Конструкт урока ОРКиСЭ модуль Светская этика


Конструкт урока ОРКиСэ по производственной практике
ПМ.01. «Преподавание по программам начальногообщего образования в начальных классах»
студентки 36 группы специальности
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Подкорытовой Татьяны Сергеевны
Дата: 13.04.2016
ОУ: СОШ №40
Класс: 4 «Б»
УМК: «Школа 2100»
ФИО учителя класса: Багина Жанна Юрьевна;
ФИО методиста: Казанцева Людмила ВалерьевнаПодпись_________________
Тема урока: «Стыд, вина и извинение»
Цель: формирование понятий: стыд, вина и извинение.
Планируемые результаты:
Личностный: умеют давать нравственную оценку поведения людей понимают значение в жизни людей чувства стыда, вины и значения раскаяния, извинения.
Метапредметный: демонстрируют Личностные УУД: (формирование мотивации к обучению; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проявляют личностное самоопределение; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.) Коммуникативные УУД: (формирование умения слушать и понимать других; умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания, ведут диалог по теме ;точно выражают свои мысли в устной и письменной форме, умеют работать в парах;) Регулятивные УУД: (формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.) Познавательные УУД: (формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; умение работать с классом; умение оформлять свои мысли в устной форме; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме, ведут поиск и выделяют необходимую информацию, осмысленно читают)
Предметный: имею представление о значении слов стыд, вина и извинение.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать нравственную оценку поведения людей, понимают значение в жизни людей чувства стыда, вины и значения раскаяния, извинения.
Развивающая: развивать Личностные УУД: (формирование мотивации к обучению; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проявляют личностное самоопределение; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.) Коммуникативные УУД: (формирование умения слушать и понимать других; умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания, ведут диалог по теме ;точно выражают свои мысли в устной и письменной форме, умеют работать в парах;) Регулятивные УУД: (формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.) Познавательные УУД: (формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; умение работать с классом; умение оформлять свои мысли в устной форме; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме, ведут поиск и выделяют необходимую информацию, осмысленно читают)
Образовательная: познакомить с понятиями стыд, вина и извинение, создать условия для совершения нравственного выбора на основе понимания и принятия понятий стыд, вина и извинение.
Принципы обучения:
принцип научности
принцип прочности
принцип доступности
принцип наглядности
принцип систематичности и последовательности
Принципы системно - деятельностного подхода:
принцип деятельности
принцип непрерывности
принцип психологической комфортности
Специфические принципы:
принцип коммуникативностипринцип ситуативной коммуникации
Принципы воспитания:
воспитание через взаимодействие
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
Методы обучения:
По источнику получения новых знаний:
Словесные (объяснение, работа с учебником, беседа)
Наглядные (иллюстрация)
По дидактическим целям:
Наглядные (демонстрация, иллюстрация)
Методы воспитания:
Формирования социального опыта детей:
педагогическое требование
Осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
беседа
художественное слово
Стимулирования и коррекции действий:
создание ситуации успеха
поощрение
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оснащение:
Демонстрационные: доска, презентация.
Индивидуальные: учебник, карточки с притчами, смайлы.
Информационные источники:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова.
Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.
Уроки основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики. Методические рекомендации для учителя / И.И.Кремлева, Е.А.Уразова, В.Г.Петрович. – М. :Баласс, 2013. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий
Макет доски:
Цель
Задачи
13 апреля.
Классная работа.

Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы ( мин.)
Выявление проблемы ( мин.)
Решение проблемы
Физминутка ( 2 мин.)
Организация самостоятельной работы ( мин.)
Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Ход урока:
Этапы урока, задачи Методы и приёмы Деятельность учителя и обучаемыхПланируемые результаты УУД:
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу Метод формирования ответственности и обязательности
(Педагогическое требование) -Здравствуйте, ребята!
-Сначала сядут девочки, а затем сядут мальчики.
-Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня урок ОРКиСЭ проведу у вас я.
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать других
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. Выявить проблемы. В ходе проверки их устранить.
Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, вести диалог по теме -Ребята, давайте вспомним, что вы должны приготовить к сегодняшнему дню.
3.Выявление проблемы
Задача: повторить ранее изученную тему; выявить проблемы, сформулировать тему урока По источнику получения знаний (упражнения, объяснение, демонстрация, беседа)
Метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)
- Чтобы узнать тему урока, откройте учебник на странице.., и внимательно рассмотрите репродукцию картины.
-Кто изображен на этой картине? (мама, сестра, брат, сын, собака)
-Рассмотрите внимательно выражение лица матери, какое оно? (в глазах у матери отчаяние)
-Как вы думаете, почему отчаяние?
-Посмотрите внимательно на лицо сестры, какое оно?
-Что можно сказать, глядя на ее лицо? (она осуждает брата, сочувствует маме)
-Что можно сказать, глядя на нее? (она отличница, ответственная)
-Рассмотрите внимательно маленького мальчика, который рядом с мамой, что можно сказать, глядя на него?
-А кто изображен на переднем плане?
-Что можно сказать, смотря на него?()
- Что можно сказать, глядя на его внешний вид?
-Рассмотрите внимательно, что у него в портфели?
(коньки)
-В каком состоянии портфель?
-Как вы думаете, почему портфель в таком состоянии?
(скорее всего, после школы катается на портфеле с горок)
-А кто изображен рядом с мальчиком? (собака)
-Что можно сказать, глядя на нее?
-Получается, она одна его любит, и рада видеть? (нет, в семье его все любят, и она желает ему только добра)
-Как вы думаете, кто главный герой на данной картине? (мальчик)
-Что он испытывает? Какое чувство? (чувство стыда, вины)
-Прочитайте, как называется эта картина? («опять двойка»)
-А кто написал эту картину?
-Прочитайте после иллюстрации в учебнике.
-Как вы думаете, почему именно эта картина помогает узнать тему урока? (т.к .на этой картине изображены такие чувства как стыд и вина)
-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? (стыд, вина и извинение)
-Тема нашего урока сегодня стыд, вина и извинение.
-А как вы думаете, что будет целью урока?
-Цель урока - раскрыть понятия стыд, вина и извинение.
-Значит, какие задачи мы поставим перед собой?
-Узнать, что такое стыд.
-Узнать, что такое чувство вины.
-Узнать, когда принято извиняться.
(вывешиваю на доску)
Личностные УУД:
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
умение работать с классом;
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
4. Решение проблемы
Задача: найти решение проблемы, решить задачи, поставленные в начале урока Метод получения новых знаний
(объяснение, беседа, упражнение)
Метод эмоционального стимулирования
(создание ситуации успеха)
Метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)
-Для того чтобы раскрыть понятия стыд, вина и извинение вы разделились на группы, ваша задача поработать над заданиями и приготовиться ответить. На работу вам дается 3 минуты.
-1-ая группа, 2 группа будет работать надо понятием стыд. Ваша задача найти определение понятия в толковом словаре.
-3-я группа, 4 группа ваша задача найти определение понятия вина в словаре.
-5-я, группа и 6 группа работает над понятием извинение, ваша задача найти его в словаре.
-Кому не понятно как будем работать?
-Приступаем к заданию.
-Заканчиваем работу.
-1 группа прочитайте пожалуйста определение, как вы его поняли.( можно чтобы каждое определение они раскрывали что они поняли исходя из определения?)
-Чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили данные определения, приведите пример к определению стыд.
-И то же самое со словом вина.
-А теперь найдите однокоренные слова к слову вина.
-Ребята, как вы думаете, откуда произошло это слово?
-А как вы думаете, что поможет человеку справиться с виной?
-Хорошо, молодцы!
-Я вижу, что вы усвоили эти два определения.
-Какие пункты плана мы решили? ( 1-ый и 2-ой)
-Какой пункт плана мы еще не решили? (3-й)
-Давайте все вместе разберем данное слово, как вы думаете, что обозначает это слово?
-Как вы думаете с каким, словом связано это слово?
-Это слово связано со словом вина.
-Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову извинение.
-_____, помоги, пожалуйста, запиши однокоренные слова на доске, которые будут говорить твои одноклассники.
-Хорошо, спасибо!
-Посмотрите ребята, сколько слов мы с вами записали, давайте выделим в них общий корень, какой он?
-Почему вы так думаете?
-Давайте попробуем разобрать это слово по составу.
-Кто желает выйти к доске и разобрать слово извинение.
-___, выйди, пожалуйста, разбери слово извинение.
-Ребята, а как нужно извиняться?
-Что вы чувствуете, когда извиняетесь?
-Ребята, а как нужно извиняться, чтобы вас простили? (извиняться от души, чистосердечно, искренне)
-Давайте с вами…( правила искреннего извинения)
1. Прежде всего не следует употреблять слово извиняюсь (это противоречит литературным нормам ), правильно говорить «извините».
2. Не следует долго объяснять причины своего поведения. Искреннего извинения будет вполне достаточно.
3. Принося извинения, не следует объяснять своей вины: может оказаться, что тот, кого Вы обидели, видит Вашу вину совсем в другом поступке, и тогда Вы окажетесь в неловкой ситуации.
4. Очень важно то, как Вы преподносите извинения. Не следует делать этого небрежно как бы невзначай. В этом случае Вы только усугубите обиду.
5. Не нужно ожидать мгновенного ответа, просто принесите свои извинения и удалитесь, если же человек обиженный Вами протянет руку для рукопожатия, это будет вполне красноречивым ответом на Ваше извинение.
-Какую задачу мы решили?( 3) Личностные УУД: проявляют личностное самоопределение
Коммуникативные УУД: умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания, ведут диалог по теме ;точно выражают свои мысли в устной и письменной форме, умеют работать в парах
Предметный: используют полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, проявляют способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
Познавательные УУД (способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме, ведут поиск и выделяют необходимую информацию, осмысленно читают);
4.Физминутка
Задача: снять напряжение с глаз, и физическое утомление Метод организации деятельности (стимулирования поведения) -Чтобы снять напряжение с наших мышц, проведем физкультминутку.
-У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко
Зайка серенький бежит
В дверь к нему стучит
Стук- стук
Дверь открой
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.
-Молодцы, а теперь тихо садятся девочки, и еще тише мальчики. Обучающиеся проявляют способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
5.Организация самостоятельной работы
Задача: закрепить пройденный материал, с помощью самостоятельной работы -Для того чтобы закрепить понятия стыд, вина и извинение, разберем притчи в группах. Автор притч Василий Сухамлинский, ее автор фронтовик, участник Великой Отечественной Войны. Учитель с большой буквы. Вместе со своими учениками он сочинял маленькие рассказы о жизни, где героями были цветы, птицы, ветерок, односельчане. В притчах жизнь такая, какая она есть на самом деле, так как ее видели дети.
-Вот и мы с вами поработаем с его притчами на уроке.
-Каждой группе будет выдана притча, и задания на листе, ваша задача прочитать притчу, выполнить задания и подготовить выступление. На выполнение работы вам дается 5-7 минут.
Работа с притчей.
Задачи:
1.Охарактеризовать главных героев притчи.
2.Сформулировать главную мысль притчи.
3.Скажите, о чем эта притча заставила задуматься именно вас?
Раскаяниеtc "Раскаяние"
Восьмилетний Костя и десятилетний Павел братья. В воскресенье мама дала им каравай хлеба и сказала:
— Пойдите, ребята, на пасеку к деду Ефиму. Отнесите ему хлеб и чистую рубашку.
Взяли мальчики хлеб и чистую рубашку, пошли в лес. Колхозную пасеку вывозили на лето в лес, там и жил дед Ефим с весны и до осени.
Дед очень обрадовался ребятам. Он рассказал им о своей работе, показал, как трудятся пчелы.
Потом дед сел возле толстого пенька и сказал мальчикам:
— Наливайте, ребята, в тарелку меда, садитесь и ешьте.
Мальчики быстренько налили полную тарелку меда. Разрезали каравай, который только что принесли, и начали есть.
Они сидели за столиком, молча макали большие ломти хлеба в мед и ели. А дедушка сидел возле пенька и молчал. На пасеке стало тихо, только слышно было, как жужжат пчелы.
Мальчики доели мед. От каравая осталась маленькая краюха. Дед Ефим спросил:
— Может быть, еще будете есть?
— Нет, спасибо,— сказали ребята и собрались идти.
Дед все еще сидел возле пенька, молчал и иногда усмехался — как будто собственным мыслям.
Мальчики посмотрели на кусок хлеба, что остался от каравая, и опустили головы. Тихо сказали дедушке: «До свидания» — и пошли домой.
На лесной опушке Павел и Костя сели на тропинке. Они долго молчали. Молча смотрели на лес, где от ранней весны до поздней осени живет дед Ефим.
Тяжело вздохнув, дети встали и пошли домой.
Работа с притчей.
Задачи:
1.Охарактеризовать главных героев притчи.
2.Сформулировать главную мысль притчи.
3.Скажите, о чем эта притча заставила задуматься именно вас?
Шпаргалкаtc "Шпаргалка"
Готовясь к экзамену по геометрии, Коля написал пять шпаргалок по пяти самым трудным вопросам. Вопросы эти он знал, но в глубине души засела боязнь: а вдруг забуду. И он на всякий случай написал шпаргалки и спрятал их в рукав. Попробовал — очень легко вынуть и положить незаметно под листок бумаги.
Когда Галина Яковлевна назвала Колину фамилию, у него учащенно забилось сердце. Он взял билет. Оказался самый трудный. Коля подумал: шпаргалка по этому вопросу — самая верхняя.
Коля сел за парту и уже собрался было вынуть из рукава шпаргалку, как вдруг встретился глазами с Галиной Яковлевной. Мальчик понял: учительница заметила, что он протянул два пальца под рукав, чтобы вытащить шпаргалку.
В глазах Галины Яковлевны Коля увидел недоумение и обиду. Она отвела в сторону глаза, лицо ее покрылось краской стыда. Учительница встала, отошла к окну и стала смотреть на куст сирени.
Коля так и застыл — с двумя пальцами правой руки под рукавом левой. Волна смятения залила его сердце. Коля готов был провалиться сквозь землю.
Работа с притчей.
Задачи:
1.Охарактеризовать главных героев притчи.
2.Сформулировать главную мысль притчи.
3.Скажите, о чем эта притча заставила задуматься именно вас?
Оскорбительное словоtc "Оскорбительное слово"
Сын однажды рассердился и сгоряча сказал Матери оскорбительное, грубое слово. Заплакала Мать. Спохватился Сын, жалко стало ему Мать. Ночи не спит, не дает ему покоя совесть: ведь он оскорбил Мать.
Шли годы. Сын-школьник стал взрослым человеком. Пришло время ехать в далекий край. Поклонился Сын Матери и говорит:
— Простите меня, Мама, за оскорбительное слово.
— Прощаю,— сказала Мать и вздохнула.
— Забудьте, Мама, о том, что я сказал оскорбительное слово.
Задумалась Мать, загрустила. На ее глазах показались слезы. Говорит она Сыну:
— Хочу забыть, Сын, но не могу. Рана от занозы заживает, и следа не остается. А рана от слова заживает, но глубокий след оставляет.
Коммуникативные УУД: умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания, ведут диалог по теме;
Познавательные УУД (способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме, ведут поиск и выделяют необходимую информацию, осмысленно читают);
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: подвести итоги урока, провести рефлексию деятельности Метод мотивации деятельности и поведения: диалог.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создания ситуации успеха, рефлексия учебной деятельности.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Вспомним цель нашего урока. Мы выполнили ее?
- Какие задачи стояли перед нами?
-Мы выполнили их?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Где вам пригодятся эти знания?
-Для чего они вам?
- Мне очень понравилось, как вы работали, все были очень внимательными и активными.
-Спасибо за урок! Личностные УУД:
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других.