Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Атанасян


Рабочая программа по геометрии 7 по Л. С. АтанасянуПояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Геометрия 7» разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
2. Бутузов, В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутузов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2013. — 31 с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян [и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
2. Геометрия. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян [и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
3. Мищенко, Т.М. Геометрия: тематические тесты / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира.
Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину, критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно- теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
• решения разнообразных классов задач из раз- личных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цели и задачи обучения
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умствен- ному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для развития математических способностей и механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
Таким образом, решаются следующие задачи:
• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
• формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
• отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
• формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что требуется для изучения дальнейшего курса геометрии; • расширение знаний учащихся о треугольниках.
Спецификой данной рабочей программы являются следующие показатели:
Концепция ОУ предполагает использование системного подхода в образовательной деятельности.
Расположение ОУ в регионе Москва предусматривает использование различных образовательных ресурсов
ОУ является малочисленным по контингенту учащихся, что дает возможность максимально индивидуализировать урочную и внеурочную деятельность.
Диагностика различных результатов освоения курса осуществляется практически ежеурочно исходя из поставленных задач и по различным видам деятельности.
По общешкольному плану проходит трехразовая объемная диагностика на старте (сентябрь), рубеже (декабрь) и итоге (апрель-май).
Периодически учащиеся классов принимают участие в независимой диагностике, проводимой МЦКО по МПУ и решении заданий в системе СтатГрад.
Внеурочная деятельность предусматривает участие
- в школьном мероприятии – Интеллектуальный марафон по напредметной и предметной тематике в индивидуальной форме и в процессе организованного группового взаимодействия,
- школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по математике,- иных межпредметных и предметных олимпиадах и конкурсах,
- занятие проектной и исследовательской деятельностью по предмету
Возможность коррекции по времени изучения различных тем и разделов в зависимости от сложности усвоения материала и болезни учащихся.
В программу внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение одних тем и увеличено на изучение других.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, задания практического характера.

Общая характеристика учебного предмета
В курсе геометрии можно выделить следующие основные содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии»
Линия «Наглядная геометрия» ( элементы наглядной стереометрии)- способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал изучается преимущественно при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно. Сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно- исторической среды обучения.
Ценностные ориентиры содержания предмета:
Познавательные ценности, которые проявляются:
в признании ценности научного знания;
в осознании ценности методов исследования живой и неживой природы.
Коммуникативные ценности, основу которых составляют:
грамотная речь;
правильное использование терминологии и символики;
способность открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента.
Ценность потребности в здоровом образе жизни:
потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования различных технических устройств в повседневной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации обязательному изучению математики на этапе основного общего образования отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения курса геометрии 7.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объ-ектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказы-вания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ре-ализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной зада-чи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнару-жения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1)определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять ка-чество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физи-ческих препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, моде-ли и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соот-ветствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, черте-жи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения ма-тематических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в усло-виях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области ис-пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач ис-следовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: нахо-дить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, при-меняя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность); 3)измерять длины отрезков, величины углов;
4) владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
5) пользоваться изученными геометрическими формулами;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
4) основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.
Содержание обучения.
Начальные геометрические сведения (11 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
Вданной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядногопонятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Треугольники (18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Параллельные прямые (12 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.Соотношения между сторонами и углами треугольника(18 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонамии углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение. Решение задач (9 ч.)
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе.

Тематическое планирование 7 класс
№ п/п Дата Тема урока Цели обучения Вид деятельность ученика на уровне
План Факт для учителя для ученика учебных действий предметных
результатов личностных результатов универсальных учебных действий (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные
Глава I. Начальные геометрические сведения (10 ч)
1 1,09 Прямая и отрезок Организовать работу по формированию представления о прямой и отрезке Иметь представление о прямой и отрезке Объясняют что такое отрезок Владеют понятием «отрезок» Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и символьным способами Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
2 7 Луч и угол Организовать работу по формированию представления о геометрических фигурах луч и угол Иметь представление о геометрических фигурах луч и угол Объясняют что такое луч и угол Владеют понятиями «луч», «угол» Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Обрабатывают информацию и передают ее устным, графическим, письменным и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Дают адекватную оценку своему мнению
3 8 Сравнение отрезков и углов Организовать работу по формированию умений и навыков сравнивать отрезки и углы Уметь сравнивать отрезки и углы Объясняют, какие фигуры называются равными, как сравнивают отрезки и углы, что такое середина отрезка и биссектриса угла Приобретают навык геометрических построений, применяют изученные понятия, методы для решения задач практического характера Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор Владеют смысловым чтением. Представляют информацию в разных формах (текст, графика, символы) Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
4 14 Измерение отрезков Организовать работу по формированию умений и навыков измерения отрезков С помощью инструментов уметь измерять отрезки Объясняют, как измеряют отрезки, что называется масштабным отрезком Измеряют длины отрезков Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
5 15 Измерение углов Организовать работу по формированию понятия градус и градусная мера угла С помощью инструментов уметь измерять углы Объясняют, как измеряют углы, что такое градус и градусная мера угла Измеряют величины углов Понимают обсуждаемую информацию, смысл данной информации в собственной жизни Представляют информацию в разных формах (текст, графика, символы) Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам
6 21 Измерение углов Организовать работу по формированию умений и навыков измерения углов Уметь находить градусную меру угла Объясняют, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым Находят градусную меру угла, используя свойство измерения углов Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и графическим способами Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам
7 22 Смежные и вертикальные углы Организовать работу по формированию представления о смежных и вертикальных углах, их свойствах Распознавать на чертежах и изображать вертикальные и смежные углы. Находить градусную меру вертикальных и смежных углов, используя их свойства Объясняют, какие углы называются смежными и какие вертикальными. Формулируют и обосновывают утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов Работают с геометрическим текстом, проводят логические обоснования, доказательства математических утверждений Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
8 28 Перпенди-кулярные прямые Организовать работу по формированию представления о перпендикуляр-ных прямых, их свойстве Распознавать на чертежах и изображать перпендикуляр-ныепрямые. Объясняют, какие прямые называются перпендикулярными. Формулируют и обосновывают утверждение о свойстве двух перпендикуляр-ных прямых к третьей Приобретают навык геометрических построений, применяют изученные понятия, методы для решения задач практического характера Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Находят в учебниках, в т.ч. используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
9 29 Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний о свойствах измерения длин отрезков, градусной меры угла Обобщить и систематизи-ровать знания о свойствах измерения длин отрезков, градусной меры угла Изображают и распознают указанные простейшие фигуры на чертежах. Решают задачи, связанные с этими простейшими фигурами Используют свойства измерения отрезков и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла Проявляют познавательную активность, творчество Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
10 5,10 Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометричес-кие сведения» Проконтроли-ровать уровень достижения планируемых результатов по теме «Начальные геометрические сведения» Продемонстри-ровать уровень владения изученным материалом Распознают геометрические фигуры и их отношения. Решают задачи на вычисление длин отрезков градусных мер углов с необходимыми теоретическими обоснованиями Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Применяют полученные знания при решении различного вида задач Самостоятельно контролируют своё время и управляют им С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи
Глава II. Треугольники (17 ч)
11 6 ТреугольникОрганизовать работу по формированию представления о геометрической фигуре «треугольник», ее элементах Иметь представление о геометрической фигуре «треугольник», ее элементах Объясняют, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника Распознают и изображают на чертежах треугольники. Используют свойства измерения длин отрезков при решении задач на нахождение периметра треугольника Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
12 12 Треугольник Организовать работу по формированию умения распознавать и изображать на чертежах и рисунках треугольники Уметь распознавать и изображать на чертежах и рисунках треугольники Объясняют, какие треугольники называются равными. Изображают и распознают на чертежах треугольники и их элементы Вычисляют элементы треугольников, используя свойства измерения длин и градусной меры угла Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
13 13 Первый признак равенства треуголь-никовСоздать условия для усвоения теоремы-признака равенства треугольников (Первый признак) Сформулировать и доказать первый признак равенства треугольников Объясняют что такое теорема и доказательство. Формулируют и доказывают первый признак равенства треугольников Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
14 19 Перпенди-куляр к прямой Организовать работу по формированию представления о перпендикуляре к прямой, его основании; усвоению теоремы о перпендикуляре к прямой Иметь представление о перпендикуляре к прямой. Сформулировать и доказать теорему о перпендикуляре к прямойОбъясняют, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой. Формулируют и доказывают теорему о перпендикуляре к прямойРаспознают и изображают на чертежах и рисунках перпендикуляр и наклонную к прямой. Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Применяют полученные знания при решении различного вида задач Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
15 20 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Организовать работу по формированию представления о медиане, биссектрисе и высоте треугольника, их свойствах Иметь представление о медиане, биссектрисе и высоте треугольника, их свойствах Объясняют, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника. Формулируют их свойства Распознают и изображают на чертежах и рисунках медианы, биссектрисы и высоты треугольника Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
16 26 Свойства равнобедрен-ного треугольника Организовать работу по формированию представления о равнобедренном треугольнике, его свойствах Иметь представление о равнобедренном треугольнике, уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника Объясняют, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним. Формулируют и доказывают теоремы о свойствах равнобедренного треугольника Применяют изученные свойства фигур и отношения между ними при решении задач на доказательство и вычисление длин, линейных элементов фигур Грамотно и аргументировано излагают свои мысли, проявляют уважительное отношение к мнениям других людей
Структурируют знания, определяют основную и второстепенную информацию Работают по плану, сверяясь с целью, корректируют план Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
17 27 Второй и третий признаки равенства треуголь-никовСоздать условия для усвоения теорем-признаков равенства треугольников Сформулировать и доказать первый признак равенства треугольников Формулируют и доказывают второй и третий признак равенства треугольников Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения Понимают обсуждаемую информацию, смысл данной информации в собственной жизни Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их при решении задач Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
18 9,11 Второй и третий признаки равенства треуголь-никовОрганизовать работу для обучения решению задач связанных с признаками и свойствами треугольников Научиться решать задачи связанные с признаками и свойствами треугольников Решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
19 10 Второй и третий признаки равенства треуголь-никовОрганизовать работу для обучения решению задач связанных с признаками и свойствами треугольников Научиться решать задачи связанные с признаками и свойствами треугольников Решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника Применяют отношения фигур и их элементов при решении задач на вычисление и доказательство Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным и символьным способами Работают по плану, сверяясь с целью, корректируют план Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
20 16 Второй и третий признаки равенства треуголь-никовОрганизовать работу для обучения решению задач связанных с признаками и свойствами треугольников Научиться решать задачи связанные с признаками и свойствами треугольников Решают задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника Применяют отношения фигур и их элементов при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием Владеют смысловым чтением Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самостоятельно оценивают результат Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
21 17 Окружность Способствовать актуализации знаний по теме. В результате практических действий и наблюдений закрепить знания по теме Объясняют что такое определение. Формулируют определение окружности. Объясняют что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности Изображают на чертежах и рисунках окружность и ее элементы. Применяют знания при решении задач на доказательство Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Анализируют (в т.ч. выделяют главное, разделяют на части) и обобщают Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
22 23 Построения циркулем и линейкой В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки Научиться решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки Объясняют, как отложить на данном луче от его начала отрезок, равный данномуВыполняют построение, используя алгоритм построения отрезка равного данномуПроявляют познавательную активность, творчество. Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Анализируют и сравнивают факты и явления Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам
23 24 Задачи на построение В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки Объясняют построение угла, равного данному, биссектрисы данного угла Выполняют построения, используя алгоритмы построения угла, равного данному, биссектрисы данного угла Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор Владеют смысловым чтением Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Верно используют в устной и письменной речи математические термины.
24 30 Задачи на построение В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки Объясняют построение перпендикулярных прямых, середины данного отрезка Выполняют построения, используя алгоритмы построения перпендикулярных прямых, середины данного отрезка Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Применяют установленные правила в планировании способа решения Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
25 1,12 Решение задач по теме: «Треуголь-ники» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты
26 7 Решение задач по теме: «Треуголь-ники» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Применяют полученные знания при решении различного вида задач Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Дают адекватную оценку своему мнению
27 8 Контрольная работа №2 по теме: «Треуголь-ники» Проконтроли-ровать уровень достижения планируемых результатов по теме: «Треугольники» Продемонстри-ровать уровень владения изученным материалом Распознают на чертежах геометрические фигуры и их элементы. Решают задачи на доказательство и вычисление Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Применяют полученные знания при решении различного вида задач Самостоятельно контролируют своё время и управляют им С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи
Глава III. Параллельные прямые (13 ч)
28 14 Параллель-ные прямые Способствовать актуализации знаний по теме. В результате практических действий и наблюдений закрепить знания по теме Формулируют определение параллельных прямых. Объясняют что такое секущая. С помощью рисунка, называют пары углов, образованных при пересечении двух прямых секущей Распознают и изображают на чертежах и рисункахпараллельные прямые, секущую. На рисунке обозначают пары углов, образованных при пересечении двух прямых секущей Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
29 15 Признаки параллель-ности двух прямых Создать условия для усвоения теорем-признаков параллельности двух прямых Сформулировать и доказать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых Формулируют и доказывают теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
30 21 Признаки параллель-ности двух прямых Организовать работу для обучения решению задач связанных с признаками параллельности двух прямых Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых Решают задачи на доказательство связанные с признаками параллельности двух прямых. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
31 22 Признаки параллель-ности двух прямых Организовать работу по ознакомлению учащихся практическим способам построения параллельных прямых В результате практических действий и наблюдений закрепить знания по теме Рассказывают о практических способах построения параллельных прямых. Выполняют построения, используя алгоритмы построения параллельных прямых Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Применяют полученные знания при решении различного вида задач Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
32 28 Аксиома параллельных прямых Организовать работу по формированию представления об аксиомах геометрии Уметь объяснять, что такое аксиома. Сформулировать аксиому параллельныхпрямых и следствия из нее Объясняют, что такое аксиомы геометрии, приводят примеры аксиом. Формулируют аксиому параллельных прямых и выводят следствия из нее Владеют понятием «аксиома». Приводят примеры аксиом Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
33 29 Аксиома параллельных прямых Создать условия для усвоения теорем, обратных признакам параллельности двух прямых Сформулировать и доказать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности двух прямых. Уметь объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме Формулируют и доказывают теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности двух прямых. Объясняют, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
34 12,01 Аксиома параллельных прямых Создать условия для усвоения теорем, обратных признакам параллельности двух прямых Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
35 18 Аксиома параллельных прямых В ходе беседы познакомить учащихся со общенаучным способом рассуждений – методом доказательства от противного Уметь объяснять, в чем заключается метод доказательства от противного; сформулировать и доказать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами Объясняют, в чем заключается метод доказательства от противного; формулируют и доказывают теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
36 19 Аксиома параллельных прямых В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми Научиться решать задачи на вычисление, доказательство и построениесвязанные с признаками параллельности двух прямых Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Применяют полученные знания при решении различного вида задач Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
37 25 Решение задач по теме: «Параллель-ные прямые» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний о параллельных прямых Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Применяют установленные правила в планировании способа решения Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
38 26 Решение задач по теме: «Параллель-ные прямые» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний опараллельных прямых Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты
39 1,02 Решение задач по теме: «Параллель-ные прямые» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний о параллельных прямых Научиться решать задачи связанные с признаками параллельности двух прямых Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Применяют полученные знания при решении различного вида задач Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Дают адекватную оценку своему мнению
40 2 Контрольная работа №3 по теме: «Параллель-ные прямые» Проконтроли-ровать уровень достижения планируемых результатов по теме: «Параллельные прямые» Продемонстри-ровать уровень владения изученным материалом Распознают на чертежах геометрические фигуры и их элементы. Решают задачи на доказательство и вычисление Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Применяют полученные знания при решении различного вида задач Самостоятельно контролируют своё время и управляют им С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
41 8 Сумма углов треугольника Создать условия для усвоения теоремы о сумме углов треугольника Сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника Формулируют и доказывают теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
42 9 Сумма углов треугольника Организует деятельность по формированию умений проводить классификацию треугольников по углам Уметь различать на чертежах остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники Проводят классификацию треугольников по углам Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
43 15 Соотношения между сторонами и углами треугольника Создать условия для усвоения теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника Сформулировать и доказать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника Формулируют и доказывают теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждение) Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
44 16 Соотношения между сторонами и углами треугольника Создать условия для усвоения следствий из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника Сформулировать и доказать следствия из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника Формулируют и доказывают следствия из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Применяют полученные знания при решении различного вида задач Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
45 22 Соотношения между сторонами и углами треугольника Создать условия для усвоения теоремы о неравенстве треугольника Сформулировать и доказать теорему о неравенстве треугольника Формулируют и доказывают теорему о неравенстве треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
46 1,03 Контрольная работа № 4 по теме: «Соотноше-ния между сторонами и углами треуголь-ника» Проконтроли-ровать уровень достижения планируемых результатов по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» Продемонстри-ровать уровень владения изученным материалом Распознают на чертежах геометрические фигуры и их элементы. Решают задачи на доказательство и вычисление Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Применяют полученные знания при решении различного вида задач Самостоятельно контролируют своё время и управляют им С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи
47 2 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения теоремы о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника Сформулировать и доказать теорему о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника Формулируют и доказывают теорему о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
48 9 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения свойства катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в Сформулировать и доказать свойства катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла 300Формулируют и доказывают свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в (прямое и обратное утверждение) Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
49 15 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу Сформулировать и доказать признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу Формулируют и доказывают признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
50 16 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету Сформулировать и доказать признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету Формулируют и доказывают признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Применяют полученные знания при решении различного вида задач Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
51 22 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки Объясняют, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой Доказывают, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из этой же точки к этой прямой.
Формулируют определение расстояния от точки до прямой Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
52 23 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с расстоянием от точки до прямой Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют познавательную активность, творчество. Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Анализируют и сравнивают факты и явления Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам
53 5,04 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Сформулировать и доказать свойство о равноудалённости точек параллельных прямых. Сформулировать определение между двумя параллельными прямыми Формулируют и доказывают свойство о равноудаленности точек параллельных прямых. Формулируют определение расстояния между двумя параллельными прямыми Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор Владеют смысловым чтением Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Верно используют в устной и письменной речи математические термины.
54 6 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с расстоянием между параллельными прямыми. Выполняют построения, используя известные алгоритмы построения геометрических фигур: отрезок, равный данному; угол, равный данному Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Применяют установленные правила в планировании способа решения Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
55 12 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, проводят по ходу решения дополнительные построения Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Применяют установленные правила в планировании способа решения Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
56 13 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Анализируют и осмысливают текст задачи,
моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов, сопоставляют полученный результат с условием задачи. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты
57 19 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов, в задачах на построение исследуют возможные случая. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление, доказательство и построение Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Применяют полученные знания при решении различного вида задач Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Дают адекватную оценку своему мнению
58 20 Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треуголь-ники. Геометрические построения» Проконтроли-ровать уровень достижения планируемых результатов по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» Продемонстри-ровать уровень владения изученным материалом Распознают на чертежах геометрические фигуры и их элементы. Решают задачи на доказательство и вычисление Демонстрируют математические знания и умения при решении задач Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Применяют полученные знания при решении различного вида задач Самостоятельно контролируют своё время и управляют им С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи
Итоговое повторение (12 ч)
59
60
61 26
27
3,05 Повторение. Треугольники Организовать работу по обобщению и систематизации знаний по теме: «Треугольники» Обобщить и систематизи-ровать знания по теме: «Треугольники» Распознают на чертежах геометрические фигуры. Выделяют конфигурацию, необходимую для поиска решения задачи, используя определения, признаки и свойства выделяемых фигур или их отношений Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Грамотно и аргументировано излагают свои мысли, проявляют уважительное отношение к мнению общественности Анализируют и сравнивают факты и явления Работая по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки, в т.ч., используя ИКТ. Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам
62
63
64 4
10
11 Повторение. Параллельные прямые Организовать работу по обобщению и систематизации знаний по теме: «Параллельные прямые» Обобщить и систематизи-ровать знания по теме: «Параллельные прямые» Отражают условие задачи на чертежах. Выделяют конфигурацию, необходимую для поиска решения задачи, используя определения, признаки и свойства выделяемых фигур или их отношений Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Оценивают собственные и чужие поступки, основываясь на общечеловеческие нормы, нравственные и этические ценности человечества Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
65
66
67
68 17
18
24
25 Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника Организовать работу по обобщению и систематизации знаний по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» Обобщить и систематизи-ровать знания по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» Соотносят чертеж, сопровождающий задачу, с текстом задачи, выполняют дополнительные построения для решения задач. Выделяют конфигурацию, необходимую для поиска решения задачи, используя определения, признаки и свойства выделяемых фигур или их отношений Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор Владеют смысловым чтением Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Осуществляют контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий партнёра
69
31 Итоговый урок Система оценки планируемых результатов
Основным объектом оценки результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Уровень достижений ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Китерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
  Оценка знаний и умений учащихся по геометрии.
 
 1.      Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
 Основными формами проверки знаний и умений учащихся по геометрии являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов в первую очередь учитываются показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
 Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
 2.      К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
 3.      Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
 Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
 4.      Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
 5.      Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
 Критерии ошибок
 1)     К  г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
2)     К  н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
3)     К  н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
  Оценка устных ответов учащихся
  Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
 •         полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
•         изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
•         правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
•         показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
•         продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
•         отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
  Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
 •         в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
•         допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
•         допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
  Отметка «3» ставится в следующих случаях:
 •         неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала ;
•         имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
•         ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
•         при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
  Отметка «2» ставится в следующих случаях:
 •         не раскрыто основное содержание учебного материала;
•         обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
•         допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  Отметка «1» ставится, если:
 •         ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
  Оценка письменных контрольных работ учащихся
  Отметка «5» ставится, если:
 •         работа выполнена полностью;
•         в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
•         в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
  Отметка «4» ставится, если:
 •         работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
•         допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
  Отметка «3» ставится, если:
 •         допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
  Отметка «2» ставится, если:
 •         допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  Отметка «1» ставится, если:
 •         работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
 
Список рекомендуемой литературы:
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. 7–9 классы: Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2013.
3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7–9 классах: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2012.
4. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7–9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
5. Бурмистрова Т.А. Геометрия. 7–9 классы: Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2012.
6. Бутузов В.Ф. Геометрия. 7–9 классы: Рабочие программы к учебнику Л.С. Атанасяна и др. М.: Просвещение, 2012.
7. Гаврилова Н.Ф. Геометрия. 8 класс: Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2014.
8. Гаврилова Н.Ф. Геометрия. 8 класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2014.
9. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Геометрия. 8 класс: Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2012.
10. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Геометрия. 7–11 классы: Задачи по геометрии. М.: Просвещение, 2012.
11. Иченская М.А. Геометрия. 7–9 классы: Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2012.
12. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 13. Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия.
Использование Интернет-ресурсов:
- Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/;
- Тестирование online: 5-11 классы: http://www.kokch/kts/ru/cdo/
 - Педагогическая мастерская, уроки в Интернете и др.: http://teacher.fio.ru - Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/ - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
 - «Учитель»: www,uchitel-izd.ru