Методическая разработка урока по теме «Дружба и порядочность» к курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль Светская этика, 4 класс)

Методическая разработка урока по теме «Дружба и порядочность»
к курсу «Основы религиозных культур и светской этики
(модуль «Светская этика»), 4 КЛАСС

Автор: Афанасьева Елена Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №62» г. Чебоксары

Общая характеристика урока:
класс: 4 «Е»
предмет: ОРКСЭ
учебник: М.Т.Студеникин, Москва «Русское слово», 2014 г.
раздел (тема) программы: Блок 2 Основы религиозных культур и светской этики, тема 5 «Дружба и порядочность» (1-й урок из 2 уроков по теме )
дата проведения урока 04.10.2016г.
тема урока: «Дружба и порядочность»
место учебного занятия в системе занятий по предмету введение нового материала.
образовательный потенциал занятия: урок направлен на формирование всех типов УУД.
виды деятельности учащихся: индивидуальная работа, ответы на вопросы, работа в парах, поиск информации в тексте.
используемое дополнительное оборудование: мультимедийное сопровождение, интерактивная доска
Актуальность темы урока: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в школе.
Цель урока: помочь учащимся понять необходимость и ценность понятий "дружба", «порядочность»;
Задачи урока:
показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями;
воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения;
раскрыть значение дружбы на  материалах литературных произведений;
Основные термины и понятия: дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ, взаимная симпатия.
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», качества настоящего друга, практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения данных этических категорий;
учащиеся осознают, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу очень важны, что дружба - человеческое богатство.
формирование у учащихся навыков работы в парах.
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Регулятивные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания;
Познавательные УУД:
-формировать умение отбирать главное, синтезировать;
- строить логическое рассуждение
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методы работы на уроке:
проблемно – поисковый,
словесный
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная
в парах
Межпредметные связи на уроке : литературное чтение, окружающий мир, музыка, искусство
Оборудование: учебник по ОРКСЭ М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс, «Словарь современного русского языка» Ожегова, карточки с пословицами, аудиозапись для физкультминутки, презентация, карточки для детей с заданиями, интерактивная доска.



Ход урока.
«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба» Ларошфуко.
Организационный момент.
Ребята! Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь своим соседям, подарите им свою самую лучезарную улыбку. Подарите тепло своих ладошек и мысленно пожелайте своим одноклассникам всего самого наилучшего, доброго, светлого на этом занятии. Подарили?
Молодцы! У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на протяжении всего урока.
А сейчас я прошу вас сесть по своим группам.
II. Вступительное слово учителя.
(На фоне музыки.)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Учитель: Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Кому открыть дверь.)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии?
- А поможет вам ответить на этот вопрос замечательная радуга, которая спряталась в волшебных лепестках цветка.
- Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему, нашего занятия.
– Итак, сегодня мы должны сказать лучшие слова о дружбе, друзьях.

Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает это слово?
Значит, что оно?..........
Учитель: Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха, это крокодил Гена и Чебурашка, это кот Леопольд и мыши, Малыш и Карлсон, Чип и Дейл, Матроскин, пёс Шарик и дядя Фёдор, Белоснежка и 7 гномов, забавный Винни-Пух и Тигра,и многие другие.
Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
III. Беседа с учащимися.
Учитель: Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, секции, кружке, можно назвать друзьями?
Кого мы называем другом? Какие качества у него будут главными?
Каких друзей нам хотелось бы иметь?
Давайте сейчас это выясним.
Я попрошу вас, передавая волшебную конфету друг другу, назвать черту такого человека.
Итак, продолжайте: друг должен быть (добрым, честным, отзывчивым, верным, добропорядочным, искренним, милым, надёжным, весёлым, заботливым, аккуратным, настоящим, решительным, чутким, смелым, умным, душевным, справедливым, внимательным, вежливым, щедрым, преданным, умеющим хранить секреты, бескорыстным )

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать, вот тогда и начинается дружба.
Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для нас таящее, И любая беда - не беда. Если рядом друзья настоящие!
Учитель: Ребята! Давайте поработаем со словарём С.И. Ожегова и прочитаем, что такое дружба.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Толковый словарь С.И. Ожегова) (готовит ответ 1 ребенок по словарю)

Учитель: А сейчас, давайте прочитаем, что такое дружба в учебнике на с.50.
Дружба – одна из высших нравственных ценностей. Дружба - привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

- Сравните данные определениями. Какое понятие для вас ближе? (ответы детей)
IV. Работа в группах.
- А сейчас я предлагаю вам поработать по группам. Для каждой группы у меня приготовлено задание.
«Художники-иллюстраторы» должны нарисовать рисунок на тему: «Дружба»
«Хранители мудрости» должны вспомнить и записать пословицы и поговорки о дружбе.

- У вас на столах части пословиц. Составьте их, т.е. соедините начало и конец.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней Нет друга ищи, а найдешь береги.
Не мил и свет, когда друга нет. С хорошим другом – горы свернешь, с плохим - горя хлебнешь.
Дружба – как стекло :.. разобьёшь – не сложишь
Старый друг лучше новых двух.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Будь с другом и в горе, и в радости.
Дружба не гриб, .в лесу не найдёшь.
Старый друг лучше новых двух.

«Литературная гостиная» должна написать мини-сочинение на тему «Мой друг».
(Слова-подсказки: Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость, порядочность.)
- Давайте послушаем и оценим результат вашей работы. Первая группа, вам слово

- Молодцы! Здорово у вас получилось. Спасибо.

-Ребята! Группа «Литературная гостиная» сказала о таких словах, как бескорыстие, порядочность. Всем ли понятны эти слова?
- Приходилось ли вам слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывались ли вы над тем, что означает слово «порядочный»?
- Что оно обозначает? Как вы думаете?
- Обратимся к учебнику на с. 52.
«Порядочность это честность, неспособность к низким, антиобщественным поступкам».
-Кто такой порядочный человек?
Порядочный человек это человек не только честный, но и благородный, совершающий только правильные поступки, неспособный совершить что-то плохое, умеющий понять чужую беду.

V. Мимическая гимнастика:
Учитель: Ну, а сейчас, давайте немного отдохнём.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
- Но мы с вами настроены на хорошую, позитивную волну и я вам предлагаю поиграть в «Угадай мелодию».

VI. Игра «Угадай мелодию»
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 (подпевайте, ребята!)

VII. Творческое задание: «Дружба крепкая». (под музыку песен о «Дружбе»)

(Для проведения этого задания необходимо приготовить: альбомный лист, простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей)

- А теперь я предлагаю вам творческое задание, которое называется «Дружба крепкая». На альбомных листах
1. Обвести левую ладонь простым карандашом
2. На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец
3. Переверните рисунок пальчиками вниз
4.Включаем фантазию, творчество! Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды, обувь
5. Вырезаем фигурки по контуру и наклеиваем на ватман.

- Молодцы! Посмотрите, какая настоящая, крепкая дружба у нас получилась.

VIII. Игра «Ромашка». Законы дружбы. (Записывать на ватмане)
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
- Я предлагаю вам поиграть в «Ромашку».
- Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба не может состояться.
(По 3 лепестка каждой группе, они пишут и прикрепят на доске. Все вместе, используя ромашку, отвечают еще раз на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?» Итак, друг должен быть (честным, верным, преданным, добрым, доброжелательным, внимательным, отзывчивым, заботливым).
- Ну и конечно же, нам необходимо составить правила дружбы. Помните, мы с вами писали их на ватмане. Я выписала всё на слайд. Давайте прочитаем.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
Умей признать свои ошибки и помирись с другом.
Не предавай своего друга.
Один за всех, и все за одного.
Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

- А сейчас, давайте прочитаем те правила дружбы, которые даёт нам автор учебника. Стр.54-55

IX . Синквейн.
Учитель: Ребята, а хотите еще рассказать о дружбе, о друге?

- Я предлагаю сделать это в необычной форме, в форме синквейна.
Синквейн от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:
1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека (ДРУГ)
2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных (ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ)
3-я строка – описание действия – 3 глагола (НЕ ПОДВЕДЁТ, ПОМОЖЕТ, ВЫРУЧИТ)
4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
( ДРУЖБОЙ С ДЕТСТВА ДОРОЖИ!)
5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы. (ДРУЖБА)

- Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение.
(Учащиеся сочиняют синквейн. Звучит тихая мелодия.)
Желающие зачитывают синквейн вслух.
- Я тоже составила свой синквейн. Давайте прочитаем, что у меня получилось:
ДРУГ
ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ
НЕ ПОДВЕДЁТ, ПОМОЖЕТ, ВЫРУЧИТ
ДРУЖБОЙ С ДЕТСТВА ДОРОЖИ!
ДРУЖБА
X. Формула дружбы.

- и в заключении нашего урока, я предлагаю вам формулу дружбы, куда вы запишите свое имя + имя друга + Положительное - Отрицательное = ДРУЖБА.
(Каждому ребенку распечатанную формулу дружбы.) А к следующему занятию вы может быть выведите свою формулу.

(________ + ________) + __________ - ___________ = ДРУЖБА
твоё имя имя друга положительное отрицательное


XI. Вывод.
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

XII. Итог урока:
Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель: Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
(На фоне компьютерной презентации.)
Я хочу пожелать вам: Никогда не меняйте друзей! Их нельзя разменять как монету. Вы поймете это поздней- Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей Ту потерю ничем не измеришь. Старый друг не вернется к тебе. Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать- Станет раной на сердце обида. Хоть друзья и умеют прощать, Дверь в их сердце будет закрыта.
Дружбу надо беречь всегда, Это чувство длиннее века. Лучший друг не предаст никогда, Просто преданней нет человека!!!








13PAGE \* MERGEFORMAT14715




15