Разработка урока на тему Отряд Бабочки или Чешуекрылые

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Морозовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области











План-конспект
урока биологии в 7 классе
"Отряд Бабочки, или Чешуекрылые"





Морозовка, 2011
Разработала учитель биологии
I квалификационной категории
Водолазская Валентина Витальевна
Дата проведения урока: 14 декабря 2011 года
Тема: "Отряд Бабочки, или Чешуекрылые"
Класс: 7
Тип урока: урок методологической направленности
Вид урока: комбинированный
Цель: изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек; рассмотреть значение Чешуекрылых в природе и жизни человека.

Задачи:

сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности Чешуекрылых;

продолжить формирование умений систематизировать живые организмы, выделять главное существенное в изучаемом материале, развивать навыки самостоятельного поиска информации и умения делать выводы;

прививать учащимся чувство любви и бережного отношения к окружающему миру.

Используемые методы и приёмы: беседа, работа с учебником, работа с коллекцией, работа с дополнительной литературой, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка,
Оборудование: таблица "Тип Членистоногие. Класс Насекомые", кроссворд "Тип Членистоногие", коллекция бабочек, альбом "Бабочки нашей местности", "Редкие бабочки", дополнительная литература, определительные карточки, тесты.
Ход урока:
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

Мотивация к учебной деятельности
Ответы детей: тип Членистоногие - самая большая группа животных, населяющих нашу планету. По разным данным, она объединяет от 1,5 до 3,5 млн видов. Эта группа животных имеет хорошо развитые приспособления к всевозможным местообитаниям и разным источникам пищи, что позволило ей освоить все среды обитания. Кроме того, многие представители Членистоногих приносят пользу человеку (опыляют растения, дают пищу: пчёлы, украшают жизнь). Но есть и вредители, такие, как клещи, клопы, многие жуки, бабочки. Итак, очень важно изучение данной темы в курсе биологии.
Членистые конечности; тело покрыто кутикулой; сегментированное тело, состоящее из трёх отделов: головы, груди и брюшка; на голове расположены простые или фасеточные глаза, ротовые органы. На груди расположены конечности, а также крылья у насекомых. Брюшко - вместилище внутренних органов. Дышат водные представители жабрами, наземные - трахеями и лёгкими. Размножение половое.
На доске 1 человек записывает: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые.
Самый многочисленный класс; тело имеет три отдела: голову, грудь, брюшко; ротовой аппарат разный, в зависти от характера пищи; покровы тела жёсткие, характерна линька, хорошо развиты органы чувств, дышат при помощи трахей, развитие с полным и неполным превращением, грудь несёт двигательные конечности: ноги и крылья.

Итак, у нас урок биологии. Мы с вами продолжаем знакомство с Членистоногими. Знание этой темы очень важно. Давайте обсудим, почему?
















Давайте вспомним, каковы же основные признаки типа Членистоногие?












Назовите классы, относящиеся к типу Членистоногие?


Давайте теперь выясним признаки класса Насекомых.










Обобщение.


Актуализация и пробное учебное действие
Разгадывание кроссворда.
















Определение темы урока: отряд Бабочки, или Чешуекрылые.
А теперь давайте разгадаем кроссворд. Если на все вопросы мы ответим правильно, то узнаем тему сегодняшнего урока. РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.
Задний отдел тела насекомых ... (БРЮШКО)
Класс, который мы сейчас изучаем ... (НАСЕКОМЫЕ)
Органы дыхания рака ... (ЖАБРЫ)
Тип, к которому относится класс Насекомые ... (Членистоногие)
Стадия развития насекомого, на которой оно усиленно питается и растёт ... (ЛИЧИНКА)
Сложная цепь наследственно закреплённых рефлексов у членистоногих ... (ИНСТИНКТ)
При ответе на вопросы кроссворда открылось ключевое слово "бабочки" без последней буквы. Итак, какую же тему мы сегодня будем изучать?

Выявление места и причины затруднения
При ответе на этот вопрос ученики испытывают затруднение.
Окончательная стадия развития насекомых, на которой они не линяют и не растут ... (ИМАГО). Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос, изучив новую тему.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. О ком эта загадка? Конечно, о бабочках.
В одной древнегреческой легенде говорится: когда - то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки и о, цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появились на Земле бабочки.

Целеполагание и построение проектов выхода из затруднения.
Ответы детей: почему бабочек называют чешуекрылыми, какие признаки отряда позволяют отнести его к типу Членистоногие, каково значение отряда в природе и жизни человека, что интересного можно узнать о бабочках, какие бабочки встречаются в нашей местности.
По какому плану мы сегодня будем работать? Что мы должны узнать?

Реализация построенного проекта
1 группа: Альшевский Виталий, Майер Владимир
Используя коллекцию и книги, докажите, что бабочки относятся к типу Членистоногие.
2 группа: Черевко Валентина, Кирюшкина Ольга, Дудник Влада
Дать ответ на вопрос: почему бабочек называют Чешуекрылыми?
3 группа: Ивасенко Анна, Гладько Ольга, Тонконогова Наталья
Найти ответ на вопрос: какую бабочку называют домашним насекомым и почему?
4 группа: Киселёва Альбина, Абрамова Виктория
Найти интересные факты о бабочках.
5 группа: Еремеев Сергей, Родионова Алёна, Кулькин Алексей
Рассказать о бабочках, встречающихся в нашей местности, и о значении бабочек.
Каждая группа выполняет задание, написанное на карточках, используя учебник, коллекции, дополнительную литературу. Итак, группы приступают к работе, помня о том, что потом кто-то из вас должен будет представлять свою группу, выступая от имени всех.
















Физкультминутка
Выполнение упражнений
Предлагает детям выполнить комплекс упражнений

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
От каждой группы выступает представитель, отвечая на вопрос. При необходимости члены группы дополняют ответ.
Ученик, работавший с учебником, даёт ответ на вопрос кроссворда: Окончательная стадия развития насекомых, на которой они не линяют и не растут ... - это имаго.

Сообщает детям о том, что время работы в группах истекло, и предлагает ответить на вопросы в карточках. Ребята, ваше время истекло. К каким выводам вы пришли?
Открывает последнее слово в кроссворде.






Итак, на основании проведённых вами исследований мы делаем вывод: отряд Бабочки, или Чешуекрылые, относится к типу Членистоногие. Мы нашли тому доказательства. Бабочки играют важную роль в природе и жизни человека. Многие нуждаются в охране. Поэт Павол Гвездослав сказал: «Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем». Помните, ребята, всегда эти слова.

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) по шаблону.
Выполнение теста и взаимопроверка.





Дети выбирают домашнее задание.
А теперь проверим, внимательны ли вы были на уроке. У каждого на столе лежит тест, который нужно выполнить.
После выполнения теста показывает детям ключ, подводит итог и делает выводы, как нужно доработать эту тему дома.
Даётся домашнее задание: параграф 26 учебника, вы можете выбрать то, что вам по силам и по душе: подготовить сообщение о бабочках, нарисовать бабочку или сделать её своими руками, найти интересные сведения о бабочках в Интернете.

Включение в систему знаний и повторение.
Определяют систематическое положение отряда Бабочки, или Чешуекрылые, заполняя таблицы.
Проводится самопроверка.
Теперь давайте определим систематическое положение отряда Бабочки, или Чешуекрылые, заполнив таблицы.
Обобщение: Итак, Отряд Бабочки, или Чешуекрылые относится к классу Насекомые, типу Членистоногие, царству Животные.

Рефлексия учебной деятельности.
Ученики устно составляют секвейны со словом "бабочка" и произносят их в классе.





Отвечают на вопросы.
Учитель предлагает полюбоваться этими прекрасными творениями живой природы – бабочками, вершиной художественного мастерства и шедевром эволюции, заставляющим нас быть чище, добрее, совершеннее, и составить секвейны со словом "бабочка".
Что нового вы узнали на уроке? Чем вам понравился урок?

Итог урока, выставление оценок с комментированием.
Ученики прослушивают оценки и комментарии к ним.
Учитель выставляет оценки за урок. Мне хочется, чтобы наш урок запомнился вам. Может быть, сегодня вы стали чуточку добрее, чище, лучше. Пусть этот день будет наполнен для вас яркими красками и весельем. По древнеиндейской легенде бабочки это чьи-то души, не улетевшие на небеса. И Бог послал их на землю исполнить назначение почтальонов. Если Вы возьмете бабочек в руки, нашепчете им свои желания, бабочки обязательно доставят их на небо. Ваши мечты непременно исполнятся.


Используемые источники информации.
Юрий Дмитриев "Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?" - М.: Детская литература. 1990.
Большая советская энциклопедия под ред. А.М.Прохорова. - Москва, издательство "Советская энциклопедия". 1970.

15