РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОРКСЭ модуль СВЕТСКАЯ ЭТИКА 4 КЛАСС «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012


Пояснительная записка
Рабочая программа духовно-нравственного направления «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для 4 класса разработана в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения,
-Учебным планом образовательного учреждения МБОУ ООШ № 2 на 2014-2015 учебный год
на основе:
-Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Изд.»Просвещение»,2011 год, Москва;
-Авторской программы Шемшуриной А.И. «Этическая программа в начальных классах»
Место курса в учебном плане
Преподавание курса «Светская этика» осуществляется за счёт часов, отведённых на внеурочную деятельность. Объём учебного времени – 34 часа ( 1 час в неделю).
Занятия проводятся во второй половине дня, как внеурочная деятельность, согласно новым стандартам.

Цели и задачи курса
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цели: Формирование нравственных качеств личности
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Тематическое планирование
№ п-п Кол. час Название раздела Основные виды учебной деятельности Личностные и метапредметные результаты
1 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества . Россия - наша Родина. беседа, , устный рассказ на тему, экскурсия по городу с обсуждением достопримечательностей города -определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию:
- делать выводы в результате совместной работы всего класса; слушать и понимать речь других ;- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
2 16 Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, - определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
3 12 Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, - понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию:
- делать выводы в результате совместной работы всего класса; слушать и понимать речь других ;- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; -формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям.
4 5 Духовные традиции многонационального народа России беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
34 Виды и методы деятельности
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы, затем к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ п-п Дата Тема К-во
часов Коррекция
1 2.09 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества . Россия - наша Родина. Экскурсия по городу. 1 Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. 16 2-1 9.09 Что такое светская этика? 1 3-2 16.09 Мораль и культура. 1 4-3 23.09 Особенности морали. 1 5-4 30.09 Добро и зло. Проект по теме. 1 6-5 7.10 Добро и зло. 1 7-6 14.10 Добродетели и пороки. 1 8-7 21.10 Добродетели и пороки. 1 9-8 28.10 Свобода и моральный выбор человека. 1 10-9 11.11 Свобода и ответственность. 4 11-10 18.11 Моральный долг. 1 12-11 25.11 Справедливость. 1 13-12 2.12 Альтруизм и эгоизм. 1 14-13 9.12 Дружба. 1 15-14 16.12 Что значит быть моральным? 1 16-15 23.12 Творческие работы учащихся. 1 17-16 30 12Подведение итогов. 1 Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. 18-1 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 1 19-2 Нравственный поступок. 1 20-3 Золотое правило нравственности. 1 21-4 Стыд, вина и извинение. 1 22-5 Честь и достоинство. 1 23-6 Совесть. 1 24-7 Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. 1 25-8 Джентльмен и леди. 1 26-9 Образцы нравственности в культуре Отечества. 1 27-10 Этикет. 1 28-11 Праздники. 1 29-12 Жизнь человека – высшая нравственная ценность. 1 Духовные традиции многонационального народа России 5 30-1 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1 31-2 Подготовка творческих проектов. 1 32-3 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. 1 33-4 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»).1 34-5 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). 1 Всего 34 Литература
Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010