Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский язык в ситуациях общения» 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82» города Ульяновска
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по английскому языку
«Английский язык в ситуациях общения»
6 класс
Составитель программы:
учитель английского языка
Романова Нелли Викторовна
2016 г.
Программа внеурочной деятельности по английскому языку
«Английский язык в ситуациях общения»
Пояснительная записка
К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу - подготовить образованных, конкурентоспособных, творчески мыслящих людей, способных успешно взаимодействовать с представителями других культур. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на иностранном языке.          
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру, расширить кругозор и раскрыть творческие способности каждого ученика. Внеурочная работа предоставляет учителю возможность установить более тесный и дружеский контакт с детьми, использовать разнообразные формы работы, учесть интересы каждого ученика, что помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность учащихся и добиться успеха в изучении иностранного языка. Программа внеурочной деятельности помогает учителю обеспечить учащихся дополнительным языковым материалом, развить навыки диалогической и монологической речи и предоставляет возможность применить знания на практике. Подобрав для внеурочной работы материал, близкий к программному, учитель обеспечивает преемственность урочной и внеурочной деятельности учащихся.  
Цели: 
Формирование умений общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и потребностей школьников данного возраста; коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
Расширение страноведческих и культуроведческих знаний учащихся, развитие интереса к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
Создание условий для интеллектуального развития ребенка и раскрытия его творческих способностей через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Задачи:
Обучающие
развивать навыки диалогической и монологической речи в ситуациях повседневного общения.
формировать и развивать умения правильного употребления лексики и грамматики английского языка.
создать благоприятный психологический климат для преодоления речевого барьера и использовать иностранный язык как средство общения;
знакомить с культурой англоязычных стран;
знакомить с традициями и обычаями страны изучаемого языка;
развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видов работы.
расширять общеобразовательный кругозор учащихся.
активно использовать полученные знания на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
воспитание понимания важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми;
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Данная программа направлена на создание условий для развития навыков диалогической и монологической речи, аудирования, расширение лексического запаса, совершенствование фонетических и грамматических навыков. Обучение говорению является одной из главных целей  обучения иноязычной речи.   Однако, научить ребенка говорить на иностранном языке – очень сложная задача. Решению этой задачи будут способствовать ролевые игры, инсценирование диалогов, драматизация, виртуальные экскурсии, проектная деятельность, а также использование стихов, песен, наглядности и презентаций. Основной формой работы на занятиях является игра. Ролевые игры помогают не только использовать на практике то, что было изучено на уроках, но и создают условия для раскрытия личности каждого ученика, и предоставляют возможность попасть в мир реального общения на иностранном языке. Ролевая игра позволяет учащимся стать кем-то другим на время игры и высказывать свое мнение от имени этого человека, или же учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию. Ролевая игра помогает развить навыки общения, умение доказывать свою точку зрения, формирует мышление, развивает воображение, создает творческую атмосферу.
Коммуникативная компетенция включает в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Нельзя научить иностранному языку, не познакомив с культурой страны. Знание норм и правил поведения, обычаев и традиций, особенностей национального характера и повседневной жизни страны изучаемого языка помогает нам узнать мотивы поведения людей и установить дружеские отношения. Изучение языка и культуры одновременно поможет не только достичь практических, образовательных и развивающих целей, но и поддержать мотивацию учащихся. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Направленность курса «Английский язык в ситуациях общения» несет личностно-ориентированный характер. Учащиеся являются главными участниками процесса обучения, проявляя свои интересы, удовлетворяя свои потребности, развивая и реализуя индивидуальные особенности посредством коммуникации с другими участниками учебного процесса, а также посредством аудио и видеоматериала, материала художественной литературы, используемых на занятиях курса.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа курса по английскому языку предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Общее количество занятий в течение учебного года составляет 35 уроков. Каждое занятие имеет свое название, подчиненное общей тематике курса – «Поездка в Англию и прием зарубежных гостей».  Программа данного курса построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история, география.
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков говорения, чтения, аудирования) и нетрадиционного урока – ролевой игры, инсценирование диалогов, заочных путешествий с использованием презентаций, викторины, проекта, составление коллажа. Занятия ориентированы на проведение различных форм работы – индивидуальной, парной, групповой. Все задания на уроках информационно-ориентированные, коммуникативно-направленные, призванные вызывать интерес к изучению темы. Контроль осуществляется в форме проведения викторины, защиты проектов.
Данная программа направлена на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
Почти вся программа представлена в виде презентаций, что повысит интерес учащихся к данной теме и, следовательно, даст более высокие результаты. В программе широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
формирование мотивации изучения иностранных языков
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
формирование коммуникативной компетенции;
развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
Метапредметные результаты
умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
формирование коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
Содержание изучаемого курса
№ Тема Количество часов Работы учащихся, практическая часть
1 Знакомство. 4 Инсценирование диалогов
2 Прием зарубежных гостей. 8 Ролевая игра, проект «Мой город»
3 Погода и природа. 3 Инсценирование диалогов
4 Приятного аппетита. 6 Ролевая игра, инсценирование диалогов, проект «Рецепт моего любимого блюда»
5 Путешествие. 6 Ролевая игра, проект «Традиции и обычаи британцев»
6 Поездка в Англию. 7 Ролевая игра, проекты «Традиции и обычаи британцев», «Англия»
7 Обобщение усвоенных знаний. 1 Викторина для учащихся
Тематический план
№ Тема Количество часов Формы учебной деятельности дата примечание
1 Знакомство. В мире вежливости. 1 Инсценирование диалогов 2 Хобби и интересы. 1 Инсценирование диалогов 3 Семья. 1 Проектная работа «Моя семья» 4 Мой город. 1 Проектная работа «Мой город» 5  Письмо другу. 1 Написание личного письма 6 Интервью. 1 Ролевая игра 7 Программа пребывания зарубежных гостей. 1 Составление программы 8 Прием зарубежных гостей. 1 Ролевая игра 9 Экскурсия по городу для зарубежных гостей. 1 Заочное путешествие, презентация 10 Наша школа. 1 Проектная работа «Наша школа» 11 В кино. 1 Инсценирование диалогов 12 В театре. 1 Инсценирование диалогов 13 Погода. 1 Инсценирование диалогов 14 Погода в Англии. 1 Презентация, беседа 15 Времена года и природа. 1 Инсценирование диалогов 16 Продукты и блюда английской кухни. 1 Презентация, беседа 17 Английский завтрак. 1 Презентация, беседа 18 За столом. 1 Ролевая игра 19 Английская чайная церемония. 1 Презентация, беседа 20 Рецепт моего любимого блюда. 1 Проектная работа 21 В кафе. 1 Ролевая игра 22
Путешествие на самолете. 1 Инсценирование диалогов
23 Путешествие на автобусе/поезде. 1 Инсценирование диалогов 24 Как спросить/показать дорогу. 1 Инсценирование диалогов 25 Таможня и багаж. 1 Ролевая игра 26 В гостинице. 1 Ролевая игра 27 Советы путешественнику. 1 Проектная работа 28 Что мы знаем об Англии. 1 Викторина 29 В Лондоне. 1 Викторина, ролевая игра 30 Достопримечательности Лондона. 1 Заочное путешествие, презентация 31 Королевский Лондон. 1 Заочное путешествие, презентация 32 Города Великобритании. 1 Заочное путешествие, презентация 33 Проектная работа по теме «Англия» 1 Проектная работа 34 Традиции и обычаи британцев. 1 Проектная работа 35 Обобщение усвоенных знаний 1 Викторина Результатами будут являться:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение применять полученные знания на практике;
заинтересованность учащихся в дальнейшем изучении английского языка и англоговорящих стран;
положительное отношение учащихся к культуре и обычаям англоязычных стран;
умение ориентироваться в страноведческом и  культуроведческом  материале,
умение дать рекомендации сверстникам, какие достопримечательности лучше посетить;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
умение собирать и обобщать информацию, пользоваться справочным материалом, Интернет-ресурсами;
умение работать с презентациями, проектами, умение  выступать с результатами выполнения познавательно-поисковых заданий;  
умение использовать в работе карту, наглядные пособия, выразительно читать отрывки из английских произведений, стихи;
умение вести диалог в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
На занятиях используются:  
географические карты
репродукции достопримечательностей страны изучаемого языка,
отрывки из адаптированных и неадаптированных художественных произведений английских писателей,
страноведческие справочники,
журналы,
распечатки с заданиями,
компьютер и проектор,
видеоматериалы,
учебные диски.
Список литературы
Балк Е.А.,Леменев М.М.Английский язык. Занимательный урок. Сборник дополнительных материалов 6-7 классы.- Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г
Бурмакина Л.В. Ролевые игры на уроках английского языка. .- Санкт-Петербург: издательство «Каро», 2013г
Васильев М.В. Достопримечательности Великобритании.- Москва: издательство «Айрис-пресс», 2008
Васильев М.В. Достопримечательности Лондона.- Москва: издательство «Айрис-пресс», 2008
Голицынский Ю.Б. Пособие по разговорной речи.- Санкт-Петербург: издательство «Каро», 2003г
Зайкова О.А. Увлекательный английский.3-9 классы: внеклассные мероприятия.- Волгоград: издательство «Учитель», 2010г
Йозефина Гревер Путеводитель-Лондон.- Москва: «Аякс-пресс», 2002
Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Страницы британской истории: Книга для чтения по английскому языку в 7-11 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2013 г
Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания. – Москва: издательство «Рольф», 2000г
Манько Эльжбета Разговорный английский язык – Москва: издательство «Астрель», 2007г
Музланова Е.С., Кисунько Е.И. Устные темы, диалоги и упражнения по английскому языку.- Москва: издательство «Экзамен», 2004г
Ханс-Гюнтер земзек Путеводитель-Англия.- Москва: «Аякс-пресс», 2000г
Приложение.
На занятиях внеурочной деятельности данного курса используются ролевые игры. Организация ролевого обучения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения. Игра способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.
Учитель заранее готовит карточки, в которых дана информация о персонажах, ситуации и задания. После прочтения карточки можно забрать, чтобы ученик не читал, а говорил. Информация в карточке может быть краткой, чтобы у ученика была возможность фантазировать и импровизировать.
Примеры карточек для проведения ролевых игр.
№1
At the hotel.Card 1: You have just arrived at the hotel. Ask at the reception if your room is ready, by what time you should check out on Sunday. You would like to know where you can have dinner and when breakfast is served in the morning. Be polite.
Card 2: You don’t like the service in the hotel: it’s too hot in your room, you can’t open the window for fresh air, there’s no hot water. Complain about it.
Card 3: You are speaking with another guest about the service in the hotel. You don’t like the noise late at night. Your room is nice and comfortable.
№2
At the café.Card 1: You are at the café with your foreign friend. You would like to have a table for two by the window. Ask the waiter to bring the menu and recommend some dishes, make an order.
Card 2: Order a baked salmon for you and a grilled chicken for your friend for the main course. You like coffee. Ask your friend what he would like to drink. Find out if his chicken is delicious.
Card 3: You are a vegetarian .Ask the waiter which dishes are suitable for vegetarians. Choose two dishes and something for a dessert. Say that the dish the waiter has recommended is delicious, ask for the bill.
№3
At the airport.Card 1: Your friend is afraid of going by plane. She has never travelled by air. Persuade her to fly by plane. Explain why you think it’s the best way of travelling.
Card 2: You are at the airport. Ask at the information bureau where you can find the check-in desk for a flight to Moscow; how much luggage you can have; how many pieces of hand luggage you can take on board.
Card 3: You are meeting your foreign friend at the airport. Ask at the information bureau what time the plane from London arrives; if there is a café or a restaurant in the arrival lounge.
№4
On board the plane.
Card 1: You are the captain of the plane. Introduce yourself and greet the passengers. Give some information about the flight.
Card 2: You are flying to London on business. Tell the person next to you some information about yourself. Ask if it is his first flight to London. Ask some questions to him.
Card 3: You are a stewardess. Offer the passengers soft drinks and snacks, newspapers and magazines, ask the passengers time to time if they are OK.