Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 8 класса на 1,2 четверть 2016-2017 уч.г.


№ урока Тема урока Дата проведения
(план) Дата проведения (факт)
Примечание
1 ВВЕДЕНИЕ. Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. 01.09 2 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Т.Л. народная песня 06.09 1-2 песни наизусть
3 Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Т.Л. Частушки 07.09 4 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Т.Л. Предания 08.09 5 Литература родного края.
Михаил Фролов. Очерк жизни и творчества. «Память», «Я ищу тебя по свету», «Донецкое приморье» 13.09 6 Внеклассное чтение
14.09 7 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (3 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
Т.Л. Летопись. Древнерусская литература (развитие представлений). 15.09 8 «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья.
Т.Л. Воинская повесть. Жития 20.09 9 Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т.Л. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы 21.09 10 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович ФОНВИЗИН (1745 — 1792), как выдающийся драматург эпохи русского классицизма.
Т.Л. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. 22.09 11 Комедия «Недоросль» (сцены).. Характеристика образов комедии. Отношение автора к героям и событиям. 27.09 12 Комедия «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. 28.09 13 Проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль». национальное своеобразие комедии «Недоросль 29.09 14 Развитие речи 04.10 15 Контрольное сочинение 05.10 16 Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769 — 1844). Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Т.Л.. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений) 06.10 Басню наизусть
17 Кондратий Федорович РЫЛЕЕВ (1795 — 1826). Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление). 11.10 18 Контрольная тестовая работа № 1. Творчество К.Ф.Рылеева, И.А.Крылова, Д.И.Фонвизина 12.10 19 Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837). «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. 13.10 20 История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). 18.10 21 Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). 19.10 22 Маша Миронова — нравственная красота героини. 20.10 23 Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. 25.10 24 Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. 26.10 Отрывок наизусть по выбору учащихся
25 Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе. 27.10 2 четверть
26 Роль эпиграфов. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний. 08.11 27 Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». 09.11 28 «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. 10.11 29 Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. 15.11 30 «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года» 16.11 Наизусть «Во глубине сибирских руд…»,
31 Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. 17.11 32 Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М.Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов. 22.11 Наизусть
33 «Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми.
Теория литературы. Понятия о поэме, лирическом монологе 23.11 34 Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя
Теория литературы. Начальное представление о романтизме 24.11 Отрывок наизусть
35 Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. 29.11 36 Развитие речи 30.11 37 Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). 01.12 38 Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. 06.12 Монолог наизусть по выбору
39 Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко)
Теория литературы. Развитие понятий о драме как роде литературы, диалоге и монологе, гиперболе 07.12 40 Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. 08.12 41 Контрольное сочинение 13.12 42 «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).
Теория литературы. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. Основные этапы развития сюжета. 14.12 43 Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. 15.12 44 Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества 20.12 45 Роль фантастики в художественном произведении 21.12 46 Контрольная тестовая работа № 2 . Творчество Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова 22.12 47 Внеклассное чтение 27.12 48 Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826 - 1889) Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественнополитическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. 28.12 49 Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). 29.12