Урок русского языка на тему Сочинительные и подчинительные союзы (7 класс)


Урок "Сочинительные и подчинительные союзы". 7-й класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Цели:
Образовательные:
знакомство с типами союзов;
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к родному языку;
Развивающие:
развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент2.Проверка Д/З3. Актуализация знаний учащихся. Терминологический диктант
Ребята записывают в тетрадь только ответы.
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
Союзы бывают … (простые и составные).
– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной классификацией союзов. Запишите, пожалуйста, тему урока.
4. Объявление темы и целей урока
1. Запись предложений под диктовку
1) Небо потемнело, и пошел снег.
2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.
– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)
3) Небо потемнело, потому что пошел снег.
– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)
Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
ТЕМА УРОКА-Сочинительные и подчинительные союзы
Какие тогда будут цели?
5. Новый материал
А) (работа в группах: 1гр- п. 62, 2 гр-п.63) работа по плану
Роль союзов
По значению239649020256500295846520256500Союзы
сочинительные подчинительные
Роль: Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.
По значению

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными.
    Наступила ночь, и пошёл снег.     Роль: Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно задать вопрос.
По значению

Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными.
Книжки густо измазаны карандашами, (почему?)                потому что Серёжа любит раскрашивать картинки.
Ориентируясь на таблицу, составьте 2 предложения с сочинительными и подчинительными союзами (устно)
6).Закрепление нового материала
А) Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.
Игра «Ручеек»
1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность.
6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.
Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.
– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.
Б) Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.
Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.
(Учитель обращает внимание учащихся, что схемы CCП и CПП строятся по-разному).
В) . Графический диктант с взаимопроверкой
Учащиеся составляют только схемы предложений. (выдергивают по одному предложению)
1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.
6. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
7. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
8. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
9. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
10. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.
7) Дача Д/з
П.62-63. Знать союзы, схема в тетради, упр. 372 или 381, упр 379.
8.) Работа с книгой
упр.368 –устно
упр 378- письменно с проверкой( учащиеся помогают)
9.)тест
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица
2. Укажите неверное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:
А) как, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, зато, но.
4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:
А) где, зато, также
Б) и, однако, же
В) что, когда, да
5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
6. Укажите сложносочиненное предложение:
А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.
Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.
В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.
7. Укажите сложноподчиненное предложение:
А) Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу.
Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали.
В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.
 1. А 2. В 3. В 4. Б 5. В 6. Б 7. А
10. Итог урока + выставление оценок
Продолжите предложение: Я сегодня узнал(а)…
Я сегодня научился(лась)…