительный результат.
Подводя итог, хочу сказать, что мой класс - один из лучших в школе, ученики осознают себя единым целым. Отношения между одноклассниками ровные, доброжелательные, дружеские. Значительно вырос их творческий потенциал. У большинства можно отметить высокий уровень самостоятельности, ответственности, инициативности.