Курсовая работа по теме Роль метода проектов в формировании исследовательских навыков младших школьников.


ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»
Роль метода проектов в формировании исследовательских навыков младших школьников.
Реферат
Выполнила: студентка 4 курса группы «А»
Специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Велюханова Наталья
Руководитель: Сухорукова Л.Н.
Рыльск,2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1.Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в истории науки……………………………………………………………………………….4
1.1.История развития в педагогической науке и практике метода проектов…4
2.1.Классификация проектов и их особенности………………………………...5
2.Проектная деятельность и её значение………………………………………..8
2.1.Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность………………………………………………………....8
2.2. Выбор форм и методов обучения при организации исследовательской деятельности на уроке…………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Введение
В новых федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Поэтому, большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Предлагаемая система, направлена, на развитие у младших школьников способностей творчески работать в коллективе сверстников. Учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в истории науки.
1.1.История развития в педагогической науке и практике метода проектов.
В последние годы в современной школе стала актуальна учебно-исследовательская деятельность. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. В федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования эти задачи конкретизируются. На старшей ступени школы необходимо сформировать такие навыки ведения исследовательской работы: «…выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза,…самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов» [1, с. 39]. Одним из способов, формирующих перечисленные умения обучающихся, является метод проектов, под которым понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905, году была организована небольшая группа сотрудников (профессор Б. В. Игнатьев, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин), пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники этого метода провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться в связи с трудом учащихся. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в учебные заведения, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦКВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в отечественной педагогике не практиковался. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах этот метод приобрел большую популярность в связи с рациональным сочетанием теоретических знаний и их практического применения для разрешения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации только в 80-е годы. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.
2.1.Классификация проектов и их особенности
Проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и одновременно развитие креативной личности.
Классификация проектов, основанная на доминирующей деятельности:
Исследовательские
Творческие
Игровые
Информационные
Практико-ориентированные.
Кратко рассмотрим особенности каждого вида проектов.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.
2.Проектная деятельность и её значение
2.1.Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.
Этим требованиям отвечает формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект - это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация, в состав которого входит:
формулирование цели (что и почему надо сделать),
разработка или выбор путей выполнения проекта,
работа над проектом,
оформление результатов,
обсуждение результатов работы.
Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся, создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.
В результате проектной деятельности формируются люди, которые умеют планировать свою деятельность, могут заранее прогнозировать ее результаты. Образование младших школьников должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания и умения, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Творческая исследовательская деятельность учащихся, рассматриваемая в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей имеет две стороны:
она представляет собой результат исследования, т.е. новое знание, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью.
является средством развития научных способностей учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений, расширения кругозора, изменения своей мотивации и статуса в научном сообществе.
Дети понимают, что знания, которые они усваивают в процессе проектной деятельности, они открыли сами, своими усилиями. Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
владение коммуникативными навыками;
умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.
Для успешной организации проектной деятельности должны быть выработаны следующие коммуникативные умения:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю при дефиците информации).
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации).
умение выражать точку зрения (формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать).
умение договариваться (выбирать самое верное, рациональное решение).
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное.
выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
2.2. Выбор форм и методов обучения при организации
исследовательской деятельности на уроке
Исследовательская деятельность направлена на формирование общего представления о науке, понятиях «ученый», «исследование», «эксперимент». Важно на первом этапе научить детей слушать учителя, под руководством педагога выделять главное, работать с детскими энциклопедиями, выступать с короткими сообщениями, пользоваться выражениями «на мой взгляд…», «я думаю…», «я считаю…», «я согласен с мнением…». Под руководством учителя проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы, экспресс-исследования с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания) и способами фиксации увиденного.
В урочной деятельности делается акцент на ведении коллективного учебного диалога, рассматривании предметов, создании проблемных ситуаций, чтении-рассматривании, коллективном моделировании. Для овладения общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) применяются игровые приѐмы и дидактические игры, приѐмы сопоставления и обобщения.
Проблемный метод необходим для развития исследовательской позиции школьников, формирования мотивации к изучению, исследованию явления, процесса. Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще всего комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Однако древнегреческое слово «problema» в буквальном переводе звучит как задача, преграда, трудность. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
При реализации проблемного метода на уроке можно развивать такие исследовательские действия, как постановка исследовательских задач; планирование решения задач; выдвижение гипотез.
При использовании эвристического метода обучения возможно формирования большинства исследовательских умений, таких как - планирование решения задач; построение измеряемых величин и измерительных шкал; сбор исходной информации; экспериментирование; анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений; построение моделей и работа с моделями.
Особая роль в формировании исследовательской деятельности отводится игре. Не случайно ее называют восьмым чудом света. Интеллектуальная или дидактическая игра решает воспитательные, учебные и развивающие задачи, такие как проверить уровень полученных знаний, стимулировать поисковую работу, развивать смекалку,сообразительность, формировать логическое мышление, расширять кругозор, пробуждает желание творить.
Невозможно говорить о результативных способах, формирующих исследовательские навыки, не упомянув о методе проектов, суть которого заключается в том, что дети, исходя из своих интересов вместе с учителем выполняют проект, решая какую-нибудь исследовательскую практическую задачу. При этом необходимо учитывать ясность цели проекта, проект должен быть интересен ученику, он может предвидеть результат, уметь пользоваться справочной литературой.
Для развития познавательной деятельности ребенка важную роль играет моделирование или конструирование модели. Модель направляет мысль, помогает выделить главное, проникнуть в суть учебной задачи. Таким образом, включается наглядно-образное мышление, что обеспечивает целостное восприятие.
Эксперимент наряду с наблюдением также является одним из важных способов исследования. Эти способы используют практически во всех науках. Они предполагают воздействие человека на объект, процесс отслеживания изменений и умозаключений в нем. Эксперимент проводят с целью проверки и сравнения выдвинутой гипотезы.
Заключение
Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
Овладение исследовательскими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у младших школьников познавательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает не только адаптивные возможности, но и творчество.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе призвана развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста,  содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся. Формировать у них представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни, стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам; поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; развивать организационно-коммуникационные навыки; развивать познавательные способности и творческое воображение. 
Список литературы
Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М:Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
Кралевич И.Н. «Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.» / Мн. - 1989.
Лошкарёва Н.А. Развитие общих учебных умений и навыков школьников.// Воспитание школьников,2014, № 4- с. 64-68.Новожилова
М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию, М.: 5 за знания, 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2014.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2013.
Савенков А.И. "Методика исследовательского обучения младших школьников", -издательство "Учебная литература", Самара 2014 год.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2015 год.