Разработка урока по тема: «Россия — наша Родина» (Светская Этика)

УРОК 1. Тема: «Россия - наша Родина»
Составитель: Потешнова Наталия Борисовна,
учитель начальных классов высшей категории,
«Заслуженный учитель Российской Федерации»,
«Отличник народного образования».

Цель урока: 
Формирование чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).
воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.
развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Организационный момент
- Ребята, сегодня мы начинаем осваивать новый важный предмет Основы светской этики. На этих уроках мы раскроем секреты уважения друг к другу, семейным ценностям и самое главное Родине.
Тема нашего урока «Россия – наша Родина» (Слайд 1 )

II. Актуализация опорных знаний.
- Давайте составим вместе кластер «Родина». (работа на ватмане)


– Обратимся к словарю, чтобы узнать образование слова «РОДИНА».
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. (Слайд 2)

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
(Слайд 3 )


Вашему вниманию представлен текст. Задание: вставить по смыслу слова. (Слайд 4-5)
ЗАДАНИЕ
Каждый из нас является гражданином великой страны . . Путин Владимир Владимирович - .Столица нашей Родины город . Как и у любого государства , у нас есть государственная символика : , и . Основной закон-..
Наша Россия уникальна. И каждый из нас в ответе за и . Российской Федерации!

Слова для справок: Российская Федерация, процветание, флаг, президент России, гимн, конституция, герб, Москва. мир. (Работа в индивидуальных листах)

- Ребята, скажите, пожалуйста, а чем же наша страна уникальна, не похожа на другие? В этом нам поможет кластер, составленный Вами. (ответы детей ).
Давайте, попробуем вместе разделить все понятия на три группы : МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР
ДУХОВНЫЙ МИР
ВНУТРЕННИЙ МИР
в рамках темы «Россия –наша Родина». А главное разобраться: что же это такое?

III. Операционно-исполнительский этап.

- Мы поработаем в группах. Для этого разделимся на 3 группы участников. У вас на партах нужные термины и задания, а также презентация для представляющего вашу команду. На работу в группах отводится 5 минут. В процессе выступления каждый работает на индивидуальном листе!

1 команда «Материальный мир».

Материальный мир-это все, что окружает человека: вещи, предметы, явления природы.


Вопрос №1
Выбрать и записать все слова из кластера, которые относятся к данной теме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос №2
Работа с методикой ЗУХ по тексту, к презентации и подготовить выступление.
ЗУХ.
Текстовыделителем выделить:
голубого цвета – знаю об этом;
желтого – узнал сегодня на уроке;
красным - хочу узнать подробнее, глубже (может быть на уровне проекта ).

Вопрос №3
Что Вы можете сделать для сохранения «Материального мира России» (записать)

Текст к презентации.

Материальный мир – это все, что окружает человека: вещи, предметы, явления природы. Мы считаем, что нужно к данной теме отнести слова ( ответы на вопрос №1) (Слайд 6-7 )


Территория Российской Федерации, в связи с присоединением Крыма, увеличилась и составляет 17 125 000 кмІ.(Слайд 8)

Россия – самая большая в мире страна. Имеет одиннадцать часовых поясов, границы с восемнадцатью странами в мире, различные климатические пояса, а также различную форму рельефа.
На территории России расположены одна из самых крупных равнин  Западно-сибирская, высокие горы Кавказа, кусочек пустыни и на более чем половине территории нашей страны, находится вечная мерзлота. А как красивы наши реки, озера и моря.
Каждый гражданин может гордиться городами и памятниками Российской Федерации.
Москва – старейший город, который можно сравнить с Фениксом. Её многократно сжигали и возрождали. Каждый раз она становилась всё больше и красивее. Знаменитые места: Кремль, Триумфальная арка, Храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота, Красная площадь, Храм Иконы Казанской Божьей матери. 
Санкт Петербург.
Когда-то он был столицей Российской империи (1712-1918гг).  Его памятные места: Мариинский театр, Русский музей, Российская национальная библиотека, Малый драматический театр, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Эрмитаж. Он также знаменит белыми ночами и разводными мостами.
В России 1 108 городов, из них 49 городов –героев! В списке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] значится 26 наименований. Это значит, что окружающий мир каждого гражданина нашей страны является достоянием всей планеты !!!



2 команда «Духовный мир».

Духовный мир - это знания и информация, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношениях между людьми.

Вопрос №1
Выбрать и записать все слова из кластера, которые относятся к данной теме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №2
Работа с методикой ЗУХ по тексту к презентации и подготовить выступление.
ЗУХ.
Текстовыделителем:
голубого цвета – знаю об этом;
желтого - узнал сегодня на уроке;
красным - хочу узнать подробнее, глубже (может быть на уровне проекта ).

Вопрос №3
Что Вы можете сделать для сохранения «Духовного мира России»(записать)

Текст к презентации.
Духовный мир-это знания и информация, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношениях между людьми. Мы считаем, что нужно к данной теме отнести слова (ответы на вопрос №1).
Каждый день на уроках мы знакомимся с этим миром. Богата Российская Федерация своей историей и великими людьми: военачальниками, композиторами, писателями, художниками - истинными патриотами,одним словом миром культуры.
2014 год в России объявлен «Годом культуры России». И не случайно!
В этом году наша страна отмечает такие круглые юбилеи, как:
700 лет со дня рождения Сергия Радонежского
400 лет со дня выхода в свет первой печатной книги на русском языке «Апостол»
300 лет с момента основания в Петербурге Кунсткамеры
250 лет Эрмитажу 200 лет со дня рождения Лермонтова
И пусть работа до седьмого пота,
Ведь праздники не делают в тиши.
Культура – это вовсе не работа,
Культура – состояние  души.


3 команда «Внутренний мир».

Внутренний мир человека-это отражение духовного и окружающего мира человека
Вопрос №1
Выбрать и записать все слова из кластера, которые относятся к данной теме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №2
Работа с методикой ЗУХ по тексту к презентации и подготовить выступление.
ЗУХ.
Текстовыделителем:
голубого – знаю об этом;
желтого - узнал сегодня на уроке;
красным - хочу узнать подробнее, глубже (может быть на уровне проекта ).

Текст к презентации.
Внутренний мир человека-это отражение духовного и окружающего мира человека. Все, что человек переживает: радость, грусть, отношения друг с другом - это внутренний мир, душа.
Самая главная ценность России это многонациональный народ .
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут-
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы,  друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России.

Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июня 2014 г. составила 146,1 млн человек, из них 2,3 млн. человек проживает в Крымском федеральном округе.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами.
Но национальности у них разные, более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Каждый в нашей стране равноправен: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. По разнообразию исповедуемых религий Россия страна уникальная. Среди её населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантизма), ислама и буддизма. Нередко люди говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга, уважают культурные традиции каждого.
Благодаря этому, человек создает свой чистый, светлый, внутренний мир!
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы Россию.  Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту! Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой зовется.  Пусть будет мирным небо над землей, И вечно детство звонкое смеётся!!!

Далее выступление детей по презентации. (5-7 минут на выступление)
IV. Оценочно-рефлексивный этап.
- Ребята, давайте, поработаем в индивидуальных листах и повторим все, что говорили выступающие.
Работа с индивидуальным листом.
1). Прочитайте формулировку.
2). Выполните задание.
V. Подведение итогов.
- Почему Россию, в которой мы живем, каждый из нас называет Родиной?
( ответы детей).
- Попробуем создать и нарисовать плакат на тему «Россия - наша Родина».
- Что можно изобразить на плакате?
(Ответы детей)
- Рисовать мы будем под музыкальное сопровождение «Моя Россия».
- Мы провели хорошую работу. Если Вам понравился урок – нарисуйте весёлую мордашку. Если нет, то грустную мордашку. (Обсуждение отзывов)
- Ребята, что Вам понравилось на уроке? (Ответы детей)
VI. Домашнее задание.
Деление по группам и разбор ЗУХ. Работа над темами, которые хотели бы разобрать более подробно. Информацию можно подготовить в виде презентации или доклада.
Примерные темы:
- «Города-герои России»;
- «Памятники архитектуры»;
- «Великие люди России»;
- «Народности России».









































Приложение
Россия - наша Родина



Материальный мир-это все, что окружает человека: вещи, предметы, явления природы.




Духовный мир-это знания и информация. содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношениях между людьми.





Внутренний мир человека - это отражение духовного и окружающего мира человека. Все, что человек переживает: радость, грусть, отношения друг с другом - это внутренний мир, душа .

Что можно назвать ма-териальным миром России?




Что можно назвать духовным миром России?


Что можно отнести к внутреннему миру граж-данина России?


Перечислите несколь-ко городов России:




Перечислите некоторых известных людей России?
Перечислите национальности людей, проживающих в России?






Какие достопримеча-тельности Москвы Вы знаете?





Как назван 2014 год в России?
Как сохранить мир между людьми в нашей стране?

Что может сделать
гражданин для сохра-нения материального мира России?





Что может сделать
гражданин для сохранения духовного мира России?

Как можно сохранить свой внутренний мир светлым?



Подберите пословицу и запишите её.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Рисунок «Россия – наша Родина»












13PAGE 15


13PAGE 14915




Рисунок 1 Заголовок 315