«Введение в систему обучения интегрированных уроков как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов».»


КГУ Красносельская средняя школа
отдела образования Тарановского района Костанайской области
«Введение в систему обучения интегрированных уроков как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов».» Самбетова Ляйла УрумбаевнаУчитель начальных классов
2016 год
Информационный лист:
Ф.И.О. :Самбетова Ляйла УрумбаевнаГод рождения: 25 октября 1976 год
Образование: высшее
Квалификационная категория: II
Адрес: село Майское, ул. 60 лет Октября д.13, кв.18
Тел.: 87079224294 (сот)
8(71436)27123(дом.)

Рецензия.Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).
Аннотация. 
Оглавление. .Актуальность темы.
Межпредметные связи как основа интегрированного обучения.
Уровни интеграции.
Задачи интегрированного обучения.
Структура интеграции.
Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе.
Обоснованность выбора проблемы.
7.Формы интегрированных уроков.
8.Требования к проведению интегрированных уроков.



Все в мире цепью связано нетленной,
                     Все включено в один круговорот:
                     Сорвешь цветок,
                    А где-то во Вселенной
                    В тот миг звезда взорвется и умрет…
                                                       Л. Куклин.
Введение в систему обучения интегрированных уроков как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов.
Актуальность темы.
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.
Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.
Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь даёт следующее толкование этого понятия:
Интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения “интеграция” как понятие может принимать два значения:
создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция– средство обучения).
Таким образом, интегрированный урок имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития.
2.Межпредметные связи.
С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.            
Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации.
На мой взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.
(Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы: «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
 «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,
 «развивается умственная деятельность»,
 «появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества».
«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
3. УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
межпредметная – синтез фактов , понятий, принципов двух и более дисциплин;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Фактически межпредметные связи устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами.
4. ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Так как интеграция-это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения:
повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
5.Структура интегрированного урока.
Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.
Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.
Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.
6. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Большинство исследователей и учителей-практиков сходятся в том, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.
В качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучении наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребёнок воспринимает реалии действительности целостно, не дифференцируя их деталей во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов.
Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников. При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.  
Послушай- и ты узнаешьПосмотри- и ты поймешь,
Сделай- и ты научишься.
Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется.
При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста:
быстрая утомляемость.
Интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные).
Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика.
Использование интегрированного урока с системой внутри и межпредметных заданий, творческой деятельностью, являющейся здоровье формирующей средой, а также вовлечение всего класса в познавательную коллективную деятельность, являющейся здоровье созидательной средой – служит залогом успешного личностного роста учащихся.
За годы работы учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы.
Включение системы содержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников, способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно– познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Огромное разнообразие творческих заданий, которые помогают овладеть основами логического и алгоритмического мышления;
Во всех учебниках включены странички для  любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме. 
Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.
Это проекты « Математика вокруг нас», « Моя семья», «Мой класс и моя школа»,  
« Моя малая Родина», « Мои домашние питомцы», совместное издание Азбуки, книги
« Числа вокруг нас» и многое другое. Очень важно, чтобы родители всячески стимулировали детей к этой работе и сами принимали в ней активное участие. Слайд
 Большое внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики.  Которые помогают ученику оценить себя. 
   Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например, на уроке  русского языка идёт работа над текстами - описаниями, эта же работа продолжается на уроках литературного чтения и окружающего мира, например, в связи с изучением времён года. Результатом этой деятельности становится, выпуск газеты, описывающий картины природы. 
На уроке литературного чтения, сказку необходимо преподнести, максимально активизируя все психологические функции, чтобы помочь её понять. Для этого восприятие сказки необходимо разнообразить творческими заданиями, применяя в этом случае интеграцию предметов литературного чтения и ИЗО.
 Живопись является неотъемлемой частью урока литературного чтения и способствует развитию творческих способностей учащихся, ведь дети, по словам К.Д. Ушинского, «отчаянные рисовальщики», любят рисовать, творить.
На каждом таком уроке есть время для творчества. Бывает, что прослушав текст, дети затрудняются передать его содержание. Попросите нарисовать то, что запомнилось, и ребёнок не только нарисует, но и, «опираясь» на свой рисунок подробно перескажет прочитанное. Рисунок помогает лучше усваивать материал.…
Какие виды работ с детскими рисунками я использую на уроках литературного чтения?
Выделение основной мысли произведения.
(Нарисуй то, что считаешь самым главным)
Выборочное чтение по рисунку.
(Ученик зачитывает тот фрагмент текста, который изображён на рисунке; или же, обменявшись рисунками, дети находят их словесное отражение в тексте)
Живопись оказывает непосредственное влияние на развитие личности учащихся, на развитие кругозора. Мы рассматриваем репродукции художников, любуемся ими и творим сами.
В заключении я хочу сказать, что технология интегрированного обучения позволяет:
-сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире, показать его в гармонии;
-повышать познавательный интерес детей, который проявляется в активной и самостоятельной работе на занятиях и во внеурочное время;
-повышает уровень знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интеграции с использованием сведений из различных наук;
-происходит эмоциональное развитие ребёнка, основанное на общении его с живой природой, музыкой, литературой, живописью и т.д.;
-развивается творческая деятельность учащегося, результатом которой могут быть собственные сказки, стихи, рисунки, поделки, что является отражением личностного восприятия мира. Ребёнок познаёт мир. Творческое познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.Включение системы содержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников. Способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне.
Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.
Например, группа понятий-“зима”, “мороз”, “стужа”, “вьюга” рассматриваются на уроках литературного чтения, русского языка, познания мира, музыки, ИЗО.
Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Приведу некоторые примеры заданий, которые можно использовать на уроках.
Фонетические загадки:
Черемуха или Каштан? Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку. Кто из них прописал вместо лекарства игры с друзьями?
В имени доктора 2 слога. Дети не только разделят слова на слоги, но и урок можно связать со знаменитой сказкой Джани Родари «Чипполино»
Белка или барсук?
Кто из них зимой впадает в спячку?
В слове отгадке ударный слог второй.
Налим или сом?
У какой рыбы нет чешуи. В слове отгадке все согласные звуки звонкие.
Твист или вальс?
Что танцевала девочка Пеппи Длинныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами.
В названии танца букв больше, чем звуков.
Кролик или Пятачок?
Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует?
В имени –отгадке все согл. звуки глухие.
На уроках русского языка и математики можно использовать задания по познанию мира.
Очень актуально в наше время многие задания связывать с жизнью, с окружающей действительностью.
На уроке русского языка по теме «Правописание окончаний имен существительных в Д. п.» в конце урока дети сочиняли стихотворение, в которое вставляли сущ. В Д.п.
Детям очень нравятся уроки нетрадиционной формы: уроки-сказки, путешествия, КВНы, театрализированные представления.
Я провожу интегрированные уроки, при повторении и закреплении пройденного материала. На уроках математики можно увидеть и географические карты, и таблицу Менделеева, энциклопедии, толковые словари и т.д.
На уроке русского языка по теме «Правописание окончаний имен существительных в Д. п.» в конце урока дети сочиняли стихотворение, в которое вставляли сущ. В Д.п.
Детям очень нравятся уроки нетрадиционной формы: уроки-сказки, путешествия, КВНы, театрализированные представления.
Поскольку курс "Познание мира " включает не только сведения из географии, биологии, ботаники, но и из других дисциплин, то он обладает широкими возможностями для представления целостности окружающего мира на основе интеграции. На этих уроках я наряду с материалами познания мира использую литературные тексты, элементы языкознания (лексический анализ),фотогалерею, ИЗО, и даже элементы физики. Я считаю, что преподносить знания нужно так, чтобы у детей возникла реакция удивления: «Вот, оказывается, откуда это берётся, вот где ещё это можно увидеть сделать самим, вот как это ещё может выглядеть».
Дети на этих уроках работают легко и с интересом усваивают материал. Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, так что эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний  Так, например, в ходе урока по литературному чтению “Сказки о животных” дети включаются в игровую деятельность. На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием художественного творчества – выполнение поделок из бумаги – оригами, природного материала, театрализация,самовыражение в образах сказочных героев данного произведения.
Такой перевод ребёнка из одного вида деятельности в другой способствует развитию его познавательных процессов, снижает утомляемость. А это в свою очередь поддерживает высокий уровень работоспособности.
Кроме того учащиеся отрабатывают знания, умения и навыки по видам животных в игровой форме, учатся сравнивать, классифицировать и обобщать животных по их отличительным признакам.
Из опыта своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении математике, положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.
Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т.д.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 я использовала такую загадку:
Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой... (Пять.)
После того как найдена отгадка, работа над ней продолжается. Прошу вспомнить, о чем загадка, показать числовую карточку, соответствующую числу 5, назвать соседей числа 5 в числовом ряду, объяснить, как получили число 5, сравнить число 5 с последующим и предыдущим числами, сказать, как можно получить число 5 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе).
 Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины. Например:
Он давно знакомый мой,Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Всем его представить рад.Как зовут его? (Квадрат.)
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 3 можно предложить такую скороговорку:
Три сороки – три трещоткиПотеряли по три щетки:Три – сегодня,Три – вчера,Три – еще позавчера.
Многие учителя знают, что заучивание алфавита вызывает некоторые трудности у детей.
Мне на помощь пришло замечательное стихотворение Б. Заходера «Песенка – Азбука»
нехитрая мелодия на стихи помогает заучить порядок следования и правильные названия букв в алфавите.
Требования к проведению интегрированных уроков.
Разрабатывая интегрированный урок, учитель должен учитывать:
1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Вот какого мнения придерживается Е. Смирнова, описывая это в своей статье "Властвуй, не разделяя": "В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. "Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность. Во втором классе можно интегрировать литературное чтение, русский язык, познание мира и изобразительное искусство. В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство. В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам. Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы. Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированные. Со времен К.Д. Ушинского они проводятся в единстве. В настоящее время в первом полугодии первоклассники обучаются чтению и письму на таких уроках.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Итак, интеграция предметов приобретает особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
На этих уроках стараюсь найти взаимосвязь с другими предметами, ведь интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.
Итак, интеграция – один из главных принципов начального обучения в современных условиях развития образования. 
         В заключение своей статьи,  мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.
Приложение.
Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"

п/пТема Межпредметные связи Реализация межпредметных связей
1 Зимняя экскурсия Литературное чтение Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”.
ИЗО Рисование по теме “Зима в моём представлении”.
2 Зимние явления в неживой природе  Литературное чтение И.Никитин “Встреча зимы”.
А.Чехов “Шёл первый снег”.
ИЗО И.Грабарь “Февральская лазурь”.
М.Бочаров, В.Васнецов - эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Музыка Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”.
3 Снег и лёд Чтение В.Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы).
Музыка К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”.
4 Растения зимой ИЗО Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”.
Чтение С.Есенин “Берёза”.
Труд Аппликация “Деревья зимой”.
5 Животные зимой Чтение В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение).
ИЗО Рисунки птиц.
Труд Лепка животных (кто как зимует), составление композиции
Музыка Литературное чтение Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”.
6 Зимой (обобщение) Литературное чтение Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”.
Музыка В.Крутицкий “Зима”.
Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”.
Фрагмент урока музыки.
-- А я предлагаю немного поработать творчески. Давайте с вами прослушаем произведение музыкальное. Закрываем глаза и внимательно слушаем.
-Прослушали?
-Про что это произведение.
-Правильно, это «Вальс цветов».
-Посмотрите на экран.
-Что изображено?
-Правильно это цветы. Но не просто цветы. Давайте сравним с вами два цветка. Что у них общего? А что различного? Молодцы. Я вам предлагаю поиграть со мной. Давайте соберём из частей целое. Какие вы молодцы все собрали. Что у вас получилось? А теперь давайте попробуем зарисовать каждый то что услышит в произведении. Слушаем еще раз и начинаем рисовать. Молодцы посмотрите, какая красота у нас с вами получилась. А расскажите что вы нарисовали? Молодцы.
Список литературы
1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991. - 8. - С.48-51.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 1968. - С.308.
3. Болдырев Н.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, г 1968. - С.115.
-