Из опыта работы «Использование метода проектов для творческого развития младших школьников».

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г.Георгиевск.



«Использование метода проектов для творческого развития младших школьников».
( из опыта работы)



Варламова Мария Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 9
города Георгиевска
Ставропольского края

2010-2011 г.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонницей внедрения проектных технологий также была Н.К.Крупская. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проектная деятельность совмещает учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности направлена на достижение общего результата.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач
Поэтому очень важно, чтобы система обучения начала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания и творчества, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
Заинтересовать детей к учебной деятельности:
Выявить их творческие способности, улучшить контакт с ними,
Дать им эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Воспитать детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
Развивать исследовательские и коммуникативные умения, навыков сотрудничества;
Развивать умения работать c информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
Развивать критическое мышление.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом в обучении.
Метод проектов всегда предполагает решение какой – то проблемы
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных форм и методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проект- это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект- это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология». Может быть и отдельным учебным предметом.
Проект- это форма организации учебного процесса. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Проект- это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия достижений и результатов.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.
Проектная деятельность совмещает учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности направлена на достижение общего результата.
Поэтому очень важно, чтобы система обучения начала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Основной принцип проектной технологии – это сотрудничество и сотворчество.
Проектная технология развивает: исследовательские и творческие способности личности.
Проектная технология предполагает :совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов.
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы(задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Из всего вышесказанного вытекают и основные идеи проектной деятельности.
Идея первая. Обучение в школе основывается на "живых словах". Оно должно осуществляться в диалоге, так как он пробуждает мысль и развивает "внутреннюю речь".
Идея вторая. Процесс обучения основывается на "педагогике удивления", путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
Идея третья. Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос "как мы это делаем", но и "зачем (почему) мы это делаем", "что я лично могу сделать для решения этой проблемы".
Идея четвертая. Для проектной деятельности очень важен результат и возможность его публично представить.
Идея пятая. B работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, a учитель – в роли консультанта.
Однако , для продуктивной проектно – учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность «зрелость»,заключающаяся в следующем:
- формирование у учащихся ряда коммуникативных умений:
- умение спрашивать;
-умение управлять голосом;
-умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость».
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как: гибкость, вариативность, самостоятельность.
В качестве третьего показателя готовности школьников к эффективной проектной деятельности – это самооценочная и оценочная деятельность, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат , так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
При этом структура деятельности учителя и школьника при использовании метода проектов (таблица) существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Структура деятельности учителя и ученика
при использовании метода проектов
Ученик
Учитель

Определяет цель деятельности
Помогает определить цель

Открывает новые знания
Рекомендует источник информации

Эксперементирует
Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов


Ученик
Учитель

Активен
Создаёт условия для активности

Субъект обучения
Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


Как подчёркивает Н.Ю.Пахомова степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Степень активности- самостоятельности можно представить в следующей схеме.


1-этап
УЧИТЕЛЬ- ученик
2-й этап и 3 –й этапы
учитель- УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ- ученик
Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также, пусть небольшой, свой личный опыт.
Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде
Над использованием метода проекта в образовательном процессе, с целью выявления и развития творческих способностей детей я работаю второй год.
Обучающиеся в процессе проектной деятельности развивают следующие умения и навыки.
Увидеть проблему и преобразовать её в цель собственной деятельности;
Оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределяя их;
Добывать информацию, оценивать её, использовать различные источники;
Планировать свою работу;
Оценивать результаты работы;
Увидеть ошибки и не допускать их в будущем.

Проектная технология применяется мною непосредственно на уроках литературного чтения, окружающего мира , технологии и во внеурочной деятельности.
Учебный проект вытекает и развивается из конкретной ситуации.
Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над каждой учебной темой, когда обнаруживается дефицит знаний, неспособность решить возникшую задачу, что вызывает у обучающихся желание глубже исследовать создавшуюся проблему
Важными факторами способствующие внутренней мотивации к проектной деятельности являются:
Связь цели, идеи проекта с учебным процессом
Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников
Ведущая роль консультативно – координирующей функции учитетеля.
Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий прежде всего отношения к ученику, как к личности с её потребностями, возможностями и устремлениями.
Работа над проектом исходит из целей и задач, которые ставит учитель перед своими учениками.
Типология проектов.
Информационные мини проекты, в рамках одного урока, созданные непосредственно на занятии .

·Исследовательские, материал которых учитель использует при проведении уроков.
Творческие проекты, рассчитанные на несколько уроков.
Как и любой современный урок , урок с применением проектной деятельности требует большой предварительной подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны ученика, для достижения положительного результата.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка начинающему исследователю.
Памятка начинающему исследователю.
Выбери тему исследования.
Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
Сделай выводы
Оформи результаты своей работы
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Проектная работа «Лекарственные растения»
Тема для проектной работы была выбрана мною именно из содержания учебного предмета, так как для успешного выполнения проектной работы требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам, и значимая для них.
Основополагающим вопросом, который возник при обсуждении темы проектной работы был вопрос: «Какие растения являются лекарственными?
Типология проекта
Доминирующей в проекте деятельностью была поисковая (поиск информации, работа с различными источниками информации) и творческая.
По содержанию : межпредметный (окружающий мир,чтение, изобразительная деятельность, технология)
По уровню усвоения учебного материала: итоговый.
По формам организации: групповой.
По срокам реализации : среднесрочный – 2 недели.
ЦЕЛИ:
Дидактические:

формировать умение самостоятельно работать с информацией;
развить умение работать в группах;
сформировать умение находить пути решения проблемы.

Методические:
выявить и раскрыть основные вопросы, касающиеся лекарственных растений;
научить представлять результаты труда с использованием ИКТ.

ЗАДАЧИ:
1.Развитие интереса к учёбе, учить детей исследовательской и творческой деятельности.
2.Воспитание нравственных и эстетических чувств.
3 Воспитание позитивного отношения к себе и окружающим при работе в группе.
4.Умение отстаивать свою точку зрения.
Для достижения поставленных целей и более эффективной работы над проектом для достижения результатов и направления деятельности была разработана памятка «Начинающему исследователю» . Составлен поэтапный план работы с видами деятельности учащихся и деятельности учителя .
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя

Учащиеся уточняют информацию, обсуждают и отвечают на вопросы.
Вносят свои варианты и предложения по выполнению заданий.
1.Сообщает тему проекта.
2.Объясняет цели проекта вопросами:
Зачем это нужно знать?
Для чего мы это будем изучать?
Где можно использовать полученные знания?
Учитель мотивирует деятельность учащихся.

2.ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя.

Учащиеся делятся на группы на, выбирают название.
Учащиеся вносят свои предложения по планированию проекта.
-На уроках труда делают сюжетную аппликацию, лепят лекарственные растения из пластилина.
На уроках ИЗО рисуют рисунки разных видов лекарственных растений.
На уроках русского языка записывают словосочетание - лекарственные растения, составляют и записывают предложения.
На уроках математики составляют и решают задачи о лекарственных растениях.

1.Учитель помогает разделиться на группы.

2.На каких уроках мы можем узнать о лекарственных растениях?
Учитель вносит дополнения.
Учитель наблюдает, даёт консультации.



Учитель помогает подобрать материал для задач.


3.ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ,

Деятельность учащихся
Деятельность учителя.

1.В каждой группе учащиеся распределяют обязанности по выполнению проекта, работают с информацией, анализируют и синтезируют идеи.
2.Работают с дополнительной
литературой.
3.Рассматривают иллюстрации, картинки, фотографии лекарственных растений.
Учитель наблюдает и консультирует учащихся.


4.ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА,
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1.На уроках труда делают сюжетную аппликацию, лепят лекарственные растения из пластилина.
2.На уроках изобразительного искусства рисуют растения по видам.
3.На уроках русского языка
записывают слово в тетради и составляют предложения.
4.На уроках литературного чтения придумывают сказку о лекарственных растениях, читают детскую энциклопедию.
5.На уроках математики решают задачи о лекарственных растениях.
6.На уроках по окружающему миру знакомятся ,где растут лекарственные растения, формы использования лекарственных растений, какие лекарственные растения произрастают в нашей местности, при каких заболеваниях можно использовать лекарственные растения?
1.Учитель наблюдает, консультирует и даёт советы.


2.Учитель наблюдает, консультирует и даёт советы.


Учитель помогает, редактирует, даёт советы.

Учитель помогает, редактирует.




Учитель помогает подготовить материал.
Учитель помогает
подготовить материал


5.ОЦЕНКА ПРОЕКТА,

Деятельность учащихся
Деятельность учителя.

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы
Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.


6.ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Деятельность учащихся
Деятельность учителя.

Коллективная защита проекта по группам.
Представление проектов (творческих работ) подготовленных ребятами.


Так мы работали над проектом







Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности презентация (защита) проекта.
Защита проектов осуществляется, как правило, в форме выставки тех изделий, которые учащиеся создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление c рассказом o своем проекте.
Защита данного проекта проходила по группам. Каждая из творческих групп демонстрировали рисунки, поделки, зачитывали сказки, придуманные самими детьми, а также были подготовлены сообщения с интересной познавательной информацией, которая была найдена и оформлена участниками проектной деятельности.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.
Продолжая работать в данном направлении в этом учебном году планирую работу с использованием данной технологии.
Предполагаемые темы проектных работ:
«Учимся по сказкам»
«Домашние животные»
«Путешествие по страницам Красной книги»
Результаты реализации опыта

Предполагаемые:
Выявить творческие способности детей;
Дать им социальную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Промежуточные результаты:

Умение распределять правильно время
Анализировать собственные действия
Презинтовать действия своего труда
Доделывать всё до конца
Достигать поставленной цели
Рассматривать тему с разных точек зрения.
Ожидаемые результаты в обучении и развитии учащихся.
Повышение мотивации;
Повышение уровня комфортности, снижение уровня тревожности;
Развитие творческих способностей и общеучебных навыков;
Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности;
Развитие коммуникативных навыков.

ВНЕШНИЙ РЕЗУЛЬТАТ работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

ВНУТРЕННИЙ РЕЗУЛЬТАТ- опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, ки ценности. Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.
Суть в том, что наши ученики открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя.
Анализируя результаты своей деятельности , работая в данном направлении за прошедший период могу сказать, что :
20% учащихся - стали увереннее чувствовать себя в коллективе;
15% учащихся -повысили качество своих знаний;
60% учащихся - стали выше оценивать свои возможности
40% учащихся -выделяют самым интересным практический этап выполнения работы
80%учащихся- отдают предпочтение оценке деятельности своих результатов и защите своих работ.

Из всего выше сказанного можно следует, что проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут.
Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Итак, подводя итоги, можно сказать.
Проект - многогранен, проект ,
Проект - эффективен,
Проект -перспективен,
Проект - неисчерпаем.
Школа будущего- школа проектов.
Из "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]"

















Рисунок 2