Внедрение метода творческих проектов, как средства повышения мотивации к учебной деятельности на уроках английского языка.

ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»









Реферат по дисциплине:

«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»


По теме:

Внедрение метода творческих проектов, как средства повышения мотивации к учебной деятельности
на уроках английского языка.









Исполнитель:
Лемесева В.М.







Москва 2016 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________2
Виды мотивации изучения английского языка ___________________3
Понятие мотивации __________________________________________4
Основные виды проектов для обучения языку ____________________5
Этапы работы над проектом ____________________________________6
Интеграция проектов в процесс обучения языку ___________________7
Выбор тематики проектов _____________________________________7
Роль учителя в проектной деятельности. _________________________7
Роль ученика в проектной деятельности _________________________8
Реализация на практике _____________________________________9
Заключение ________________________________________________11
Список литературы __________________________________________12 Внедрение метода творческих проектов, как средства повышения мотивации к учебной деятельности
на уроках английского языка.

Учитель: Лемесева В.М.
Я расскажу о роли повышении мотивации в изучении английского языка, что представляет собой мотивация, что такое мотив, и о том, как формировать у учащихся интерес к изучению языка через внедрение творческих работ

ВВЕДЕНИЕ
Немного теоретического материала

Для того чтобы урок был интересным, увлекательным, чтобы развивался познавательный интерес школьников, и росла их творческая мыслительная активность, учитель должен пробудить в душе ребёнка такие мотивы, которые постоянно будут направлять его на процесс обучения, он должен создать в сознании ученика гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных с учёбой, то есть учитель должен уметь мотивировать учебный процесс. И при этом учитывать одну психологическую закономерность, которую выразил С.Л. Рубинштейн: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу,  нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях». Учебный процесс не будет иметь успеха,  пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у школьников не появится мотив. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. В настоящее время для изучения иностранного языка существует множество мотивов. Одним из этих мотивов могут быть слова Стивена Клайда. Он заметил, что "знание иностранного языка удваивает и утраивает знание человека на творческую самореализацию и наслаждение полнотой жизни в путешествиях, общении и труде", Следовательно, мотив - это то, ради чего выполняет человек данную деятельность. Какие же мотивы движут учеником, изучающим английский язык?
Виды мотивации изучения английского языка
Виды мотивации изучения английского языка
Общепринятый мотив, составляющий тот или иной вид мотивации
Практические (истинные) мотивы, по результатам наблюдений

Внешняя мотивация



Широкая социальная мотивация
1 . Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространенный в мире).
2. Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
3. Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
4. Не хочу быть хуже товарищей.
5. Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.
1 .Без знания английского невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.
2. Английский нравится больше, чем русский, потому что в нём больше интересного, незнакомого.
3. Предмет нравится из-за учителя.

Внутренняя мотивация



2. Мотивация, связанная с перспективным развитием ЛИЧНОСТИ.
6. Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни.
4. Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.

3.Коммуникативная мотивация.
7. Нравится общение в классе на языке.
8. На уроке английского интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.
9. Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связьИнтернет, современная музыка, видео).
5. Хочу научиться писать письма на английском языке.
6. Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.
7. Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.

4. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью.
10 Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова; выполнять упражнения, ощущать успех в учении.
8. Нравится когда мы играем.
9. Мне легко запоминаются английские слова.
10. Нравится учить стихи,
11Люблюготовить карточки к уроку, рисунки.

Как видно из таблицы, существует внешняя и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения.  Всякая деятельность, как правило, вызывается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность полимотивирована.
Мотивация - это система факторов, определяющая поведение человека. Это совокупность мотивов, которые совместно активизируют деятельность. Признавая ведущую роль мотивации в обучении английскому языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. В своей практике мы решаем проблему мотивации следующим образом. Конечно же, путей много, но я расскажу о некоторых.
Основные виды проектов для обучения языку
Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:
Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы".
Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".
Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей студента теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.
Метод проектов в обучении языку
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "ProjectWork" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата.
Этапы работы над проектом
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
Определение темы проекта.
Определение проблемы и цели проекта.
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Работа в группах.
Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.
Интеграция проектов в процесс обучения языку
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:
использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
служить альтернативным способом организации учебного курса,
интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Прежде, чем показать на конкретном примере, обратимся еще к одному важному вопросу - типологии проектов. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.
Роль учителя в проектной деятельности.
В проектной методике роль учителя значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением. При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Одна из них – организация работы. Проекты, несомненно, создают дополнительную работу для учителя. Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать просчитать, четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах. При подготовке проекта учитель должен убедиться, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить. Нужно подробно объяснить каждому, что и как следует делать. Учителю следует терпимо относиться к рабочему шуму, без которого не обойтись в процессе работы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, например, отсутствие интереса или мотивации, взаимоотношения с другими членами группы. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Успех группы зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе – 3-4 человека. Желательно, чтобы к каждой группе был сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Необходимо учитывать и психологическую совместимость детей. Основной отличительный момент в роли учителя в проектной методике от традиционных уроков заключается в том, что хотя учитель очень тщательно подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения учащимися заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора. Тогда как на традиционных уроках учитель в большей степени чем учащиеся задействован в учебном процессе.
Роль ученика в проектной деятельности.
В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. В ходе выполнения проектных заданий, каждый из учеников является участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов и потребностей учащихся. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно распределение ролей. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик включается в поиск информации. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. В ходе выполнения проектных заданий учащиеся успешно усваивают учебный материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников формируются такие качества личности, как самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу.

Реализация на практике

Используем на уроках песни и стишки на английском языке. Опыт работы с песнями и стишками показал, что они выполняют ряд функций: создают благоприятный, эмоциональный климат, раскрепощают обучаемых, прекрасно снимают усталость и напряжение, стимулируют у школьников активный мыслительный процесс, проявляют интерес к познанию. Это один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников. В 2013, 2014, и 2015 учащиеся принимали участие в конкурсах исполнителей песен на иностранном языке городского уровня.
Использование на уроках образных наглядных средств (картинки, игрушки, различные предметы, соответствующие теме урока). Они поддерживают и развивают интерес ученика, способствуют развитию чувственного восприятия, воображения. Применяем подготовку карточек по различным , как домашнее задание к уроку (хорошо использовать в классах младшего звена)

3. Для мотивации и интенсификации учебного процесса используем различные игры. Отмечу особенности игры: Игра - является в высшей степени мотивирующей, требует полной отдачи, школьники получают возможность использовать запас знаний и умений. Во время игры наблюдается эмоциональный подъём, что положительно влияет на качество обучения. Виды игр применяемых на уроках: викторины, конкурсы, разыгрывание сценок по мультфильмам и коротким клипам по темам т др.
4. Карточки различного характера - тоже являются мотивирующим средством. Во время работы напряжённо работает мозг, учащийся вспоминает изученную тему, дух соревнования охватывает его, он не хочет остаться в последних и поэтому прикладывает все усилия выполнить задание. Например, такое «Кто быстрее составит предложение?» На бумажной полоске пишется предложение, затем разрезается на кусочки. Все кусочки вкладываются в конверт. Каждый ученик получает свой конвертик и начинает выполнять задание - составить предложение. Такой приём работы обогащает лексический запас, обучает грамматическим навыкам, например, обучает порядку слов в английском предложении. Такой вид работы организует детей, включает каждого ученика в учебную деятельность. «Кто составит самый большой кроссворд по пройденной теме?» - на листах отдельно каждый либо командой на учебной доске.
Мотивируем учебный процесс с помощью театра на английском языке. Театр вызывает особый интерес. Использование театра на уроках показало эффективность этого приёма, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актёрском амплуа. Театральные постановки на уроке и во внеурочной деятельности - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду. Следующий путь - стимулирование интереса к предмету через приближённую к естественной. Мы участвуем в конкурсах городского уровня « Мини – инсценировка сказок на иностранном языке»
Индивидуальную работу. Эта работа опирается на дифференцированный подход. В процессе работы мной выясняются индивидуальные способности каждого ученика, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. Индивидуальные задания побуждают у ребёнка чувство ответственности к учёбе, дают возможность выразить себя как личность.практикуем следующие виды заданий: презентации, презентации – игры, доклады, красочно оформленные сочинения и письма друзьям, кроссворды и рисунки с подписями изображенных предметов и т.д.

Я упомянула только некоторые способы мотивации и примеры применения творческих проектов. Конечно их огромное множество. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности, которую учитель может и должен развивать, сочетая те формы деятельности, которые дают по-настоящему положительные результаты и повышают интерес и желание ученика изучать английский язык с удовольствием.

Заключение:
метод проектов – актуальность и результативность
Цель обучения ин яз – коммуникативная деятельность учащихся те практическое владение языком
Задача учителя – активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения
Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет кругозор, расширяет языковые знания
Применение проектной методики на занятиях английского языка показывает, что учащиеся:
Достигают хороших результатов в изучении иняз
Имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках
Понимают необходимость междисциплинарных связей
Преимущества метода проектов перед традиционными:
Повышение мотивации учащихся к изучению иняз
Наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы
Простор для творческой и созидательной работы/деятельности








Список литературы:
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М.,2003,-152с.
2. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону,2005.-474с.
4. Мазур И.И. Управление проектами.- Москва,2005.-655с.
5. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
6. Новые педагогические и информационные технологии. /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999. – 333с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
8. Полат Е.С. "Типология телекоммуникационных проектов" - Наука и школа - № 4, 1997. С.7-10.
9.  Ваулина Ю. Е. Английский язык для студентов факультета дошкольного воспитания. Начальный курс : учебник для студентов высших учебных заведений / Ю. Е. Ваулина, Е. Л. Фрейдина.-М.: ВЛАДОС, 2005.-235с.-(Учебник для вузов).
 
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова.- М.: АРКТИ - ГЛОССА, 2000.- 165с.- (Методическая библиотека). – Ксерокоп.
 
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез.- 4-е изд., стер.- М.: Издат. центр «Академия», 2007.- 336с.- (Высшее профессиональное образование).
 
12 . Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие / Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева.- М.: Академия, 2000.- 264с.
 
13. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В.Конышева.- Мн.: Тетра Системс, 2007.- 352с.
 
14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев.- 4-е изд., стер.- М.: КомКнига, 2007.- 214с.
 
15. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. / Н.И.Гез, М.В.Ляховицкий, А.А.Миролюбов и др.- М.: Высш. шк., 1982.- 373с.
 
16. Мильруд Р.П.  Методика преподавания английского языка. EnglishTeachingMethodology: учеб. пособие: на англ. яз. / Р.П.Мильруд.- М.: Дрофа, 2005.- 253с.– (Высшее педагогическое образование).
 
17. Митюшова Е. С. Teachingyoungerlearners(для студентов  III – V курсов, изучающих дисциплину-специализацию «Методика раннего обучения английскому языку»): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование / Е. С. Митюшова.- Новосибирск, 2008. – 226с. – (В надзаг. «Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»)
 
18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова.- 7-е изд., стереотип.- Мн.: Высш. шк., 2001.- 522с.
 
19. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И.Пассов.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988.- 223с.- (Библиотека учителя иностранного языка). – Ксерокоп.
 
20. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.- 287с.- (Библиотека учителя иностранного языка).
 
21. Скультэ В. И.Английский для детей: учебник/В. И. Скультэ.- М.: Айрис-Пресс,2012.-496с.: ил.
 
22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: пособие для студентов пед. вуз. и учителей / Е.Н.Соловова.- М.: АСТ: Астрель, 2008.- 239с.
 
23. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики: учеб. пособие / Л.В.Щерба; Филолог. фак. С.- Петерб. гос. ун-та.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Academia, 2003.- 150с.- (Классические учебники и книги).
 
24. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А.Н.Щукин.- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.- 746с.
 
25. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб. пособие /   А.Н.Щукин. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Филоматис, 2006.- 480с.                                                             











13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615