Рабочая программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности для студентов специальности 21.02.04 Землеустройство

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

для специальности 21.02.04 Землеустройство


























2016



Рассмотрена
Учебно-методическим объединением специальности 21.02.04 Землеустройство
«30» августа 2016г.
Председатель УМО
О.В. Чекашкина __________
Утверждена
решением педсовета
протокол № 01 от 31 августа 2016 г.

Согласовано:
заместитель директора по УР
_________И.В. Саралидзе





Рабочая программа дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 21.02.04 Землеустройство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 485 от 12 мая 2014г., зарегистрирован в Министерстве юстиции № 32654 от 10 июня 2014г.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Апшеронский лесхоз-техникум».



Разработчик:
А.А. Радченко преподаватель ГБПОУ КК «АЛХТ» ______________
( подпись)



Рецензенты:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·СОДЕРЖАНИЕ


стр.




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

7

4. условия реализации учебной дисциплины
17

5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20




1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО ОП.09 Безопасность жизнедеятельности, укрупненная группа специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении профессии рабочего в рамках специальности 21.02.04 Землеустройство по рабочей профессии в соответствии с классификатором: замерщик на топографогеодезических и маркшейдерских работах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина ОП.09 Безопасность жизнедеятельности входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.



В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.






1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 102 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 68 часов
(на изучение раздела «Основы военной службы» - 48часов);
самостоятельная работа обучающегося - 34 часа.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68

в том числе:


практические занятия
48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34

в том числе:


Индивидуальные задания
Внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы)

0
34

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения:


Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
10

в том числе:


практические занятия
8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
92

в том числе:


Индивидуальные задания
Внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы)

0
92

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Раздел 1.
ЧС мирного и военного времени, организация защиты населения.


24


Тема 1.1.
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации

Содержание учебного материала
2



1


Опасности при проведении полевых работ на Кубани

1



Подготовительная работа перед выездом партии на полевые работы

1



Порядок организации лагеря

1



Полевые работы в незнакомой местности

1


2
Опасности при проведении полевых работ в горах Северного Кавказа

1



Подготовительная работа перед выездом партии на полевые работы

1



Опасности при проведении инженерно- геодезических работ на горных склонах

1



Опасности при обращении с электричеством 1

2


Лабораторные работы
0



Практические занятия
2



1
№1. Опасности при обращении с электричеством




Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по основным опасностям в профессиональной деятельности и в быту).
Подготовка к практическим работам подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
Составить сообщение по теме: Составить текст проведения инструктажа по технике безопасности при организации:
– инженерно- геодезических работ на участках железных и автодорог;
- инженерно- геодезических работ на строительных площадках
Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы бытовой среды при возникновении чрезвычайных ситуаций»
2











Тема 1.2.
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Содержание учебного материала
2



1
Пожары и их характеристика

1



Причины возникновения пожаров на Кубани

1



Правила безопасного поведения при пожаре в жилом доме

1



Правила безопасного поведения при пожаре на предприятии

1


2
Первичные средства пожаротушения 1

2



Пожарные щиты, комплектность, расположение 1

2



Типы огнетушителей 1

2



Порядок тушения возгораний 1

2


Лабораторные работы
0



Практические занятия
2





1
№2. Огнетушители




Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по мерам пожарной безопасности).
Подготовка к практическим работам, подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

1.Составить сообщение по теме:
- «Возникновение пожаров в деревянных строениях и порядок действий»
- «Возникновение пожаров в кирпичных постройках и порядок действий»

2.Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы бытовой среды при возникновении пожаров»

2










Тема 1.3.

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны
Содержание учебного материала

2




1
Закон РФ «О Гражданской обороне»

1



История создания ГО.

1



Этапы реформирования ГО

1



Основные положения статей закона «О Гражданской обороне»

1


2
ГО на объектах экономики.

1



Структурная схема ГО объекта экономики

1



Основные мероприятия гражданской обороны

1


Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по вопросам ГО).
Подготовка к практическим работам, подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.На основании изученного материала объясните порядок организации типовой структуры гражданской обороны для условного предприятия по переработке леса.
2.Назовите основные пункты приказа руководителя аварийно-спасательного формирования на выполнение необходимых работ в случае возможной опасности подтопления лесхоза
2









Тема 1.4.
Способы защиты населения от оружия массового поражения;
Содержание учебного материала
2




1



Ядерное оружие и защита от него

1



Поражающие факторы ядерного оружия

1



Очаг ядерного поражения

1



Способы защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия 1

2


2
Химическое оружие и защита от него 1

2



Классификация боевых отравляющих веществ 1

2



Способы защиты населения от химического оружия 1

2



Бактериологическое оружие

1



Способы распространения бактериологического оружия

1



Способы защиты населения от бактериологического оружия

1


Лабораторные работы
0



Практические занятия
2



1
№3. Порядок пользования убежищами и СИЗ




Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по вопросам оружия массового поражения и способам защиты от него).
Подготовка к практическим работам, подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:

Подготовить ответы на вопросы:
1.Дать характеристику поражающим факторам ядерного оружия
2.Какие основные способы защиты от поражающих факторов ядерного оружия?
3.Охарактеризуйте химическое оружие
4.Какие способы защиты от химического оружия?
5.Дать характеристику бактериологическому оружию. Способы защиты от него
6.Охарактеризуйте средства медицинской защиты
7 Охарактеризуйте средства индивидуальной защиты
8. Охарактеризуйте инженерные защитные сооружения


2









Тема 1.5 Принципы обеспечения устойчи-вости объектов эконом-ики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрез-вычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия тер-роризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
Содержание учебного материала
2



1
Понятие устойчивости объекта экономики в условиях Кубани

1



Законодательство РФ о повышении устойчивости объектов экономики

1



Опасные производства

1



Прогнозирование техногенных ЧС и их последствий на объектах экономики

1


2
Факторы, влияющие на устойчивость объекта в условиях Кубани

1



Пути и способы повышения устойчивости объекта от техногенных и природных ЧС

1



Повышение устойчивости объекта экономики в условиях противодействия терроризму

1


Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

0


Раздел 2
Основы военной службы

72




Тема 2.1
Основы военной службы и обороны государства;

Содержание учебного материала

2



1
Национальная безопасность России 1

2



Государственная безопасность 1

2



Общественная безопасность 6

2


2
Основное содержание военной доктрины 1

2



Военная организация государства 1,5,6

2



Задачи Вооруженных Сил России 1,4

2



Права и обязанности военнослужащих 2,3,7,8

2


Лабораторные работы
0



Практические занятия
16



1
№4 Закон РФ «Об обороне»




2
№5. Закон РФ «О статусе военнослужащих»




3
№6. Правовые основы военной службы




4
№7. Состав и структура ВС России




5
№8. Виды и рода войск




6
№9. Другие войска и их назначение




7
№10. Суточный наряд




8
№11. Караульная служба




Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по вопросам обороны государства).
Подготовка к практическим работам, подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите
Самостоятельная внеурочная работа обучающихся:
1.Подготовить сообщение по темам:
-Основные понятия о национальной безопасности России. Типы угроз.
-Военная доктрина РФ и ее предназначение.
-Военная организация государства и основные направления ее развития.
-Система руководства и управления ВС России.
2.Состав и структура ВС России. Составить структурную схему.
3..Составить таблицу воинских званий в Сухопутных войсках и ВМФ.
4. Подготовить ответы на вопросы:
-Какие задачи Вооруженных Сил России?
-Какие виды и рода войск существуют в ВС России?
-Какое назначение внутренних войск?
-Какое назначение пограничных войск?
-Какое назначение войск гражданской обороны?
-Какое назначение суточного наряда?
-Какое назначение караульной службы?


9









Тема 2.2.
Организацию и

порядок призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в добровольном порядке;

Содержание учебного материала
2







1
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»2

2



Организация воинского учета 1

2



Обязательная подготовка граждан к военной службе 2

2



Призыв граждан на военную службу

2


2
Воинская обязанность и ее содержание

1



Курс молодого бойца 3,5

2



Особенности контрактной службы 4

2



Отбор кандидатов в военные вузы 6

2



Понятие воинской деятельности 7

2



Предельные сроки службы 8

2


Лабораторные работы
0



Практические занятия
16




1
№12. Обязанности граждан по воинскому учету




2
№13. Подготовка граждан к военной службе




3
№14. Прохождение военной службы по призыву




4
№15. Контрактная служба




5
№16 . Воинские звания и знаки различия




6
№17. Поступление в военные ВУЗы




7
№18. Основные виды воинской деятельности




8
№19. Увольнение с военной службы




Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по вопросам призыва граждан на военную службу и ее прохождению).
Подготовка к практическим работам, подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1..Изучить положения Международного гуманитарного права, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов и определяющих правила поведения военнослужащих в бою.
2.Обязанности военнослужащих.
3.Объяснить порядок профотбора граждан для поступления в военные учебные заведения.
4.Изучить пакет документов для прохождения контрактной службы
5. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»
Подготовить ответы на вопросы:
- Что включает в себя воинская обязанность и каково ее содержание?
-Каково назначение воинского учета?
- Какие обязанности граждан по воинскому учету?
- В чем заключается обязательная подготовка граждан к военной службе?
- В чем заключается добровольная подготовка граждан к военной службе?
-Охарактеризуйте основные виды воинской деятельности
-Как обеспечивается безопасность военной службы?


9









Тема 2.3

Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

Содержание учебного материала
2




1
Вооружение и боевая техника Сухопутных войск 1,2

2



Танковые войска и их вооружение 1,2

2



Мотострелковые войска и их вооружение 1,2

2



Ракетные войска и артиллерия 1,2

2


2
Вооружение и боевая техника ВМФ 1, 2

2



Надводные силы ВМФ и их вооружение 1,2

2



Подводные силы ВМФ и их вооружение 1,2

2



Авиация ВМФ 1,2

2


Лабораторные работы
0



Практические занятия
4



1
№20. Профотбор призывников




2
№21 Отбор на командирские должности




Контрольные работы
0




Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по вопросам вооружения и военной техники).
Подготовка к практическим работам подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
1.Составить сообщения: ТТХ АК-74, БМП- 3, Т-90,СУ-27и аналогичные вооружения армии США
2.Объяснить порядок выбора военной специальности по морально -деловым качествам и полученной специальностью призывника.
3.Составить сообщение по теме: «Вооружение и боевая техника ВМФ»
4. Составить сообщение по теме: «Вооружение и боевая техника ВВС»

4














Тема 2.4
Область применения
получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Содержание учебного материала

2




1
Психологическая уравновешенность 1

2



Социально- психологический портрет личности

1



Основные направления в обеспечении психологической уравновешенности

1


2
Приемы бесконфликтного общения 1

2



Психологические компоненты конфликта

1



Биоритмы организма человека

1


Лабораторные работы
0



Практические занятия
4




1
№22.Тестирование и анализ результатов




2
№23.Способы саморегуляции




Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по вопросам психологические основы подготовки к военной службе).
Подготовка к практическим работам, подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1. Составить сообщения по теме:
-Способы бесконфликтного общения в трудовом коллективе
-Методика бесконфликтного общения среди военнослужащих
-Способы саморегуляция в повседневной деятельности
2.Уметь объяснить значение биоритмов организма человека

2









Раздел 3
Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской
помощи


6


Тема 3.1.
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Содержание учебного материала
2




1
Помощь при травматических повреждениях 1

2



Значение и правила оказания первой медицинской помощи

1



Понятие о ране, классификация 1

2



Первая помощь при ранениях 1




2
Помощь при переломах 1

1



Виды переломов и их диагностика

1



Опасности от травматического шока

2



Иммобилизация переломов

2


Лабораторные работы
0



Практические занятия
0




1
№24. Помощь при кровотечениях
2



Контрольные работы
0



Домашние задания:
Cистематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебников, просмотр периодической печати по оказанию первой медицинской помощи).
Подготовка к практическим работам, подбор необходимой информации, оформление практических работ, подготовка к их защите
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся:
1.Уметь классифицировать виды ран.
2.Назвать признаки классификации кровотечений.
3.Объяснить порядок остановки кровотечений.
4.Объяснить порядок обработки раневой поверхности.
5.Перечислить виды повязок на раневые поверхности.
6.Объяснить порядок фиксации поврежденной конечности.
7.Назвать основные мероприятия доврачебной помощи пострадавшим.


2










Всего часов по дисциплине:
102








Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:
- типовое оборудование (столы, стулья, шкафы)
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
- видеотека мультимедийных учебных программ (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам БЖ, видеофильмы по разделам курса БЖ, презентации по темам безопасности жизнедеятельности)
- нормативно-правовые документы
- учебная литература
- раздаточный материал
- различные приборы (войсковой прибор химической разведки (ВПХР), дозиметры)
- индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки)
- общевойсковой защитный комплект
- противохимический пакет
- сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи (сумка СМС)
- перевязочные средства (бинты, лейкопластыри, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная)
- медицинские предметы расходные (булавка безопасная, шина проволочная, шина фанерная)
- грелка
- жгут кровоостанавливающий
- индивидуальный перевязочный пакет
- шприц-тюбик одноразового пользования
- носилки санитарные
- макет простейшего укрытия в разрезе
- макет убежища в разрезе
- тренажер для оказания первой помощи
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
набор плакатов или электронные издания
массогабаритный макет автомата Калашникова



Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- телевизор с универсальной подставкой
- DVD-плеер

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Арустамав Э.А. «Безопасность жизнедеятельности», ОИЦ «Академия», 200
2.Смирнов А.Т. «Безопасность жизнедеятельности», ОИЦ «Академия», 2009.
3. Фролов М.П. «Основы безопасности жизнедеятельности», Издательство "Оникс", 2013.
4. Смирнов А.Т. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», ООО «Дрофа», 2013.
5. Мурадова Е.О. «Безопасность жизнедеятельности», ИД «Риор», 2012.
6. Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В. «Безопасность жизнедеятельности» ООО «Издательство КноРус», 2013.
7. Сапронов Ю.Г., Сыса А.Б., Шахбазян В.В. «Безопасность жизнедеятельности», ОИЦ «Академия», 2012.
8. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А. и др. «Безопасность жизнедеятельности», ООО «Дрофа», 2013.
5.Закон РФ «Об обороне»
6.Закон РФ «О статусе военнослужащих»
7.Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»
8.Закон РФ «О гражданской обороне»

Дополнительные источники:

1. Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. /Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт. гос. техн. ун-т. БТИ, - Бийск, 2013.
2. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. Здоровье, болезнь и образ жизни. – М., 2013.
3. Афанасьев. Ю. Г. Приборы радиационной и химической разведки [Текст]: метод. рекомендации к практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех форм обучения / Ю. Г. Афанасьев, А. Г. Овчаренко, Л. И. Трутнева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013.
4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. Методическое пособие для студентов. – М., 2013.
5. Овчаренко А.Г., Раско С.Л. Электростатическая безопасность пожаро- и взрывоопасных производств./ Изд-во Алт. гос. техн. ун-та. 2012.

6. Раско С.Л., Овчаренко А.Г. Введение в курс «Безопасность жизнедеятельности»: метод. рекомендации по выполнению практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2013.
7.Раско С.Л., Овчаренко А.Г. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: учебное пособие к практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск. 2013.
8.Сапронов Ю.Г, Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования «Безопасность жизнедеятельности» - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
9.Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования / Ю. Г. Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «академия», 2012 – 320с.
10. Смирнов А. Т. и др. Основы военной службы: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования/ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; Под общей ред. А. Т. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа,2013 – 240с.

Интернет-ресурсы:
1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk
2. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники) http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9
3. Юридическая Россия http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788
4. Правовые основы
http://revolution.allbest.ru/war/00166144.html 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания;
№ задания


Умение предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

-выбор мер для снижения уровня опасностей в профессиональной деятельности.
-выбор мер для снижения уровня опасностей в быту.
-обоснованность выбора мер для снижения потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и в быту в соответствии с инструкциями по ТБ
письменный
опрос



устный опрос



Выполнение практической работы №1



Умение применять первичные средства пожаротушения

-выбор средств пожаротушения в зависимости от вида возгорания
-соответствие выбранных средств пожаротушения
инструкции по применению первичных средства пожаротушения
Выполнение практической работы №2


устный опрос


Умение использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения;


-выбор средств индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового поражения
-характеристика оружия массового поражения
-обоснованность выбора средств индивидуальной и коллективной защиты инструкции по применению
Выполнение практической работы №3

устный опрос

письменный опрос

Умение организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций










-перечисление основных мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций
-характеристика негативных воздействий чрезвычайных ситуаций в соответствии с инструкцией МЧС
-обоснованность выбора основных мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций
устный опрос








письменный опрос





устный опрос

Знание задач и основные мероприятия гражданской обороны;

-перечисление задач
гражданской обороны в соответствии с положением о ГО
-перечисление основных мероприятий гражданской обороны в соответствии с нормативными документами
-совпадение перечисленных задач и основных мероприятий
гражданской обороны статьям ФЗ№28 от12.02.98г. «О Гражданской обороне»
устный опрос


письменный опрос





устный опрос


Знание принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
-описание принципов обеспечения устойчивости объектов экономики
-прогнозирование развития событий и оценки последствий
от техногенных ЧС
-оценка антитеррористической
защищенности объекта
-обоснованность выбора
основных мероприятий
по защите объектов экономики от основных
видов ЧС в соответствии с ФЗ №68 от 21.12.94г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
устный опрос


устный опрос



письменный опрос


устный опрос


Знание основ военной службы и обороны государства;

-перечисление основных положений законов в области обороны государства
-характеристика основных статей законов в области основ военной службы

-соответствие перечисленных основных положений законов об обороне государства и военной службе федеральным законам
Выполнение практических работ №№ 4,5,6,7

Выполнение практических работ №№ 8.9,10,11

устный опрос


Знание организации и порядка призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

-перечисление основных положений законов о призыве
граждан на военную службу
-описание порядка поступления граждан на военную службу в добровольном порядке
-соответствие перечисленных основных положений законов о призыве граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке федеральным законам
Выполнение практических работ №№ 12,13,14,15,16,17


Выполнение практических работ №№ 18, 19

письменный опрос


Знание основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;


-описание основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении ВС России
-характеристика основных видов вооружения ВС России
-совпадение описания основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений
справочной литературе
Выполнение практических работ№№20,21


Выполнение практических работ№№22,23
письменный опрос


Умение ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности

-выбор военно- учетных специальностей
родственных специальности СПО
-описание требований к
воинским специальностям
устный опрос



устный опрос




-обоснованность выбора
военно- учетных специальностей ограничениям по здоровью
письменный опрос


Умение применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью
-описание проведения психологического отбора на воинские должности
-обоснованность выбора воинских должностей профессиональным знания в соответствии с полученной специальностью
устный опрос



письменный опрос


Умение владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
-выбор способов бесконфликтного общения в повседневной деятельности
-описание способов саморегуляции в экстремальных условиях военной службы
-соответствие выбранных способов бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы принятой методике
устный опрос

письменный опрос


устный опрос



Умение оказывать первую помощь пострадавшим;

-описание приемов
оказания первой помощи
пострадавшим
-перечисление приемов
оказания помощи при
переломах
-перечисление приемов
оказания помощи при
кровотечениях
-обоснование порядка оказания первой медицинской помощи
Выполнение практической работы №24
письменный опрос


устный опрос


письменный опрос


Знание порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим;
-описание порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим
-соответствие порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим установленной инструкции
устный опрос

письменный опрос








































13 PAGE 14315

13 PAGE 14615

13 PAGE 141315

13 PAGE 141615

13 PAGE 142015



Заголовок 115