Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Демиховский лицей» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области







УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Демиховский лицей»
______________________ Н.В.Томская
Приказ № _______от __________
Решение пед.совета № 1 от ___августа





Рабочая программа
ФГОС ООО

ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКА (ГЕОМЕТРИЯ)
УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ
(базовый, расширенный, профильный, углублённый)
Класс: 7б
Составитель: Родкина Н.В.
учитель ( предмет): математика
квалификация: по стажу и образованию













2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе образовательной программы МАОУ «Демиховский лицей», примерной программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной.
Рабочая программа обеспечена учебником «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-18-е изд.–-М. : Просвещение,, 2009 г.
Общая характеристика предмета:
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
введение терминологии и отработка её грамотного использования;
Развитие навыков изображения планиметрических фигур;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения доказывать равенство треугольников, параллельность прямых и т.д.;
отработка навыков решения простейших задач на построение.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МАОУ «Демиховский лицей» на изучение геометрии в 7б классе выделено 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.
Обоснование выбора данной авторской программы:
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное об ращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

2. Учебно – тематический план

Наименования разделов и тем

Кол -во часов
Контрольные работы

1.
Начальные геометрические сведения
10
1

2.
Треугольник
17
1

3.
Параллельные прямые.
13
1

4.
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
19
1

5.
Повторение
9
2


Итого:
68
6


3.СОДЕРЖАНИЕ

1. Начальные геометрические сведения
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упражнений.
Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделять использованию средств наглядности, решению задач по готовым чертежам.
3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.
Знания признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Отсюда следует необходимость  уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные утлы при параллельных прямых и секущей.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Основная цель расширить знания учащихся о треугольниках.
В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.
При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии.
При решении задач на построение в VII классе рекомендуется ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач.
Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 7 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.




Требование к уровню подготовки учащихся

Глава 1. Начальные геометрические сведения.
В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны
Ученик должен знать/понимать:
Понятие равенства фигур;
Понятие отрезок, равенство отрезков;
Длина отрезка и её свойства;
Понятие угол, равенство углов величина угла и её свойства;
Понятие смежные и вертикальные углы и их свойства.
Понятие перпендикулярные прямые.
Ученик должен уметь:
Уметь строить угол;
Определять градусную меру угла;
Решать задачи.
Глава 2. Треугольник
В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны
Ученик должен знать/понимать:
Признаки равенства треугольников;
Понятие перпендикуляр к прямой;
Понятие медиана, биссектриса и высота треугольника;
Равнобедренный треугольник и его свойства;
Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Ученик должен уметь:
Решать задачи используя признаки равенства треугольников;
Пользоваться понятиями медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике при решении задач;
Использовать свойства равнобедренного треугольника;
Применять задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава 3. Параллельные прямые.
В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны
Ученик должен знать/понимать:
Признаки параллельности прямых;
Аксиому параллельности прямых;
Свойства параллельных прямых.
Ученик должен уметь:
Применять признаки параллельности прямых;
Использовать аксиому параллельности прямых;
Применять свойства параллельных прямых.
Глава 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны
Ученик должен знать/понимать:
Понятие сумма углов треугольника;
Соотношение между сторонами и углами треугольника;
Некоторые свойства прямоугольных треугольников;
Признаки равенства прямоугольных треугольников;

Ученик должен уметь:
Решать задачи используя теорему о сумме углов треугольника;
Использовать свойства прямоугольного треугольника;
Решать задачи на построение.  
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение часов по разделам курса.

5.Календарно-тематическое планирование.


Темы и разделы
Кол-во
часов
Сроки проведе-ния
Скорректи-рованные сроки


Глава 1. Начальные геометрические сведения
10 ч



1.
Прямая и отрезок.
1



2.
Луч и угол
1



3.
Сравнение отрезков и углов
1



4.
Измерение отрезков
1



5.
Решение задач
1



6.
Измерение углов
1



7.
Перпендикулярные прямые. Смежные углы
1



8.
Вертикальные углы
1



9.
Решение задач
1



10.
Контрольная работа № 1 к главе1
1




Глава 2. Треугольники
17 ч



11.
Анализ контрольной работы.
1



12.
Первый признак равенства треугольников
1



13.
Решение задач
1



14.
Перпендикуляр к прямой
1



15.
Медиана, биссектриса, высота
1



16.
Свойства равнобедренного треугольника
1



17.
Второй признак равенства треугольников
1



18.
Решение задач
1



19.
Третий признак равенства треугольников
1



20.
Решение задач
1



21.
Окружность и ее элементы
1



22.
Построение циркулем и линейкой
1



23.
Примеры задач на построение
1



24.
Построение угла, равного данному
1



25.
Построение биссектрисы угла
1



26.
Построение перпендикулярных прямых. Деление отрезка пополам.
1



27.
Контрольная работа № 2 «Треугольники»

1




Глава 3. Параллельные прямые
13 ч



28.
Анализ контрольной работы Определение параллельных прямых
1



29.
Признаки параллельности прямых (накрестлежащие)
1



30.
Признаки параллельности прямых
( односторонние)
1



31.
Признаки параллельности прямых (соответственные)
1



32.
Практические способы построения параллельных прямых
1



33.
Об аксиомах геометрии
1



34.
Аксиомы параллельных прямых
1



35.
Следствия из аксиом параллельных прямых
1



36.
Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми
1



37.
Решение задач. Метод доказательства от противного
1



38.
Решение задач о углах, образованных двумя параллельными прямыми
1



39.
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1



40.
Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые»
1




Глава 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника
19 ч



41.
Анализ контрольной работы. Теорема о сумме углов треугольника
1



42.
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники
1



43.
Соотношение между сторонами и углами треугольника
1



44.
Неравенство треугольника
1



45.
Решение задач
1



46.
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольников»
1



47.
Анализ контрольной работы. Прямоугольные треугольники. Некоторые свойства
1



48.
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1



49.
Решение задач
1



50.
Уголковый отражатель
1



51.
Расстояние от точки до прямой
1



52.
Расстояние между параллельными прямыми
1



53.
Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними
1



54.
Построение треугольников по стороне и двум прилежащим углам
1



55.
Построение треугольников по трем сторонам
1



56.
Совершенствование знаний и умений по теме: Построение треугольника по трем элементам
1



57.
Построение треугольника по стороне, прилежащему углу и высоте к этой стороне
1



58.
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1



59.
Контрольная работа № 5 Построение треугольников. Прямоугольный треугольник.
1




Повторение. Решение задач
9 ч



60.
Анализ контрольной работы. Измерение отрезков и углов
1



61.
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
1



62.
Сумма углов треугольника. Равнобедренные треугольники и их свойства
1



63.
Признаки равенства треугольников.
1



64.
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»
1



65.
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
1



66.
Итоговая контрольная работа №6
1



67
Анализ контрольной работы
1



68.
Построение треугольников. Итоговый урок.
1






6.Контроль знаний


Наименование разделов и тем
Формы контроля
Сроки прохож-дения

Скорректированные сроки прохож-дения

1.
Начальные геометрические сведения.
Контрольная работа №1



2.
Треугольники
Контрольная работа №2



3.
Параллельные прямые
Контрольная работа №3



4.
Соотношения между сторонами и углами треугольников.
Контрольная работа №4



5.
Прямоугольные треугольники. Построение треугольников
Контрольная работа №5



6.
Повторение
Контрольная работа №6






7. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. «Геометрия 7-9» учебник для образовательных учреждений / -18-е изд.–М.: Просвещение,, 2008 г.
2.Зив Б.Г., Мейлер В.М. «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» .–М.: Просвещение,, 2008 г.
3.Смирнов В.А. «Геометрия. Планиметрия»/ Под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко.-М.МЦНМО, 2009.
4.Балаян Э.Н. «Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы»/Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5.Жохов В.И., Каташева Г.Д., Крайнева Л.Б. «Уроки геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации примерное планирование: К учебнику Л.С. Атанасяна и др./-М.:Мнемозина, 2008г.






СОГЛАСОВАНО
                  Протокол № заседания МО
________________________
От_____________

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___________
И.Л.Курузова   
__________________________________






15