Урок по биологии Класс Насекомые. Отряд перепончатокрылые


Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

Цели:
Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;
раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;
доказать необходимость охраны этих насекомых
расширять кругозор учащихся.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев
Представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи
Знать значение этих насекомых в жизни  человека, их роль в природе
Называть представителей отряда Перепончатокрылые, которые используются при биологических методах борьбы с вредителями
1. Проверка знаний
Задание 1 (для всех)
Определите, к какому отряду относится данная характеристика
А)  Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган- маску.                                            (Стрекозы)
Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей.   (Жесткокрылые)
В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов. Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще- сосущий. На теле две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)
задание 2
Распределить по отрядам (работа для одного учащегося  у доски)
Чешуекрылые            Равнокрылые                Двукрылые
Лимонница,  листоблошки, слепень бычий, бражник,  тля                              
кровососка оленья,  мотылек,  щитовки,  комар малярийный
3 задание
Найдите ошибку в стихотворении  А. Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньемЯ так мила.Весь бархат мой с его живым миганьем -Лишь два крыла.Не спрашивай: откуда появилась?Куда спешу?Здесь на цветок я летний опустиласьИ вот дышу. (у бабочки 4 крыла)
4 задание
На доске написаны названия отрядов, необходимо  объяснить их названия
Жесткокрылые  (первая пара крыльев превратилась в жесткие  надкрыльники)
Полужесткокрылые (передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)
Двукрылые (Хорошо  развиты два передние крыла. Задние  называются  жужжальцами)
Чешуекрылые   (Крылья покрыты чешуйками)
2. Изучение нового материла
- Сегодня мы с вами переходим к изучению отряда Перепончатокрылых
К перепончатокрылым относятся: пчелы,  муравьи,  пилильщики, осы, шмели, наездники.  Распространены они повсеместно,  за исключением Антарктиды.  Из всех перечисленных насекомых вам скорее всего незнакомы лишь наездники и пилильщики.
Наездники- обобщенное название различных перепончатокрылых, личинки которых являются паразитами других насекомых. Нападая на свою жертву для откладки яиц, эти стройные насекомые набрасываются на нее сверху и внешне напоминают наездников, стремящихся усидеть на другом насекомом.
- Каковы особенности отряда Перепончатокрылых?
Отряд П. насчитывает 150 тыс. видов. Отличительные признаки две пары прозрачных, перепончатых  крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних.  Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение.
( на партах рисунки пчелы).
- Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или  темени 3 простых глазках.
- Типы ротового аппарата:
Пчелы и осы, шмели - сосущий
Пилильщики, муравьи - грызущий
- У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца.
У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих  яйцеклад превратился в жало,  которое играет защитную роль.
- Назовите характерные особенности пчелы медоносной с полетом и сбором пыльцы (рисунок у каждого на парте)
Рисунок  1
- корзиночка, в которую собирается пыльца
- на внутренней стороне лапок находятся щеточки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку.
 - Нужно отметить то, что  брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить)
Жизнь и структура пчелиной семьи
- Ассоциация при слове пчела ( ответы детей)
Чаще всего пчелы ассоциируются у нас  с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых  для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны.  Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел- перенос пыльцы с одного цветка на другой.   Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника- на 40%.
 Пчелы живут семьями. Пчелина семья может включать до 80 тыс пчел.
Состав пчелиной семьи
Для пчелиной семьи характерен полиморфизм (многообразие) - наличие в пределах одного вида резко отличающих по внешнему облику особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан  с разделением функций в семье.
Касты пчелиной семьи
Царица
Трутни
Рабочие пчелы
Самостоятельная работа
- Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию
(учебники на с.87-88 и находим ответы на вопросы)
Таблица
Признаки сравнения Полиморфизм пчел
матка трутень Рабочая пчела
Кол-во особей в семье 1 Несколько сотен 70 000
Из каких яиц развиваются ? (оплодотворенных) неоплодотворенных оплодотворенных
Кормление в личиночной стадии Зобным молочком Молочком, затем пергой Молочком, затем пергой
Время развития ? 16 ? 24 ? 22
Особенности строения Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время браного полета На задних ногах корзиночки, на конце брюшка жало
Выполняемые функции Спаривание и откладывание яиц Оплодотворение самки Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья
Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие железы, вырабатывающая молочко, которым кормят матку. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма.
Значение медоносной пчелы в жизни человека
Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи
Мед
Прополис
Маточное молочко
Воск пчелиный
Пчелиный яд
Какое они имеют лечебное значение? (информация в буклете)
Рецепты народной медицины
3. Закрепление знаний
По плану сделать выводы
План урока:
Характеристика отряда перепончатокрылых
Жизнь  и структура пчелиной семьи
Характерные особенности пчелы медоносной
Значение медоносной пчелы в жизни человека
Муравьи. Чем они интересны?
 Информация из буклета и учебника на с.90-91.
4. Итог урока
Оценки за урок