«Активизация познавательной деятельности обучающихся при обучении французскому языку как второму иностранному в условиях введения ФГОС »

«Активизация познавательной деятельности обучающихся при обучении французскому языку как второму иностранному в условиях введения ФГОС »
Изучение двух иностранных языков в контексте школьного образования - реальная потребность сегодняшнего дня. Французский язык все прочнее завоевывает позицию второго иностранного языка, при доминирующей роли английского языка. Овладение вторым иностранным языком проходит в тесном взаимодействии с первым иностранным языком, который оказывает как положительное, так и отрицательное влияние. Усвоение второго иностранного языка проходит, как правило, легче, так как знания, приобретенные при изучении первого иностранного языка, используются при обучении второму языку. Отрицательными факторами при обучении второму языку является несовпадение произношения, существенные расхождения в правилах чтения, различные законы построения предложений и порядок слов в них.
В нашей гимназии французский язык является вторым языком на протяжении многих лет. Изучение второго языка начинается с 5 класса по 2 часа в неделю. Увлекательный учебный материал, новизна предмета – все это очень нравится детям на начальном этапе обучения, но со временем этот интерес угасает. Задача педагога – добиваться устойчивости познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности на всем протяжении при изучении языка.
За долгие годы работы в школе я убедилась, что огромная роль в обучении иностранному языку отводится мотивации обучающихся, которая является главным источником активности школьников. Учить надо так, чтобы ученик становился активнодействующим, самостоятельно познающим учебную задачу и получал радость от результатов своего интеллектуального труда. Задача педагога – лишь управлять деятельностью обучающихся.
96% обучающихся с огромным интересом начинают изучать французский язык, но начиная уже с 6 класса проявленный интерес значительно ослабевает, а к 9 классу пропадает у 87% обучающихся. Как сохранить интерес к иностранному языку у обучающихся? Этот вопрос широко обсуждается в учительском сообществе.
Подходы к решению проблемы повышения мотивации к изучению второго языка:
Разработка системы специальных упражнений;
Применение аудиовизуальных средств на уроках;
Использование познавательных игр на уроках;
Страноведческий и аутентичный материал;
Самостоятельная работа на уроке;
Применение проектной деятельности в учебном процессе;
Вовлечение во внеклассную работу обучающихся;
Педагогическое воздействие учителя, вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.
Остановимся на некоторых из этих подходов.
У каждого педагога сложилась своя система отбора упражнений для разного вида деятельности. Но всегда эти упражнения должны иметь творческий характер и быть интересными для учеников.
Нельзя представить современный урок без компьютера, мультимедийного поектора и без использования Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранным языкам.
Невозможно переоценить роль игры, которая облегчает овладевать знаниями. За многолетнюю практику мною создана картотека игр: лексических, грамматических, ролевых. Игра создает условия для развития активной мыслительной деятельности участников образовательного процесса, стимулирует интеллектуальную деятельность обучающихся. Любая игра формирует умение работать в коллективе и умение договариваться и общаться со сверстниками. Учебные игры я часто использую в своей педагогической практике на разных этапах урока: во время опроса, закрепления материала, как домашнее задание (например: кроссворд), при проведении обобщающих уроков по теме. Мы развиваем положительную мотивацию к изучению языка, включая детей в учебную деятельность с помощью различных игр. Игра стимулирует и интенсифицирует учебный процесс. В процессе игры повышается самооценка у обучающихся, снимается эмоциональное напряжение. Например, при изучении множественного числа существительных, обучающиеся, выполняют следующее задание в виде командной игры: к картинкам по теме «Одежда» со словами в единственном числе они составляют из букв соответствующие слова во множественном числе. Ролевые игры я использую при введении лексических единиц, например, по теме «Магазин», где каждый может попробовать себя в роли покупателя и продавца. Грамматические игры я провожу при введении прошедшего времени глаголов 1 группы и других грамматических правил. Довольно часто я применяю орфографические игры с использованием двуязычных словарей, которые располагаются в конце учебника к каждому блоку. Я разрабатываю разные задания. Класс делится на команды (по рядам). Например, найти глаголы 1 гр. или слова по изучаемой теме. За отведенное время нужно отыскать как можно больше слов. Один из членов команды зачитывает слова, другие члены команды помогают.
При выборе текстов для чтения, я делаю упор на страноведческий материал. Обучающиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка. Получив дополнительные знания на других предметах, ученики широко применяют их на уроках иностранного языка. Сравнивая русскую и французскую действительность в разных сферах жизни, используя страноведческую информацию в учебном процессе, обучающиеся получают возможность расширять коммуникативные возможности, что является благоприятным фактором для создания положительной мотивации на уроке. Содержание страноведческих текстов должно содержать определенную новизну. Результативными считаю совместное заполнение таблиц страноведческого характера. Например, по теме «Швейцария» в 7 классе. Очень важно, чтобы тексты были доступными, так как их непонимание ведет к снижению мотивации изучения иностранного языка. Для облегчения понимания текста я предлагаю использовать ключевые слова. Можно предложить составить аналогичный, описывающий сходные явления в реалии своей страны. Отдавая предпочтение аутентичным текстам, необходимо осознавать реальный уровень владения языком обучающимися и важно более серьезно относиться к их подбору. Тесты, которые широко представлены в учебнике 6-7 классов также носят страноведческий характер.
Знания, которые ученик получает самостоятельно, преодолевая определенные трудности, он усваивает прочнее. Изучая материал самостоятельно, ученик не может оставаться пассивным, он включает все резервные силы организма, максимально концентрируется на изучаемом материале. Рационально используя элементы самостоятельной работы в ходе урока, учитель, несомненно, повышает уровень учебно- познавательной мотивации.
Важно подчеркнуть, что особое место в реализации личностно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам отводится методу проектов. Метод проектов активизирует интеллект ученика, его целеустремленность, любознательность, коммуникативные умения. Стоит отметить, что создание проекта – процесс творческий, он играет важную роль в процессе обучения. Проект «Моя семья», проводимый в 5 классе, развивает творческие способности обучающихся. Конечным продуктом становится альбом, коллаж, стенгазета. Любая инициатива на уроке приветствуется и поощряется. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что метод проектов развивает индивидуальные способности обучающихся и способствует их познавательной активности.
Изучая французский язык, очень хочется использовать полученные знания вне урока. Внеклассные мероприятия позволяют в полной мере это решить. Такие внеклассные мероприятия как празднование Рождества, КВНы, «Встреча со сказкой» и др. раскрывают творческий потенциал учеников и способствуют их познавательной активности. Многие обучающиеся с большим интересом выполняют задания творческого характера – разучивают песни, переводят стихи. Наша гимназия имеет эстетическую направленность, большое значение в ней уделяется музыкальным предметам. Музыка – это средство погружения в атмосферу изучаемого языка, не перемещаясь в пространстве. Музыка позволяет изучать язык в любом месте, в любое время. Песни на французском языке всегда наполнены энергетикой этого языка. Музыка создает на уроке особую благоприятную обстановку, она стимулирует ребят к изучению французского языка. С огромным интересом ученики вовлекаются в процесс разучивания песен. В репертуаре нашей гимназии есть много песен на французском языке, с которыми они выступают на различных конкурсах и завоевывают призовые места. Ученица 8 класса заняла 1 место в конкурсе эссе по французскому языку «Зачем нужно изучать французский язык ?»
Ежегодно мы проводим Неделю иностранного языка. В рамках этой недели оформляются стенды о стране изучаемого языка, выставки творческих работ, конкурсы стенных газет, буклетов о Франции. В 2015-2016 учебном году учителя французского языка нашей гимназии в неделю иностранного языка провели КВН для обучающихся 5 классов, где ребята могли совершенствовать знания, полученные на уроках и проявить себя творчески.
Большое влияние на заинтересованность учеников в предмете играет роль самого учителя: его харизма, грамотность, внешний вид, эмоциональность. Педагог должен стимулировать учеников, хвалить за правильный ответ, всегда оценивать выполненные задания.
В своей работе я использую такие приемы и формы работы, которые повышают познавательную активность и творческую инициативу обучающихся и способствуют высокому качеству знаний.

{ђ Заголовок 1{ђ Заголовок 215