Статья Самостоятельная работа учащихся на уроках физики


ГБОУ СОШ №256

Статья
«Самостоятельная работа учащихся на уроках физики «
Учитель физики: Бокова М.Г.


Санкт - Петербург
Задача общеобразовательного учреждения в современном мире подготовить конкурентно способного выпускника, способного принимать самостоятельные решения. Научить мыслить и действовать самостоятельно можно и на уроках физики при правильной организации учебного процесса и увеличения доли самостоятельной работы в нем, этого требует и новый ФГОС по физике.
Не секрет, что наши учащиеся не любят самостоятельные работы, и не потому что не могут их выполнить, а потому, что бояться ошибиться. Мои наблюдения за учениками иллюстрируют их нацеленность только на правильные ответы, решения, а ошибки воспринимаются не как стимулы для дальнейшей работы над собой, над материалом темы, а как «преступление» или путь к самоуничижению. Именно здесь проявляется их любовь к замазке, которая перерастает из способа борьбы за аккуратность в метод скрывания ошибок. Но «замазать» можно не любую ошибку.
Современные ученики не любят читать. Они не могут читать вслух так, чтобы их понимали другие, уже не говоря о том, что плохая техника чтения полностью отключает понимание прочитанного. Большой объем параграфа учебника вызывает панику. В предложении из 15-20 слов нет пауз, логических интонационных ударений, поэтому и нет восприятия смысла нового материала. Проверка показывает, что многие обучающиеся не могут повторить прочитанное, рассказать, что поняли, составить рассказ даже по картинке. Из этого следует, что и на уроках физики нужно формировать навык работы с материалом учебника. В данной статье показаны несколько способов организации самостоятельной работы с учебником на уроках физики. Тема актуальная, поэтому она и выбрана для статьи .При организации самостоятельной работы с учебником я предлагаю работу с графическим органайзером - заполнение логической таблицы. В этой работе нет монотонного переписывания, а больше чтения, работы с текстом параграфа и нахождения необходимой информации для таблицы и ее анализа.
Приведу некоторые примеры самостоятельной работы с учебником на уроках физики.
При изучении темы «Основы молекулярно-кинетической теории» изучается природа броуновского движения. При объяснении этого материала учитель на экране высвечивает таблицу и последовательно заполняет таблицу. По окончании объяснения обучающиеся переписывают таблицу в тетрадь, а затем можно говорить и о броуновском движении и о том, как идет процесс познания, каким законам оно подчиняется (от простого созерцания к созданию научной теории и проверке этой теории на практике).
ГОД УЧЁНЫЙ ЧТО СДЕЛАЛ
1827 Р.БроунВпервые наблюдал движение
1905 А.ЭйнштейнСоздал теорию броуновского движения на основе МКТ
1906-1913 Ж.ПерренЭкспериментально подтвердил теорию
4018280150495ПРАКТИ- КА
00ПРАКТИ- КА
3034665158115002127250150495ТЕОРИЯ
00ТЕОРИЯ
115062021399500127635158115ОПЫТ
00ОПЫТ

Использование этой таблицы экономит время, систематизирует информацию, облегчает запоминание.
В данной теме при изучении межмолекулярного взаимодействия и внутреннего строения вещества учащимся предлагается прочитать §§ 59,60 и заполнить таблицу.
Таблица развития навыков, которая систематизирует знания по теме:
«Агрегатные состояния вещества».

Пункты сравнения газообразноежидкоетвердое 1.Расстояние между молекулами (в сравнении с их размерами). 2.Каково взаимодействие между молекулами? 3.Каков порядок расположения молекул? 4.Каков характер движения молекул? 5.Какие свойства(объем, форма) сохраняют или не сохраняют? Сделать вывод:
Таблица в готовом виде выдается ученикам и светится на экране для заполнения ответов при фронтальном обсуждении итогов самостоятельной работы. Эта работа позволяет получить отметку каждому.
При заполнении таблицы формируются навыки, просмотрового чтения-учащиеся бегло читают текст и выписывают необходимую информацию, которая в учебнике представлена не в последовательном для заполнения таблицы виде, а в логическом изложении материала. Выполняя это задание, учащиеся самостоятельно работают с текстом, анализируют, коротко формулируют информацию для записи, делают выводы. Преподаватель осуществляет помощь и контроль. Если ответ в таблице длинный, расплывчатый, это обсуждается, ученик нацеливается на правильную формулировку или вывод. После анализа материала таблицы учащимся предлагается сделать вывод: от чего зависит внутреннее строение вещества? При последующем опросе по материалу данного урока ребятам можно предложить дать полные, развернутые ответы, используя таблицу. Это способствует лучшему закреплению знаний, развитию речи.
При изучении кристаллических и аморфных тел ученики заполняют сравнительную таблицу их свойств по материалам §§ 75,76 «Физика-10».
Таблица развития навыков, которая систематизирует знания по теме: « Кристаллические и аморфные тела».
Пункты сравнения кристаллические тела аморфные тела
Внутреннее расположение атомов Свойства: 1.Анизотропия 2.Внешняя форма 3.Температура плавления 4.Текучесть, упругость 5.Кристаллизация 6.Модификации 7.Примеры Вывод:
Работа с этой таблицей требует логического домысливания, например, в учебнике подробно описывается анизотропия кристаллов, а про аморфные тела сказано, что все они изотропны. А в таблицу надо вписать - есть ли у аморфных тел анизотропия? Здесь многие испытывают затруднения. Или - подробно излагается в учебнике про размягчение аморфных тел при небольшом нагревании, а нужно сделать вывод про их температуру плавления. А про температуру плавления кристаллов информации нет совсем, но учащиеся из курса физики 8 класса должны знать, что у каждого металла или льда есть фиксированная температура плавления. Этих знаний достаточно, чтобы сделать правильный вывод. Но иногда никто не может справиться с этим вопросом, тогда можно предложить открыть таблицу температур плавления твердых тел в сборнике задач и сделать вывод о температуре плавления кристаллов, а потом – сделать вывод об аморфных телах. Такие логические задачи приходится решать при сравнении кристаллических и аморфных тел.
В 11 классе работа с таблицей проводится по теме: «Распространение радиоволн» («Физика-11»§ 55).
Таблица развития навыков, которая систематизирует знания по теме: « Распространение электромагнитных волн».
Виды волн Диапазон длин волн, мДиапазон частот, ГцОсобенности распространения Применение
Сверхдлинные (СДВ) и длинные (ДВ)Средние (СВ) Короткие (КВ) Ультракороткие (УКВ):
- метровые- дециметровые-сантиметровые- миллиметровыеМатериал хорошо укладывается в сравнительную таблицу, но работать надо со всем параграфом, т.к. изложение идет по логике рассказа, а не по логике сравнения, которая присутствует в таблице. В учебнике нет четкой информации об особенностях распространения для радиоволн различных диапазонов. Этот материал учащиеся могут взять из дополнительных ресурсов: дополнительной литературы или использовать интернет - ресурсы, а затем он вписывается в таблицу.
При изучении темы «Виды излучений. Источники света» §81 (11класс ученикам предлагается самостоятельно изучить материал и заполнить таблицу.Свет излучается возбужденным атомом
№ Типы излучения Определение данного типа излучения Определение способа возбуждения атома Механизм возбуждения Примеры из природы и жизни
1 Тепловое излучение 2 Электролюминесценция 3 Катодолюминисценция4 Хемилюминисценция4 Фотолюминисценция После этого легко провести анализ способов возбуждения атома, механизмов возбуждения и т.д. Более подготовленные обучающиеся это могут сделать самостоятельно, с опорой на материал таблицы.
Данные примеры не исчерпывают все возможности самостоятельной работы с таблицами на уроках физики, но здесь приведены примеры, которые требуют сравнения, сопоставления, т.е. развивают логическое мышление.
Работа с таблицей позволяет реализовать меж предметные связи. Например, при изучении вопроса «Влажность воздуха» можно предложить вспомнить при какой влажности нужно хранить зерно, семена, овощи, фрукты и картины. При изучении строения вещества мы повторяем явление диффузии, а оно связано со склеиваем материалов, сваркой, пайкой, окрашиванием. Можно разобрать интересные примеры и оформить их в виде таблицы.
В заключении можно отметить, что такая форма работы положительно воспринимается учащимися, они в работе самостоятельны и активны. При этом работа учителя сводится к консультированию по отдельным вопросам.
Одним из видов самостоятельной работы учащихся является написание реферата. Этот вид работы требует работы с дополнительной литературой, интернет- ресурсами, то есть заставляет учеников читать и перерабатывать прочитанный материал. Но реферат нужно уметь написать. Ученики думают, что любой материал, списанный из энциклопедии или из Интернета, является рефератом. Ребятам приходится объяснять признаки реферата.
Реферат не копирует дословно фрагменты первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст; он является результатом осмысления и связи идей, содержащихся в прочитанных источниках.
Реферат должен иметь вид законченного целостного произведения. Он содержит введение, основную часть, заключение.
Во введении обосновывают выбор темы, дают краткую характеристику источников, раскрывают цели и задачи реферата. В основной части реферата кратко передают содержание исходных текстов. Материал излагают по разделам, где раскрывается своя проблема или разные стороны проблемы. Здесь указывают пути и методы ее решения, достигнутые результаты, отмечают наличие разных точек зрения на проблему. В основной части материал иллюстрируют графиками, рисунками, диаграммами. Если материал большой, то его делят на блоки, которые можно озаглавить. В заключении автор делает свои выводы по изучению проблемы, ее актуальности, о перспективах исследования. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.
Рефераты можно классифицировать по числу источников: монографический, написанный на основе одного источника; обзорный, созданный на основе нескольких исходных источников, объединенных одной темой.
Оформление реферата требует наличия титульного листа, плана, блока главной информации и списка использованной литературы.
Хотелось бы отметить, что раньше, когда доклады и рефераты писались от руки, учащиеся глубже вникали в материал, перерабатывали его, а сейчас просто приносят материалы из Интернета, даже не прочитав его до конца. Если материал очень объемный, то ученикам предлагается выделить самые интересные факты и рассказать о них на уроке.

ЛИТЕРАТУРА
1. Т.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». Народное образование. Москва.1998.
2. А.К.Колеченко. «Энциклопедия педагогических технологий». КАРО. Санкт-Петербург. 2005.
3. Г.Я. Мякишев. Б.Б.Буховцев. Н.Н.Сотский.Учебник « Физика-10.». Просвещение.Москва. 2010.
4. Г.Я. Мякишев. Б.Б.Буховцев. Н.Н.Чаругин.Учебник « Физика-11.». Просвещение.Москва. 2010.
5. Журнал « Физика в школе».