РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» 4 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
4 класс
Учителя начальных классов:Кудрявцевой Асии Руслановны.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Светская этика» для ІV класса разработана на основе Примерной программы основного
общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего
образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Данилюк
А.Я.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии сучебным планом на 2012 – 2013 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа
в год в 4 классах (1 час в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по …. списке учебников, используемых в 2012 – 2013 учебном году:
Цели и задачи изучения учебного предмета.
дать представление об основных нормах нравственности, первичные
представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения сопорой на представления о положительных поступках люд
формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков,
адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и
порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и
доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость,
правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
.формирование качеств гражданина и патриота России;воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и
предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости засвою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности
к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление сосновными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки
личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной насвободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой
жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать
его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это
годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит
преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление
сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей
получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и
формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной
школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система
представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых
строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовнонравственноевоспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир
человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные
потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки

поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро
или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.
Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость,
они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком врезультате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания -понятия о добре и зле,
чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Учебный план распределения часов, отведенных на темы.

темы
Тема Количество
часов
Внеурочная
работа
I. Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
1
1. Россия -наша Родина. 1 Поход по
Любимым
местам
II. Основы религиозных культур и светской
этики. Часть I.
16
2. Что такое светская этика? 1
3. Мораль и культура. 1
4. Особенности морали. 1
5. Добро и зло. 1 Проект потеме. 6. Добро и зло. 1
7. Добродетели и пороки. 1
8. Добродетели и пороки. 1
9. Свобода и моральный выбор человека. 1
10. Свобода и ответственность. 4
11. Моральный долг. 1 Протяни
руку
помощи…
12. Справедливость. 1
13. Альтруизм и эгоизм. 1
14. Дружба. 1 Протяни
руку
дружбы…
15. Что значит быть моральным? 1
16. Творческие работы учащихся. 1
17. Подведение итогов. 1 Праздник
для
родителей.
III. Основы религиозных культур и светской
этики. Часть II.
18. Род и семья – исток нравственных отношений в 1 Встреча заистории человечества. круглым
столом.
19. Нравственный поступок. 1
20. Золотое правило нравственности. 1
21. Стыд, вина и извинение. 1
22. Честь и достоинство. 1
23. Совесть. 1
24. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. 1 Рыцарский
турнир 25. Джентльмен и леди. 1
26. Образцы нравственности в культуре Отечества. 1
27. Этикет. 1 Я умею…
28. Праздники. 1 Праздничнаяпрограмма
«Приглашаю
в гости…»
29. Жизнь человека – высшая нравственная
ценность.
1
IV. Духовные традиции многонациональногонарода России
5
30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессиональногонарода России.
1
31. Подготовка творческих проектов. 1
32. Выступление обучающихся со своими
творческими работами: «Как я понимаю
православие», «Как я понимаю ислам», «Как я
понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,
«Что такое этика?», «Значение религии в жизни
человека и общества», «Памятники религиознойкультуры (в моем городе, селе)» и т.д.
1
33. Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое отношение кРоссии», «С чего начинается Родина», «Герои
России», «Вклад моей семьи в благополучие и
процветание Отечества (труд, ратный подвиг,творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник
Родины», «Мой друг», и т.д.
1 4 ноября –
День
народного
Единства.
Творческое
мероприятие
с выходом
на школу,
село. 34. Презентация творческих проектов на тему
«Диалог культур во имя гражданского мира и
согласия» (народное творчество, стихи, песни,кухня народов России и т.д.).
1
Всего 34

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ¬
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственныхотношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные
праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и
леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» внаше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная
форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя
сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбранкультурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических
принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества
изучения предмета:
-диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъектсубъектноепостроение учебного процесса;
-приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно
нравственной жизни;
-актуальность;
-вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текстадля анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
-опора на самостоятельность мышления учащихся;

-деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной
среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
-соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами дляэмпирического и творческого освоения;
-органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательскойдеятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики»
основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных,
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый
учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации,
которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры
сформированности действий учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и
уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
.
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационныхтехнологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон исотрудничества;определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как
основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

.
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционныхрелигиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование первоначального представления оботечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонациональногомногоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательнойдеятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочнаяработа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их
интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозноэтическогознания
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное
взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей,
выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и
изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа
(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;
эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа поиндивидуальной теме в рамках курса.

Календарно – тематическое планирование курса
4 класс
Количество часов по учебному плану -34 часа
Количество часов в неделю -1 час
Тема урока Цель (конкретного урока) Содержание
(в т.ч. понятия итермины)
Формы деятельности (опытдеятельности учащихся)
Домашнее задание
1 Россия – наша
Родина.
Тип урока – изучение
нового материла
-развивать
коммуникативные
компетенции,
-способствовать
воспитанию
национального
самосознания,
формированию интереса кизучению предмета.
-углубить знания
(государственнаясимволика, герои и
великие люди России и
т.д.)
Россия – наша Родинаполиэтническоегосударство, культурныетрадиции Патриотизм
многонационального и
многоконфессиональногонарода
России
Основные термины и
понятия: Россия, родина,
патриот, отечество,
столица, президент,
государственные
символы, толерантность.
беседа, комментированноечтение, устный рассказ натему, работа силлюстративным
материалом,
самостоятельная работа систочниками информации,
подготовка творческойбеседы с членами семьи
Найди материал обизвестном человеке (повыбору). Подготовь
рассказ о н.м. Объясни,
почему ты выбрал именно
этого человека.
Ответь на вопросы впособии-стр.5
2 Что такое светскаяэтика?
Тип урока – изучение
нового материла
-способствовать
формированию
первоначальных
представлений о светскойэтике, о традиционныхрелигиях, их роли вЧто такое светскаяэтика? Этика и ее
значение в жизни
человека.
Основные термины и
понятия: культура,
беседа, комментированноечтение, устный творческий
рассказ на тему, работа силлюстративным
материалом,
самостоятельная работа сОтветь на вопросы впособии-стр.7 Прочитай
или перескажи членам
семьи и друзьям статью изпособия, обсуди с ними ее
содержание. Подготовь
культуре, истории и
современности России современности России
мораль, этика источниками информации,
подготовка творческой
беседы с членами семьи
вопросы по содержанию
статьи.
3 Мораль и культура.
Тип урока –
комбинированный
-развивать представления
о значении нравственности
и морали в жизни
личности, семьи;
Способствовать развитию
готовности слушать
собеседника
Образцы нравственности
в культурах разных
народов Принципы
морали. Нормы морали
Основные термины и
понятия: мораль,
культура
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, подготовка вопросов
по содержанию текста,
самостоятельная работа с
источниками информации,
подготовка творческой
беседы с членами семьи
Ответь на вопросы в
пособии-стр.9
4 Особенности морали.
Тип урока –
комбинированный
-способствовать
формированию умения
правильно оценивать себя
и других; воспитывать
доброжелательность,
уважительное отношение
друг к другу.
Особенности морали как
особого вида духовнопрактической
культуры;
Методика создания
морального кодекса в
школе;
беседа, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи
.
Ответь на вопросы в
пособии-стр.11 Подготовь
рассказ об особенностях
морали как особого вида
духовной культуры
( опираясь на записи в тетради и текст статьи из
пособия). Вспомни или
придумай пример
(историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий
одну из особенностей
морали.
5 Добро и зло.
Тип урока – изучение
нового материла
-способствовать
формированию у детей
представления о добре и
зле;
раскрыть смысл понятий
«добро» и «зло»;
Добро и зло.
Основные термины и
понятия: Добро, зло,
гуманность
беседа, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи.
Ответь на вопросы в
пособии-стр.13, создай
свою копилку добрых дел
и проиллюстрируй их.
6 Добро и зло
-способствовать
формированию умения
правильно оценивать себя
Добро и зло.
Основные термины и
понятия: Добро, зло,
беседа, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
Ответь на вопросы в
пособии-стр.15,
Тип урока –
комбинированный
– комбинированный
и других; воспитывать
доброжелательность,
уважительное отношение
друг к другу.
гуманность информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи
7 Добродетели и
пороки.
Тип урока -изучение
нового материла
-способствовать созданию
представлений о понятиях
добродетель и порок.
Взаимосвязь добродетеля
и добра, порока и зла.
Основные термины и
понятия: Добро, зло,
добродетель, порок.
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи, подготовка
рассказа
Ответь на вопросы в
пособии-стр.17,
Подготовь рассказ с
примерами
добродетельных и
порочных поступков.
8 Добродетели и
пороки.
Тип урока –
комбинированный
-способствовать развитию
представлений о понятиях
добродетель и порок, честь
и достоинство
Долг и совесть. Честь и
достоинство Основные
термины и понятия:
Добро, зло, добродетель,
порок, чувство
собственного
достоинства
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи, подготовка
рассказа
Ответь на вопросы в
пособии-стр.19, 21.
9 Свобода и моральный
выбор человека.
Тип урока –
комбинированный
-мотивировать на развитие
самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки,
Высшие нравственные
ценности. Идеалы.
Принципы морали.
Основные термины и
понятия: Свобода.
Моральный выбор.
Ситуация морального
выбора. Моральный
конфликт.
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи, подготовка
рассказа
Ответь на вопросы в
пособии-стр. 23,
Подготовь рассказ с
примерами поступков,
предполагающих
свободный выбор
человека.( или подбери
примеры из произведений,
прочитанных на уроках чтения).
10 Свобода и
ответственность.
-мотивировать
самостоятельность и
личную ответственность за
Ответственное поведение.
Свободный выбор
личности. Отношения
Работа в группах, анализ
ситуационных заданий,
беседа, комментированное
Подобрать примеры из
литературы, в которых
описывается
Тип урока –
комбинированный
– комбинированный
свои поступки, на основе
представлений о
нравственных нормах
-способствовать
пониманию значения
ответственности в жизни
человека.
-формировать умения
планировать, самоконтроля
и оценки учебной
деятельности
ответственности. чтение.
Планирование работы,
контроль, рефлексия.
ответственное
поведение человека.
Рисунок, иллюстрирующий
ответственность человека.
11 Моральный долг.
Тип урока –
комбинированный
-мотивировать учащихся на
личностный выбор
-способствовать
формированию умения
слушать и вести диалог
-формировать умения
высказывать и отстаивать
свою собственную точку
зрения
Долг. Моральный долг.
Моральная обязанность.
Благодарность. Мораль
защитника Отечества.
Работа в группах, анализ
ситуационных заданий,
беседа, комментированное
чтение.
Игра: как бы я повел себя в
этой ситуации
Самостоятельная работа
«Составить
предложение со словом
долг».
Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы
о долге человека.
Приведи примеры ситуаций
на тему: «Протяни руку
помощи…»
12 Справедливость.
Тип урока –
комбинированный
-формировать навыки
работы с текстом
-мотивировать учащихся на
восприятие понятия
справедливость через анализ
Справедливость.
Моральные правила
справедливого
человека.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа в
группах с источниками
Придумать рассказ о
справедливом и
несправедливом
человеке (или приведите примеры из сказок).
текстов
-способствовать развитию
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
(сказками), анализ текстов.
сопереживания чувствам
других людей других людей
13 Альтруизм и эгоизм.
Тип урока –
комбинированный
-мотивировать учащихся на
личностный выбор
-способствовать
формированию умения
слушать и вести диалог
-формировать умения
высказывать и отстаивать
свою собственную точку
зрения
Альтруизм. Эгоизм.
Разумный эгоизм.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему. Самостоятельная
работа «Найти и выписать
определения альтруизма и
эгоизма»
Кого из героев сказок
Ш.Перро «Золушка» и
В.Губарева «Старик
Хоттабыч» можно назвать
альтруистом, эгоистом?
Обоснуй свой ответ.
14 Дружба.
Тип урока –
комбинированный
-способствовать развитию
навыков сотрудничества со
сверстниками в учебной
ситуации
-мотивировать учащихся на
поиск путей решения
проблемы
-формировать навыки
работы в группе
-способствовать осознанию
этического чувства
«дружба», его значимости в
жизни каждого.
Добродетельные
отношения. Дружба.
Избирательность.
Бескорыстность. Методика
создания морального
кодекса в школе (классе).
Проблемная ситуация:
моральный кодекс чести
класса. Беседа, групповая
работа.
Написать рассказ о
сво.м друге.
Приведи примеры ситуаций
на тему: «Протяни руку
дружбы…»
15 Что значит быть
моральным?
Тип урока –
комбинированный
-мотивировать учащихся на
личностный выборспособствовать
формированию умения
слушать и вести диалогформировать
умения
высказывать и отстаивать
свою собствен. точку зрения
Добро и зло. Добродетель.
Свобода. Моральный
выбор. Моральные нормы.
Что значит «быть
нравственным» в наше
время?
Самостоятельная работа
«Продолжить
предложение «Быть
моральным – это
значит…»
Написать мини-сочинение
сочинению «Быть
моральным – это значит…»
16 Подготовка
творческих работ
(проектов)
учащихся.
Тип урока – урок
систематизации
знаний.
-способствовать
формированию умения
планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации
-развивать умение
постановки целей и задач
-определять наиболее
эффективные способы
достижения результата.
Повторение основных
содержательных моментов
курса.
Проект и этапы работы
над ним. Определение
темы для индивидуальных
творческих работ на
основе анализа
пройденного материала.
Формирование групп
учащихся для выполнения
групповых проектов, выбор
тем, разработка плана
работы над проектом (в том числе индивидуальных).
Определение содержание
проектной работы.
Варианты тем:
«Россия – Родина моя»,
«Всюду добрые люди
вокруг…», «Я хочу вам
рассказать об одном добром
человеке», «Добро и зло в
русских народных сказках»,
«Добродетельные герои
сказок Г.-Х.Андерсена,
Ш.Перро», «Добродетель и
порок в сказке А.Н.Толстого
«Золотой ключик, или
приключения Буратино»,
«Вот что значит настоящий,
верный друг», «Ты навсегда
в ответе за тех, кого
приручил (А.де СентЭкзюпери)
».
Работа над проектом.
17 Подведение итогов.
Творческий отчет.
Тип урока –
обобщающий
-способствовать обобщению
знаний, понятий и
представлений о ценностносмысловых
мировоззренческих основах,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной
истории и культуры.
Обобщение основных
содержательных моментов
курса.
Презентация творческих
проектов учащихся.
Подумать над вопросом и
обсудить с родителями «Что
такое семья, и какую роль
она играет в жизни
человека?»
-развивать умение слушать
и признавать возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою
собственную
-способствовать развитию
умения излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения
развивать умение слушать
и признавать возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою
собственную
-способствовать развитию
умения излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения
18 Род и семья – исток
нравственных
отношений в истории
человечества
Тип урока –
комбинированный.
-способствовать
формированию понимания,
что семья -основа
моральных устоев человека.
-уметь объяснить
происхождение слова семья,
род.
Род. Семья. Фамилия.
Родословная. Родовой герб
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, составление
плана, подготовка
творческой беседы с
членами семьи
Выполнить задания из
пособия для учащихся.
Создать родовое древо или
родовой герб в виде
иллюстрации, презентации,
другое. О каких традициях
семьи это говорит?
19 Нравственный
поступок.
Тип урока комбинированный
-изучить основные
категории этики, к которым
относятся: добро и зло,
дружба и порядочность,
честность и искренность,
честь и достоинство,
доверие и доверчивость,
сострадание и милосердие
Поступок. Нравственный
поступок. Мотив. Цель
поступка. Средства
достижения цели.
Действие. Результат.
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи
Выберите поступок
любимого героя какого-либо
произведения.
Проанализируйте его с
точки зрения признаков
морального поступка.
Сделайте вывод, можно ли
этот поступок считать
моральным.
Вместе с родителями
обсудите утверждение
«Цель оправдывает
средства». Согласны ли вы с
этим утверждением.
Обоснуйте свою точку
зрения.
20 Золотое правило
нравственности.
Тип урока комбинированный
мотивировать учеников на
принятие законов
нравственности, на поиск
нравственных начал в
окружающем мире
-уметь приводить примеры
применения золотого
правила нравственности,
как действует это правило в
жизни
Золотое правило
нравственности. Честь.
Достоинство
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи
Вместе с родителями
попытайтесь оценить
поступки героев сказки или
другого произведения с
точки зрения золотого
правила нравственности.
Подумай, что бы могло тебя
обидеть и чего бы ты не
хотел получить по
отношению к себе.
21 Стыд, вина и
извинение.
Тип урока комбинированный
-изучить основные
категории этики, к которым
относятся: добро и зло,
дружба и порядочность,
честность и искренность,
честь и достоинство,
доверие и доверчивость,
сострадание и милосердие
Стыд. «Ложный стыд».
Вина. Раскаяние.
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа с
толковым словарем,
подготовка творческой
беседы с членами семьи
Расскажи членам семьи и
друзьям о том, что ты узнал
на уроке. Задай им вопросы
из пособия, если они
затрудняются ответить,
помоги им (самостоятельно или прочитай текст из
пособия).
22 Честь и достоинство.
Тип урока комбинированный
-формировать общественно
значимую мотивацию детей,
их поступков, адекватную
оценку собственного
поведения и поведения
товарищей
Честь. Достоинство.
Кодекс чести.
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа с
толковым словарем,
подготовка творческой
беседы с членами семьи
Подбери две-три пословицы,
в которых бы говорилось о
чети и достоинстве.
23 Совесть.
Тип урока комбинированный
-уметь формулировать
разницу между понятиями
стыд и совесть
-знать какие компоненты
имеет совесть
-уметь приводить примеры
ситуаций, в которых они
Совесть. Стыд.
Размышления. Чувства,
Воля.
беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, составление
плана, подготовка
творческой беседы с
Расскажи членам семьи и
друзьям о совести, спроси,
что нового они узнали, над
чем задумались.
( или герои литературных произведений) испытывали
стыд или им было совестно.
-уметь составить план
статьи из пособия для
учащихся
произведений) испытывали
стыд или им было совестно.
-уметь составить план
статьи из пособия для
учащихся
членами семьи
24Образцы
-дать представление об Нормы-образцы беседа, комментированное Расспроси своих близких
25 нравственности
Тип урока комбинированный
основных нормах
нравственности, первичные
представления о морали,
-способствовать
воспитанию культуры
поведения с опорой на
представления о
положительных поступках
людей
нравственного поведения в
культуре
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная работа с
источниками информации,
подготовка творческой
беседы с членами семьи
(маму, папу, старших брата или сестру, бабушку,
дедушку) о том, каким
принципом они
руководствуются в жизни.
Обсуди с ними, близко ли
их жизненное правило
«золотому правилу»
нравственности.
26 Образцы
нравственности в
культуре Отечества.
Тип урока комбинированный
-способствовать
формированию понимания
и мотивировать на принятие
ценностей: Отечество,
нравственность, патриотизм;
-формировать навыки
смыслового чтения,
осознанного построения
речевых высказываний,
умение осуществлять
информационный поиск для
выполнения учебных
заданий;
-развивать умение слушать
собеседника и вести диалог.
Нормы-образцы
нравственного поведения в
культуре России:
труженики, патриоты,
воины, коллективисты.
беседа, комментированное
чтение, работа с
иллюстративным
материалом,
устный рассказ на тему
(вопросы и задания из учебника), самостоятельная
работа с источниками
информации (СМИ, справочная, энциклопедии).
Обсуди с родителями, кого
из наших современников
можно назвать героями,
защитниками Отечества,
тружениками,
коллективистами,
патриотами. Запиши в
тетрадь (таблица).
27 Этикет.
Тип урока -
познакомить с основными
нормами и правилами
Этикет и его значение.
Правила этикета для
беседа, комментированное
чтение, работа с
Вместе с родителями
составьте (дополните)
комбинированный этикета, -способствовать
осознанию их значения в
выстраивании
конструктивных отношений
в семье и обществе;
-мотивировать на
саморазвитие этических
чувств как регуляторов
морального поведения.
каждого. иллюстративным
материалом, ситуации –
пробы, работа в тетради
«Правила этикета»
перечень правил этикета,
которые должен соблюдать
школьник (любой человек).
28 Семейные праздники.
Тип урока комбинированный
-познакомить с историей
возникновения праздников,
-сформировать
представление о значении
праздника в жизни человека,
-способствовать
формированию образа мира
как единого и целостного
при разнообразии культур,
-развивать
доброжелательность и
эмоциональную
отзывчивость.
История возникновения
праздников. Значение
праздника в жизни
человека. Выбор подарка –
ответственное дело.
виртуальная экскурсия
«Праздники у разных
народов»; устный рассказ на
тему, ситуации-пробы
«Подарок».
Сообщение на тему
«Необычный» праздник в
нашей семье (небольшая презентация).
29 Жизнь человека –
высшая нравственная
ценность.
Тип урока комбинированный
-способствовать
пониманию значения жизни
человека как высшей
ценности,
-формировать
логические действия
анализа и обобщения,
построения рассуждений,
отнесения к известным
понятиям;
-мотивировать на
Понятие -Ценности.
Жизнь человека – высшая
ценность: для самого
человека, его близких,
общества, мира.
Уникальность,
неповторимость жизни.
беседа, комментированное
чтение, анализ
рассмотренного материала,
обобщение (вывод)
Рисунок на тему «Жизнь
важна для каждого»
готовность признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою
собственную; излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения.
авать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою
собственную; излагать свое
мнение и аргументировать
свою точку зрения.
30 Любовь и уважение к
Отечеству.
Тип урока – урок
обобщения
-способствовать
формированию основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и
историю России,
-мотивировать на личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений о
нравственных нормах,
-способствовать
укреплению веры в Россию.
Категории любви.
Любовь – основа нашей
жизни. Любовь и уважение
к Отечеству.
беседа, комментированное
чтение, размышление на
тему.
Подбери примеры (из истории, литературы)
беззаветного служения
Отечеству.
31 Подготовка творческих
проектов.
Тип урока – урок
систематизации
знаний
-учить определять общую
цель и пути ее достижения,
-формировать умение
договариваться и
распределять роли в
совместной деятельности,
-способствовать развитию
способности принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
поиска средств ее
осуществления;
Повторение основных
содержательных моментов
курса.
Проект и этапы работы
над ним. Определение
темы для индивидуальных
творческих работ на
основе анализа
пройденного материала.
Формирование групп
учащихся для выполнения
групповых проектов, выбор
тем, разработка плана
работы над проектом.
Определение содержание
проектной работы.
Варианты тем: «Значение
нравственности и этики в
жизни человека и
общества», «Мое отношение
к миру», «Мое отношение к
Работа над проектом (по индивидуальной теме)
-формировать умения
планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
-определять наиболее
эффективные способы
достижения результата;
вносить соответствующие
коррективы в их
выполнение на основе
оценки и учета характера
ошибок.
формировать умения
планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
-определять наиболее
эффективные способы
достижения результата;
вносить соответствующие
коррективы в их
выполнение на основе
оценки и учета характера
ошибок.
людям», «Мое отношение к
России», «С чего начинается
Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в
благополучие и процветание
Отечества», «Мой дедушка
– защитник Родины», «Мой
друг» и др.
32Итоговая
презентация -способствовать развитию Повторение основных Презентация творческих
34 творческих проектов
учащихся.
Тип урока – урок
обобщения
умения слушать и
признавать возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою
собственную;
-учить излагать свое мнение
и аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
-обобщить знания, понятия
и представления о
ценностно-смысловых
мировоззренческих основах,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной
истории и культуры.
содержательных моментов
курса.
проектов учащихся по
индивидуальным темам.

22