Рабочая программа ПМ.04Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов специальность 21.02.04. «Землеустройство»

Министерство образования Пензенской области
ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»




УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ ПО «Пензенский
агропромышленный колледж»
____________________ А.В.Зарывахин







рабочая ПРОГРАММа
Профессионального Модуля 04.01 Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов
специальность 21.02.04. «Землеустройство»





















г. Пенза 2016 г
.
РАССМОТРЕНО
На заседании цикловой комиссии
Специальных дисциплин
Протокол №____ от «____»______ 20____г.
Председатель _________
ОДОБРЕНО
Зам. начальника
ОКХ и УЗР
____________ А.Н.Фомин
«_____»_____ 20____ г.


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 21.02.04. Землеустройство

Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»
Разработчик:
-Канайкина Екатерина Александровна, преподаватель специальных дисциплин
























СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.



2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля



4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)




1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Осуществление контроля использованием и охраны земельных ресурсов и окружающей среды
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО среднего профессионального образования (далее – СПО) 21.02.04. Землеустройство (углубленного уровня подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Проводить проверки и обследования в целях обеспечения соблюдений требований законодательства Российской Федерации.
2.Проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге
3.Осуществлять контроль использования и охраны земельных ресурсов.
4.Разрабатывать природоохранные мероприятия, контролировать их выполнение.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки руководителей предприятий торговли и товароведов. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-проводить проверки и обследования в целях обеспечения соблюдений требований законодательства Российской Федерации;
- проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге;
- осуществлять контроль использования и охраны земельных ресурсов;
-разрабатывать природоохранные мероприятия, контролировать их выполнение;
уметь:
- оценивать состояние земель;
- подготавливать фактические сведения об использовании земель и их состояния;
- проводить проверки и обследования по выявлению нарушений в использовании и охране земель, состоянии окружающей среды , составлять акты;
- отслеживать качественные изменения в состоянии земель и отражать их в базе данных в компьютере;
- использовать материалы аэро- и космических съемок при инвентаризации земельных ресурсов и экологическом мониторинге;
- применять земельно-правовые санкции в связи нарушением законодательства по использованию земель;
- планировать и контролировать выполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв, предотвращению процессов , ухудшающих их качественное состояние ;
- осуществлять контроль выполнения природоохранных требований при отводе земель под различные виды хозяйственной деятельности.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –375 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –375 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 247 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 128 часа;
учебной и производственной практики – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 4.1
Проводить проверки и обследования в целях обеспечения соблюдений требований законодательства Российской Федерации

ПК 4.2
Проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге

ПК 4.3
Осуществлять контроль использования и охраны земельных ресурсов.

ПК 4.4
Разрабатывать природоохранные мероприятия, контролировать их выполнение.

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).




3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 04. Осуществления контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды

Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



ПК 4.1- 4.2
Раздел 1 .Учет земель и контроль за их использованием
246
164
88
-
82
-
-
-

ПК 4.3- 4.4
Раздел 2 Охрана окружающей среды и природоохранные мероприятия
129
83
43

46

-
-


Производственная практика (по профилю специальности), часов
36

36


Учебная практика
36

36


Всего:
375??
247
131
-
128
-
-
72














3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 04. Осуществления контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения






1
2
3
4

МДК 04. 01.
Учет земель и контроль за их использованием

164


Тема 4.1.1.
Кадастры природных
ресурсов
Содержание
16
1


1. Понятие, назначение и задачи кадастров природных ресурсов. Составные части, виды и
принципы кадастров. История развития кадастров.
2. Классификация природных ресурсов. Место отраслевых кадастров в обеспечении рационального использовании природных ресурсов.
3. Организационная структура мониторинга природных ресурсов. Инвентаризация природных ресурсов. 4.Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов. Содержание КТКПР. Порядок
формирования КТКПР.
5.Кадастр водных ресурсов. Классификация водных ресурсов. Водный кодекс РФ. Объекты и субъекты водных отношений. Водопользование и водопотребление. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов. Государственный мониторинг водных объектов. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов. Планирование охраны и рационального использования водных ресурсов.
6.Кадастр лесных ресурсов. Объекты лесного фонда. Мониторинг лесов. Лесоустройство и
лесная сертификация. Лесохозяйственные рубки. Деградация лесных экосистем. Государственный
контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством ле-
сов.
7.Кадастр особо охраняемых территорий. Классификация ООПТ. Земли природоохранного на-
значения. Земли рекреационного назначения. Демографическая емкость территории по рекреаци-
онным ресурсам. Особо ценные земли и земли запаса.
8.Кадастры атмосферного воздуха, флоры и фауны и др. Экономическая оценка ущерба биоресурсам.


2

2

2
2

2




2




2


2
1

1

1
1

1




1




1


1



Лабораторно-практические работы:

1.Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка. Оценка степени экологической устойчивости ландшафта.
2..Расчет критических нагрузок химических загрязнителей (на примере лесных экосистем). Экономическая оценка ущерба биоресурсам.
3. Расчет коэффициента миграции химических элементов в
ландшафте.

12

4


4
4
2

2,3


2,3
2,3


Самостоятельная работа:

Инвентаризация природных ресурсов.
Почвенные ресурсы нашей страны, учет их количества и качества
Мониторинг лесов. Лесоустройство и лесная сертификация.
Организационная структура мониторинга природных ресурсов

16

4
4
4
4
2

2
2
2
2

Тема 4.1.2
Кадастр и мониторинг
земель
Содержание
36
1


1.Теоретические основы государственного земельного кадастра. Краткие сведения о земельном фонде РФ. Объект государственного земельного кадастра.
2.Сущность, задачи и принципы ведения государственного земельного кадастра. Законодательная и нормативно-правовая база создания и ведения государственного земельного кадастра.
3.Порядок ведения государственного земельного кадастра. Кадастровое деление территории РФ.
4. Документы государственного земельного кадастра, их классификация.
5. Картографическое обеспечение государственного земельного кадастра.
6. Государственный земельный кадастр – основа создания Государственного кадастра недвижимости.
7. Кадастровый учет земельных участков с обременениями в использовании.
8. Кадастровые и регистрационные системы за рубежом. Эффективность кадастровых действий.
9. Теоретические основы государственного мониторинга земель. Нормативно- правовое обеспечение государственного мониторинга земель.
10. Организационные основы осуществления мониторинга земель.
11. Состав и содержание работ по государственному мониторингу земель на различных административно-территориальных уровнях.

4

4

4
2
2
2
4
2
4

4
4
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1


Лабораторно-практические работы:
Документы государственного земельного кадастра, их классификация.
Объект государственного земельного кадастра.
Единый государственный реестр земель. Кадастровое дело. Кадастровая карта (план).
Кадастровый учет земельных участков и территориальных зон.
Картографическое обеспечение государственного земельного кадастра.
Проведение государственного кадастрового учета и регистрации земельных участков.
Сбор, обработка и хранение информации о земельных ресурсах.
8. Мониторинг земель на федеральном , региональном, и локальном уровнях.
40
6
4
6
4
6
6
4
4

2
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3


Самостоятельная работа:
1.Земельный кадастр России – история и современность.
2.Содержание земельного кадастра.
3.Природно-ресурсный потенциал ландшафтов.
4.Организационные основы осуществления мониторинга сельскохозяйственных земель.
5.Единая методика государственного мониторинга земель на различных административно-
территориальных уровнях.
30
6
6
6
6
6
1
1
1
1
1
1



Тема 4.1.3. Земельный контроль
Содержание
24
1


Понятие государственного земельного контроля. Задачи и функции земельного контроля.
Функции управления в сфере использования и охраны земель.
Гарантии исполнения земельных законов, соблюдения требований рационального использования и охраны земель.
Нормативно правовое обеспечение государственного контроля земель.
Принципы земельного контроля.
6. Виды земельного контроля: а) государственный; б) общественный; в) органов местного самоуправления; г) ведомственный; д) производственный

4
4
4

4
2

6
1
1
1

1
1

1



Лабораторно-практические работы
36
2


Нормативно правовое обеспечение государственного контроля земель.
2. Права должностных лиц (инспекторов), осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.
3. Заполнение документов при проведении контроля за соблюдением земельного законодательства по образцу.
4. Ведение государственного земельного контроля.
5. Ведение общественного контроля земель.
6. Ведение контроля земель органами местного самоуправления.
7. Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Пензенской области.
6
4

6
4
4
6
6
2,3
2,3

2,3
2,3
2,3
2,3
2,3


Самостоятельная работа:
1.Рациональное использование земельных ресурсов.
2.Признаки нарушения требований законодательства по использованию земель.
3.Осуществление контроля за охраной земель (негативные процессы), их выявление и оценка, получение достоверной информации о состоянии земельных ресурсов.
4.Права должностных лиц (инспекторов), осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.
5.Порядок действий государственного земельного инспектора по пресечению правонарушений и оформлению материалов о правонарушениях.
6.Рассмотрение материалов о правонарушениях.

36
6
6
6

6

6

6
1
1
1
1

1

1

1


Самостоятельная работа при изучении раздела 04.
Систематическая проработка конспектов занятий.
Изучение дополнительной литературы.
Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Работа над докладами и рефератами.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Содержание земельного учета
Земельно-учетные единицы и элементы.
Классификация угодий.
Система государственного учета количества и качества земель.
Способы отражения и сбор земельно-учетной информации.
Мониторинг земель.
Виды мониторинга.


Раздел 2. МДК 04.02. Охрана окружающей среды и природоохранные мероприятия


83







1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Тема 4..2.1..Природопользование и охрана окружающей
среды
Содержание:
1. Основы природопользования. Предмет, цель, задачи и методы природопользования. Структура научной дисциплины и ее связь с другими науками.
2. Основные понятия. Исторические и географические типы природопользования.
3. Социально-экономические функции и потенциал природных систем.
4. Законодательные основы, принципы и правила природопользования.
5. Принципы, законы и правила функционирования гео- и экосистем. Экологическое состояние гео- и экосистем.
6. Природные и антропогенные источники загрязнения объектов окружающей природной среды.
7. Современные изменения окружающей природной среды .
8. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы.
9. Стратегия экологической безопасности в РФ.
20
2

2
2
2
2
4
2
2
2






Лабораторно-практические работы

28






2



1.Оценка использования комплексно-территориальных природных ресурсов.
2. Структура и свойства природных систем.
3. Социально-экономические функции и потенциал природных систем.
4. Законодательная основа природопользования.
5. Классификация источников загрязнения
6. .Гигиенические и экологические критерии качества окружающей природной среды
7. Антропогенные нагрузки и их измерения (определение ресурсоёмкости, землееёмкости, отходность производства)
8. Анализ конкретных производственных ситуаций по результатам проверок с целью соблюде-
ния природоохранных требований.
9.Разработка природоохранных мероприятий.
10. Экспертиза и нормирование загрязнения окружающей среды.
11. Оценка экологического состояния ресурсов.
2
2
2
2
2
2
4

4

4
2
2
2
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3

2,3

2,3
2,3
2,3


Самостоятельная работа обучающихся
1.Понятие проблемы природопользования и её отличие от экологических проблем.
2. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы.
3. Типы природопользования. Географические типы природопользования.
4. Мероприятия по охране природы, и их классификация.
5. Понятие, виды и возможности природоохранной деятельности.
6. Основные принципы стратегии устойчивого развития.
7. Виды и полномочия государственных органов природоохраны.
23
2
2
3
4
4
4
4
1
1
1
1

1

1


Тема 4.2.2: Природоохранные мероприятия и контроль за их выполнением
Содержание:
1.Государственный мониторинг земель в системе управления земельными ресурсами.
2. Понятие, назначение и задачи автоматизированных систем государственного мониторинга
земель.
3.Эффективность внедрения автоматизированных систем мониторинга земель в целях рационального природопользования и охраны земель.
4. Выявление и отображение изменений в использовании и состоянии земель, в том числе соз-
дание программных средств для ведения соответствующих баз данных.
5. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

23
3
4

4

4

4
1
1
1

1

1

1



Лабораторно-практические работы
15
2


1.Оценка почвы по санитарно-химическим и радиологическим показателям.
2.Разработка мероприятий по охране и защите земельных ресурсов.
3.Улучшение земельных территорий.
4.Меры по минимизации площади нарушенных земель.
5.Меры по снижению уровня воздействия на почвенный покров
6.Мероприятия по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель


3

2
2
2
2
2

2,3

2,3
2,3
2,3
2,3
2,3



Самостоятельная работа обучающихся