Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса. Модуль «Светская этика»


Негосударственное учреждение общеобразовательная школа-интернат
"Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования №15ОАО "Российские железные дороги"
СОГЛАСОВАНО Заместитель директор по УР
Е.Д.Юреева
«___»__________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната №15 ОАО "РЖД"
Ю.И.Редько
«____»___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
для 4 класса на 2014-2015 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № ___ от «___»______________2014г.
Руководитель ШМО: _____________/ ____________
Учитель:
Зоркина А.А.
Челябинск, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………… Содержание …..…………………………………………………………………………………………………………. Национально-региональный компонент ……………………………………………………………………………….. Календарно-тематический план ……………………………………………………………………………………….. Учебно-методический комплект …………………………………………..……….…………………………………… Дополнительная литература и цифровые образовательные ресурсы……………..…………………………………… Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………………………………………………. Приложения………………………………………………………………………………………………………………………. Контрольно-измерительные материалы Список литературы для КИМ Формы контроля
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКиСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции народов России.

Нормативно-правовая база, используемая для разработки программы:
Конституция РФ (ст. 13, 14);
Законы РФ «Об образовании» (п.4 ст.14; п.3 ст.15), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5; гл.II; п.3 ст.27);
Поручение Президента РФ (02.09.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09);
ФГОС начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Инструктивно-методическое письмо ГБОУ ДПО ЧИППКРО «Об изучении предметной области «ОДНКР» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НОО»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.07.2012г. № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 -2013 учебном году»» (приложение 22);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.07.2012г. № 24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 -2013 учебном году» ( приложение 21);
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №04-997 от 16 июня 2011 года «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год».
Устав и Программа развития НОУ на 2014– 2015 гг.
Цель программы: Разработка, совершенствование и апробация целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» (модуля «Основы светской этики») в условиях НОУ школа-интернат №15 ОАО «РЖД», формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей.
Задачи программы:
1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества.
2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд, творчество, природа, искусство, человечество) через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей и общественными организациями.
3. Разработка системы мониторинга и оценивания успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания.
4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства. Реализация и апробация комплексного учебного курса ФГОС.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Один из модулей изучается учениками с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). [Заявления о выборе модуля прилагаются к программе]
Наша школа на основе запроса родителей (законных представителей) определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики» в четвёртых классах.
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Светская этика»
1. Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» в 4 классах общеобразовательных школ вводится изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
-воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
-Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
-Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
-Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
-Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В связи с этим, целесообразно считать, сто курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребёнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
3 Место модуля в учебном плане
В учебном плане на изучение модуля отводится 17 часов в первом полугодии 4 класса (1 час в неделю) и 17 часов в первом полугодии 5 класса.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Курс светской этики – это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного поведения в обществе.
Этика охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка.
Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.
Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся.
Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.
Ученик младших классов ещё только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своё место в нём. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребёнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные УУД:
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.;
Осознание важности познания нового;
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Составлять план текста;
Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать;
выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
6. Содержание курса
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
7. Календарно-тематическое планирование

урока Тема Характеристика основных видов учебной деятельности
Предметные результаты Универсальные Учебные Действия
1 Россия - наша Родина. Знать понятия: Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. Научится работать с дополнительной литературой Л.: -положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.
П.: -умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами
Р.: -умеет организовывать своѐ рабочее место и работу;
-сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.: - оформляет свою мысль в устной речи;
-умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и про себя.
2 Что такое светская этика? Познакомиться с новым предметом Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
П.: - осуществляет поиск необходимой информации;
-использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Р.: - организовывает своѐ рабочее место и работу;
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
К.: - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.
3 Мораль и культура. Знать понятия культура, мораль Л.: - Учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- развитие эстетических чувств.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
К.: - аргументирует свою позицию и координирует еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
4 Особенности морали. Познакомиться с понятиями: материальная культура,
духовная культура Л.: Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний
П.: Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Р.: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
К.: Умение строить монологическое высказывание.
Умение слушать собеседника.
5
6 Добро и зло. Уметь пользоваться основными этическими понятиями : добро, зло Л.: - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.: - обосновывает высказанное суждение;
Осознанно читает вслух
7
8 Добродетели и пороки. Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком Л.: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
П.: Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов
Р.: Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.
К.: Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
9 Свобода и моральный выбор человека. Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
П.: - осуществляет поиск необходимой информации;
-использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Р.: - организовывает своѐ рабочее место и работу;
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
К.: - оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.
10 Свобода и ответственность. Знать какую ответственность несут люди, даже будучи свободными; П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
11 Моральный долг. Исполнять установленные в обществе моральные нормы Л.: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
К.: Умение строить монологическое высказывание.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
12 Справедливость. Учиться справедливо оценивать окружающих. Л.: мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;
П.: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;
К.: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;
Р.: целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;
13 Альтруизм и эгоизм. Сформировать представление об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности. Л.: - старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.: - обосновывает высказанное суждение; Осознанно читает вслух
14 Дружба. Осознать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Л.: Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера
П.: Понимание и преобразование информации.
Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты.
Р.: Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
К.: Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение строить монологическое высказывание.
15 Что значит быть моральным? Обобщить знания учащихся о морали и нравственности Л.: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
К.: Умение строить монологическое высказывание.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
16 Творческие работы учащихся. Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу Л.: Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
П.: Осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме. Осуществлять смысловое чтение.
Р.: Умение обосновывать и доказывать своѐ мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
К.: Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
17 Подведение итогов. Уметь делать выводы, подводить итог Л.: Формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
П.: Обработка информации –поиск условных обозначений и их соотнесение. Установление причинно-следственных связей.
Р.: Умение обосновывать и доказывать своѐ мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
К.: Умение применять установленные правила в планировании способа решения.

Учебно-методический комплекс
«Основы светской этики» Учебник. – М., Просвещение, 2012