Технологическая карта по теме Кровь.Плазма крови…


Тема
Кровь. Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови. Их строение и функции.
Цель Формирование понятий о составе , строении, продолжительности жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови.
Продолжить умение работать с микроскопом
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с разными источниками информации
Основное содержание темы, термины и понятия Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови.
Планируемые результаты
Личностные умения
участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации
- Метапредметные умения
умение применять понятия, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, Познавательные УУД: определение понятий: «внутренняя среда организма», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты», «плазма крови», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
- Использование для познания метода наблюдения, определение структуры объекта познания(клетки крови человека)
-Поиск, выделение значимых функциональных связей между частями целого
-Сравнение, сопоставление по критериям(сопоставлять текст. Рисунок, изображение в микроскопе)
Регулятивные:
- умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций. Предметные умения
- наблюдение и описывание клеток крови на готовых микропрепаратах
-выявление взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями
--применение знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ –инфекций, вредных привычек
В сфере физической деятельности:
-освоение правил профилактики заболеваний крови,ПАВ
Организация образовательного пространства Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Основы безопасности и жизнедеятельности
«Оказание первой помощи при кровотечениях»
Химия «Химческий состав веществ» 1.Учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек». 8класс. М.: Дрофа, 2008 г. 2. Н.Г.Ионина, Л.В. Добрынина, Е.Г.Квашнин «Интерактивное оборудование и интернет ресурсы в школе «6-9кл.М.;Просвещение-регион 2011
3.Лабораторный практикум
Интернет – ресурсы:
http://files.school-collection.edu.r/dlrstore/000005ba-1000-4ddd-43df-4f0046bc5025/b08_062.swfhttp://fcior.edu.ru/card/8947/formennye-elementy-krovi.htmlhttp://fcior.edu.ru/card/8036/formennye-elementy-krovi-ih-stroenie-i-funkcii.htmlhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005bc-1000-4ddd-ba63-620046bc5025/b08_064.swfhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005c0-1000-4ddd-3428-120046bc5026/b08_069.swfhttp://fcior.edu.ru/card/9548/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.htmlТеоретический материал по теме «Группы крови. Донорство»
http://fcior.edu.ru/card/6512/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.htmlПрактические задания по теме «Группы крови. Донорство»
http://fcior.edu.ru/card/8124/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.htmlДидактический материал - карточки с задачами, проблемными вопросами, тестами. фронтальная
индивидуальная-
в паре -
в группе -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск формулирования темы урока
-мотивировать учащихся к изучению темы;
Актуализация ранее полученных знаний
На слайде вы видите девиз нашего урока: «Есть идея – не молчи, дослушай – потом говори, знаешь – расскажи, отвергая – предлагай, ибо только в споре рождается истина».
Сегодня наш урок будет посвящен самой удивительной ткани нашего организма, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. Ее образно называют «плененным морем». Маленькая частичка этой ткани может рассказать многое о состоянии здоровья вашего организма. Не случайно французский физиолог Клод Бернар называл эту ткань – “ зеркалом организма”. Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? У вас есть таблички с вариантами ответов, пожалуйста поднимите табличку с верным на ваш взгляд вариантом ответа. Давайте вместе с вами сформулируем тему («Кровь……….»)
Как кровь переносит кислород, ведь газы плохо растворяются в жидкостях? Почему она течёт из раны, а потом останавливается?   Если рану не обработать, то может возникнуть заражение крови – почему? Почему иногда рана может гноиться? Почему нельзя переливать кровь человеку, не сделав предварительно анализ?
Чтобы ответить на все эти вопросы, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?
(Возможные варианты ответов: Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?) На эти вопросы мы с вами будем искать ответы на уроке. Мы должны доказать, что данный вид ткани во многом определяет жизнедеятельность нашего организма Личностный:
- проявление интереса к поставленной проблеме
Коммуникативный:
-умение работать с информацией на опережение;
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
и методы работы с информацией Планируемый результат
Блок А Работа с терминами «кровь, плазма, форменные элементы, ,тромбоциты».
Цель:
- вооружить обучающихся знанием о форменных элементах крови, их строении и свойствах, о роли форменных элементов в поддержании постоянства внутренней среды
- осознать значимость процессов свертывания.
- рассмотреть значение крови в организме человека;
- исследовать состав данного вида соединительной ткани;
- соотнести строение клеток крови с выполняемыми функциями.
Блок 2
Выполнение задания исследовательского характера
Цель:
объяснить сходство и отличие эритроцитов крови лягушки от эритроцитов человека
Блок 4 Группа крови и резус фактор
Цель: узнать про резус фактор, про доноров и реципиентов, понятие «совместимость»
Задание 1
А. Просмотр видеосюжета «Кровь»
http://fcior.edu.ru/card/8947/formennye-elementy-krovi.htmlhttp://files.school-collection.edu.r/dlrstore/000005ba-1000-4ddd-43df-4f0046bc5025/b08_062.swfЗаполняем таблицу: “Клетки крови и их значение”.

Название клеток Количество (в 1 мм3) Функция Где образуются
Эритроциты (красные кровяные клетки) 4,5-5млн.- муж. 4 – 4,5 млн. – жен. Транспорт кислорода Красный костный мозг
Лейкоциты (белые кровяные тельца) 4 – 8 тыс. Распознавание, уничтожение чужеродных тел Лимфатические узлы,тимус, красный костный мозг
Тромбоциты (кровяные пластинки) 400 тыс. Свертывание крови Красный костный мозг
Б. Свёртывание крови (работа с ЭОР)
http://fcior.edu.ru/card/8036/formennye-elementy-krovi-ih-stroenie-i-funkcii.htmlhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005bc-1000-4ddd-ba63-620046bc5025/b08_064.swfhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005c0-1000-4ddd-3428-120046bc5026/b08_069.swfПервичное закрепление
Предлагаю группе выполнить задания исследовательского характера, для чего прошу переместиться вас в зону лаборатории.
Выполнение задания исследовательского характера.
Рассмотреть микропрепарат крови человека.
2. Рассмотреть микропрепарат крови лягушки.
3. Зарисовать в тетрадь клетки крови человека и лягушки
4. Сделать вывод: В чём различие эритроцитов человека и лягушки. Почему в эритроцитах человека отсутствует ядро?
1Результаты представить в виде таблицы.
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

микропрепарата Название
микропрепарата Форма
клетки Размер клетки
(крупные или мелкие) Наличие ядра
Эритроциты
человека      
Эритроциты
лягушки 2.Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?
Обсуждение результатов лабораторной работы
В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой.
1. Очень малые размеры – их диаметр составляет 7–8 мкм и приблизительно равен диаметру кровеносных капилляров. Эритроциты же лягушки очень велики – до 22,8 мкм в диаметре, но их количество невелико – 0,38 млн в 1 мм3 крови.
2. Большая концентрация эритроцитов в крови человека и большая суммарная площадь поверхности (в 1 мм3 крови содержится около 5 млн эритроцитов, суммарная площадь их поверхности составляет около 3 тыс. м2).
3. Эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют необычную форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита.
4. Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина в эритроците (в зрелом эритроците их около 265ґ106).
Таким образом, строение эритроцитов человека идеально подходит для выполнения ими газовой функции. Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани. А это одна из причин (наряду с четырехкамерным сердцем, полным разделением венозного и артериального кровотоков, прогрессивными изменениями в строении легких и т.д.) гомойотермности (теплокровности) млекопитающих, в том числе и человека.
Каждому человеку необходимо знать группу крови и резус – фактор .Жители Земли отличаются друг от друга по многочисленным признакам: расе, возрасту, знаку Зодиака, статусу, интересам. Но есть один отражающий индивидуальность критерий, согласно которому всё население земного шара можно разделить на 4 большие группы – группы крови. У человека различают 4 группы крови. Людей с 1 группой крови называют универсальными донорами, с 4 - универсальными реципиентами. Каждый человек должен знать свою группу крови и резус – фактор, особый белок крови, наличие которого определяет резус положительную кровь, отсутствие резус – отрицательную кровь. Институт донорства. Многие психологи склоняются к тому, что темперамент человека, его поведение и психика, характер определяется группой крови.
http://fcior.edu.ru/card/9548/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.htmlТеоретический материал по теме «Группы крови. Донорство»
http://fcior.edu.ru/card/6512/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.htmlПрактические задания по теме «Группы крови. Донорство»
http://fcior.edu.ru/card/8124/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.htmlКонтрольные здания по теме «Группы крови. Донорство»
Диагностические задания
Тест на «3»
Тест на «4»
1. Кровь-это:
А - эпителиальная ткань;
Б - соединительная ткань;
В - нервная ткань;
Г - мышечная ткань.
2. В отличие от других тканей кровь:
А - не имеет клеточного строения;
Б - имеет звездчатые клетки;
В - имеет вытянутые клетки;
Г - состоит из округлых клеток.
3. Кровь не участвует в
А - транспорте веществ;
Б - регуляции температуры тела;
В - накоплении питательных веществ;
Г - защите организма.
4.Тканевая жидкость образуется из
А – эритроцитов;
Б – лимфы;
В – лейкоцитов;
Г - плазмы крови;
5.Все клетки тела окружает
А – лимфа;
Б - раствор поваренной соли;
В - тканевая жидкость;
Г – кровь.
6. Из тканевой жидкости образуется
А – кровь;
Б - плазма крови;
В – слюна;
Г – лимфа.
Тест на «5».
1 вариант. Выберите из перечня (1 - 11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.
1. кровь; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты; 6. лимфа;7. кислород; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. питательные вещества;11. углекислый газ.I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?II. Что входит в состав крови?III. Что содержится в лимфе?IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость?V. Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела? 2 вариант. Выберите из перечня (1-11) ответы на вопросы (I -V), ответы зашифруйте.1. лимфа; 2.кровяная плазма; 3. кровяные клетки; 4.тканевая жидкость; 5. лимфоциты; 6. кровь;7. питательные вещества; 8.продукты жизнедеятельности клеток; 9. вода, соли; 10. кислород;11. углекислый газ.I. Что из перечисленного, относится к внутренней среде организма?II. Что входит в состав крови?III. Что содержится в лимфе?IV. Какие вещества выходят из тканевых клеток в тканевую жидкость? Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела? Ответы к тестам: (на “4”) Выберите один правильный ответ: 1 вариант 1б,2г,3в,4г,5в,6г; (на “5”); 1 вариант: 1-1,4,6; II -2,3; III-5, 8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9, 10;2 вариант: I-1,4,6; II-2,3; III -5,8,9, 11; IV-8, 9,11; V-7,9,10.
Познавательный:
-умение работать с понятийным аппаратом урока;
- умение объяснять специфические особенности форменных элементов во взаимосвязи с их функциями
Регулятивный - умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре, группе, совместно формулировать выводы.
Предметный - умение логически верно выстроить цепочку доказательств и рассуждений о составе, свойствах крови
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности
- стимулировать интерес, стремление познать сущность процессов
- научить школьников:
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
- представлять результат свой деятельности.
Варианты заданий
Информативный вариант
Составьте предложения, содержащие ключевые понятия темы.
Импровизационный вариант
Составьте в электронном варианте схему процесса «фагоцитоз»
Эвристический вариант
Часто случается так, что резус-отрицательная женщина вынашивает резус-положительный плод. Как вы думаете чем это опасно? (если эритроциты эмбриона с чужеродным для матери резус – белком попадут в кровь матери, то её иммунная система будет вырабатывать антитела к резус- белку и уничтожать эритроциты плода)
Планируемый результат
Личностный:
- творческое отношение к процессу выполнения заданий
сообразно планируемому результату
Познавательный:
- представление учащихся о формах вариантов заданий;
- умение выбирать вариант выполнения задания.
Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка
ученика Результат деятельности
Научить школьников:
- осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;
- верно определять степень усвоения нового материала;
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1. Я понял(ла), что кровь состоит из
следующих элементов:…
2. Я смогу привести черты сходства и отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки они таковы:…
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(ла) цели и задачи, поставленные мною в начале урока:
- научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)… Личностный:
- позитивный эмоциональный заряд учащихся, поддерживался на протяжении всего урока постановкой и решением проблемных вопросов, сменой видов деятельности, применением Интернет-ресурса. Познавательный:
-реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме;
-овладение учебным материалом блоками, логически и информационно связанных между собой, делает учебный труд учащихся максимально результативным
Регулятивный:
-учащиеся обучены способам поиска информации по теме урока из различных источников на высоком уровне самостоятельности.
Коммуникативный:
-разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся способствуют выполнению целей и задач урока коллегиально

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка
учителя Результат деятельности
-соотнести полученный результат с поставленной целью;
-оценить результат своей деятельности;
-определить степень самоконтроля освоения учебного материала
Цели темы:
- сформировать представление о форменных элементах крови
- отработать ключевые термины и понятия по теме урока;
- приобщить учащихся к работе с разнообразными источниками информации, в том числе электронными, при использовании Интернет-ресурс, гиперссылок;
- развивать познавательный интерес учащихся при постановке опытов с прогнозированием предполагаемых результатов;
-научить использовать приобретенные знания для профилактики вирусных заболеваний человека, животных и растений
Планируемые ключевые умения темы
Личностные:
- проявление позитивного отношения к процессу познания многообразия форм жизни на Земле на примере вирусов
Познавательные:
- умение использовать приобретенные знания для осознания роли неклеточных форм жизни на Земле.
Регулятивные:
- умение систематизировать и корректировать полученные на уроке знания
Коммуникативные:
- умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя своё
Предметные:
-умение описывать сущность процесса жизнедеятельности, размножения вирусов, давать определения ключевым терминам и понятиям темы.
Личностный
- сформированы умения учащихся работать с понятийным аппаратом урока; - удалось удивить ученика, разбудить в нём интерес к происходящему, создать ситуацию успеха;
- расширен арсенал способов подачи информации с применением ЭСО, Интернет-ресурс; Регулятивный – учащиеся научились выполнять эксперимент по алгоритму действий с выдвижением гипотезы
Коммуникативный -учащиеся умеют выполнять учебные задания в паре, группе, совместно выполнять задания, формулировать выводы.
Предметный - учащиеся узнали о строении и свойствах крови , о роли форменных элементов в жизни человека, показали умение анализировать, предполагать, доказывать.