Урок «Права человека. Всеобщая декларация прав человека»


Тема урока: Права человека. Всеобщая декларация прав человека. (Урок проведен 10 декабря 2008 года, в день 60-летия принятия международного документа Всеобщая декларация прав человека).
Тип урока: получение новой информации.
Вид урока: урок – знакомство с международными документами о правах человека.
Цель урока:
Образовательная:
дать обучающимся представление о том, что такое права человека;
познакомить их с основными документами о правах человека;
познакомить с основными правами человека.
Воспитательная:
формировать правовую культуру обучающихся;
уважать права и свободы других людей.
Развивающая:
развивать правовую культуру;
развивать познавательный интерес, расширить кругозор;
развивать навыки работы на компьютере, в сети интернет.
Методические приемы: беседа, работа на компьютере, в сети интернет, компьютерное тестирование.
Основные понятия: Организация Объединенных наций, Всеобщая декларация прав человека, конвенция, пакт, протокол.
Оборудование: текст Декларации на каждого учащегося, проектор, слайды, компьютер, интернет.
На доске: тема, план урока, на оборотной стороне доски – схема входа в Конструктор тестов, адрес сайта.
План урока:
Главная ценность на Земле.
Всеобщая декларация прав человека.
Работа в группах: а) «Идеальное общество»; б) работа с терминами; в) компьютерное тестирование.
Ход урока:
Оргмомент: а) приветствие; 2) готовность к уроку (4 группы); 3) тема и цель урока.
Вводная часть:
Учитель: Мы знаем, что такое право. Это слово имеет несколько значений. Давайте вспомним главные значения. Право – это …
- а) возможность поступать определенным образом; б) юридические нормы, выраженные в источниках права; в) система общеобязательных правил поведения.
Каждый человек обладает равными с другими людьми правами. Человек должен изучать и знать свои права.
Как вы думаете, зачем надо изучать права?
- Чтобы соблюдать их. Чтобы защищать себя. Чтобы жизнь в обществе была спокойной, справедливой.
3. Демонстрация слайдов. История идеи прав человека.
Учитель: Что является главной ценностью на Земле? – 1 слайд.
- Человек. Его права и свободы. (2 слайд) Каждый человек желает спокойной, счастливой жизни для себя и своих близких. Хочет, чтоб его уважали, поступали справедливо по отношению к нему. Но не всегда же так бывает. А что плохого происходило и совершается в обществе людей?
- Различные преступления, убийства, несправедливость, унижение человеческого достоинства и т.д. Рабство, казни, войны и другие ужасы, олицетворяющие трагедию человечества. Люди стали задумываться о том, что надо как-то остановить это. Идея прав человека имеет долгую историю. Она уходит своими корнями в мировые религии и древние философские учения.
Потом появились писаные законы о правах и свободах человека на уровне государства. – 3 слайд. Их появлению предшествовали конфликты в обществе, какие-то очень значительные события. Давайте вспомним их историю.
1215 год. Англия. Великая хартия вольностей – длительное противостояние между английским королем Иоанном Безземельным и знатью.
1776 год. США. Декларация независимости – Война за независимость от Англии.
1789 год. Франция. Декларация прав человека и гражданина – Великая французская революция. Кризис монархии. Третье сословие против короля.
1918 год. РСФСР. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа – Великая Октябрьская революция. Диктатура пролетариата.
20 век – век индустриализации, модернизации. Идет борьба за мировое первенство, за рынки сбыта. Конфликты и внутренние, и внешние. Некоторые из них были разрешены двумя мировыми войнами. (4 слайд) В ведении войны тоже происходит модернизация. Это не прежние позиционные войны. А ускоренные, молниеносные. И разрушения, и потери огромные. Как вы думаете, сколько человеческих потерь было в этих войнах? – 5 слайд.
- Миллионы, десятки миллионов, сто миллионов.
Как вы думаете, о чем стали думать люди? Чего хотели те, кого коснулась эта трагедия?
- Чтоб это не повторилось. Прекратить, запретить войны. Конфликты разрешать мирным путем. Объединиться и сохранять мир.
Во время 2 мировой войны лидерами союзных государств СССР. США и Великобританией были рассмотрены вопросы о создании международной организации. 24 октября 1945г была создана ООН. – 6 слайд. Давайте сформулируем цели этой организации. – 7 слайд.
- 8 слайд. Основные цели. Организация была создана с целью защиты мира, разрешения возникающих между государствами проблем мирным путем, поощрения уважения к правам человека. Структура ООН соответствует целям ООН. – 9 слайд.
В 1948 году была создана Комиссия по правам человека, которая разработала Декларацию прав человека. Декларация была принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН. В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека. - 10 слайд.
С целью повысить эффективность Декларации в 1966 году Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все 3 документа составляют Международный билль о правах. Впоследствии были подготовлены и другие документы, например, Конвенция о правах ребенка в 1989 году.- 11 слайд.
4. а) Игра «Идеальное общество». ( в группах) Цель: Узнать, насколько у вас развита правовая культура, насколько вы знаете права человека.
Условия игры: Чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан. – 12 слайд. В идеальном обществе каждый человек имеет право …
Права обсуждаются в группе, составляется вариант группы. После этого раздается каждому обучающемуся текст Декларации. Вариант группы сверяется с текстом настоящей Декларации. Группа, у которой больше совпадений с Декларацией, побеждает.
б) Сегодня на уроке вы услышали много новых терминов, определяющих вид документа. – 13 слайд. Задание: записать название вида документа и подобрать соответствующее определение из 14 слайда. Написать букву соответствующего ответа. Проверяем – 15 слайд. Записываем определения.
1. Конвенция – Договор однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения для государств, подписавших его.
2. Протокол – Краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору.
3. Пакт – Документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения
4. Декларация – Документ однородного содержания, имеющий рекомендательный характер.
5. Договор - Соглашение, заключенное между двумя и более независимыми людьми.
в) А теперь ваше знание проверит компьютер и поставит каждому оценку за урок.