Конспект урока русского языка: Общие сведения о сложном союзном и БП, способах связи, пунктуация


Предмет: русский урок: 2
Класс: 11
Тема: Общие сведения о сложном союзном и БП, способах связи, пунктуация.
« Основные группы сложносочиненных предложений по                                                          значению и союзам.
         Знаки препинания в сложносочиненном предложении».
Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
                                                                     Ход  урока
1.Проверка домашнего задания
Вопросы теории:
    -Какие союзы встречаются в ССП?
    -Какие значения могут иметь ССП?
    -В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?
Задание 1. “Установи соответствия”.
(На партах распечатка частей текстов.)
- Соедините стрелками части рассыпанного текста.
Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочинённые предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчинённые предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы?
 2.  Закрепление изученного материала
1). Диктант с взаимопроверкой. Записать предложения под диктовку, сделать разбор: синтаксический.
А) Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели очень звонко.
Б) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
В) На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.
Г) Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.
3.Творческий диктант.
    Закончите пословицы,  использовав противительные союзы:
А) Не место красит человека, … (а человек место).
Б) Не красна изба углами, … (а красна пирогами).
В) Мягко стелет, … (да жестко спать).
Г) Делу время, … (а потехе час).
Д) Близок локоть, … (да не укусишь).
Е) Не спеши языком, … (а спеши делом).
4. Конструирование предложений. Синтаксические синонимы.
     Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом.
А) Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет).
Б) Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки).
В) Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб заноет, рука разболится).
5. Работа с учебником.
1) Упражнение – устно (выполняем «по цепочке»),
2) Записать в словарик слова в рамках: гуманный, человечный. Придумать ССП с этими словами.
6. Занимательная лингвистика.
Найдите «четвертое лишнее»:
1)     Дом не велик, да скучать не велит.
2)     Хлеб да каша – пища наша.
3)     Маленький, да удаленький.
4)     Хороша Маша, да не наша.
(Лишнее предложение – 2, в остальных случаях да; но)
7. Домашнее задание.
Упражнение – письменно; Упражнения 20, 21 – устно. 
8. Оценки за урок