Конспект урока по теме Эволюция кровеносной системы


Урок по биологии на тему
"Эволюция кровеносной системы".
7-й класс
Цель:
Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих;
Выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции;
Изучить состав крови и ее функции.
Задачи:
Образовательная:
Учащиеся должны знать состав и функции крови;
Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.
Развивающая:
Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.
Воспитательная:
Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
Умение выражать свою мысль;
Применять свои знания на практике;
Формирование правильного восприятия окружающей природы.
Ребята! Кто знает, что такое кровь? Из чего она состоит? Что она из себя представляет?
Кровь - вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Кровь и жизнь - слова синонимы.
Презентация.Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?
(Схема 1)

В процессе эволюции животных изменялись состав и функции крови. У водных кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу морской воде: в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. У животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции крови. Наиболее полно функции крови проявляются у позвоночных.
Глядя на составленную нами схему, мы можем выделить эти основные функции крови. Давайте сделаем вывод, какие функции выполняет кровь?
Функции крови
Транспортная:
транспорт питательных веществ к клеткам тела;
выведение продуктов обмена;
транспорт кислорода.
Защитная:
защита организма от инфекции и чужеродных тел;
защита от кровопотери.
Регуляторная:
способствует поддержанию температуры тела.
Где находится кровь в организме животных?
Из чего состоит кровеносная система?
(Схема 2)

В зависимости от содержания кислорода в крови, кровь бывает (Схема 3):

На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.
У всех ли животных красная кровь? (Сообщение ученика).
кольчатые черви - красная;
моллюски:
(брюхоногие) - бесцветная;
(двустворчатые) - бесцветная, красная, голубая;
(головоногие) - голубая;
рыбы - красная, бесцветная у белокровных рыб;
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - красная.
 В каком направлении шла эволюция живых организмов? (Схема 4, 5)
простейшие -> кишечнополостные -> плоские черви ->
круглые черви -> кольчатые черви -> моллюски -> членистоногие ->
хордовые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
У каких животных впервые в процессе эволюции появляется кровеносная система? Что она из себя представляет?
Самостоятельная работа (стр.215. 41)
кольчатые черви -
моллюски -
членистоногие -
хордовые (ланцетник) -
Кровеносная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением строения. А сейчас давайте дадим характеристику кровеносным системам позвоночных животных по группам. Одна группа описывает строение сердца, наличие кругов кровообращения, другая группа описывает путь, который совершает кровь по кругам кровообращения. (Работа с таблицами в парах)
Таблица 1
Систематическое положение Строение сердца Круги кровообращения
Класс Рыбы    
Класс Земноводные    
Класс Пресмыкающиеся    
Класс Птицы    
Класс Млекопитающие    
Таблица 2
Систематическое положение Малый круг кровообращения Большой круг кровообращения
Класс Рыбы    
Класс Земноводные    
Класс Пресмыкающиеся    
Класс Птицы    
Класс Млекопитающие    
Кровеносная система:
1 группа - рыбы;
2 группа - земноводные;
3 группа - пресмыкающиеся;
4 группа - птицы;
5 группа - млекопитающие.
(Приложение 6)
У каких групп животных кровь не смешивается? Это имеет какое-то значение?
Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.
В чем причина теплокровности?
Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела. Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.
Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?
Эволюция шла в направлении создания специализированной кровеносной системы, способной обеспечивать все клетки тела необходимыми для жизнедеятельности веществами.
А как обходятся без кровеносной системы простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви?
У них процессы жизнеобеспечения (газообмен, питание и выделение) каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно.
Итог урока:
Что нового вы сегодня узнали?
Что показалось наиболее трудным?
Что показалось наиболее интересным?
Задание на дом: Параграф 41. Рабочая тетрадь стр.109-113.
Оценки за урок:
Проверка полученных знаний.
I. Выберите правильный ответ.
1. Главный признак артериальной крови:
а. течет только по артериям;
б. течет только по венам;
в. насыщена кислородом;
г. насыщена углекислым газом.
2. Главный признак венозной крови:
а. течет только по артериям;
б. течет только по венам;
в. насыщена кислородом;
г. насыщена углекислым газом.
3. Одна из составных частей крови не относится к ее форменным элементам:
а. плазма;
б. лейкоциты;
в. эритроциты;
г. тромбоциты.
4. У пресмыкающихся по артериям течет кровь:
а. артериальная;
б. венозная;
г. смешанная.
5. Большой круг кровообращения у млекопитающих начинается в:
а. правом желудочке;
б. левом предсердии;
в. левом желудочке;
г. правом предсердии.
II. Вставьте пропущенные слова:
Транспортировку внутри организма всех необходимых для жизнедеятельности веществ осуществляет::::::::::.. .Сосуды, несущие кровь от сердца, называются::::::::, а возвращающие ее к сердцу:::::::: .
Самая крупная артерия - это:::::.., а самые мельчайшие кровеносные сосуды - :::::::. .
У рыб :::::::.. круг кровообращения, а у наземных позвоночных::::::::.. .
III. Ответьте на следующие вопросы:
В чем отличие кровеносной системы кольчатых червей от кровеносной системы моллюсков?
Что такое капилляры и для чего они образуют густую сеть в организме животных?
В чем отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой?
Что может произойти, если в организме животного будет снижено количество тромбоцитов?
Где и как человек использует кровь жив