Тематическое планирование уроков биологии 8 класс по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.


№ п/пНазвание темы, урока Основные компетенции
Формы контроля Сроки проведения Домашнее задание
1. Введение.(2ч.)
1 Введение. Анатомия, физиология, психология, гигиена человека. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.. П.1, р/т
2 Становление наук о человеке. таблица П.,2 р/т
2. Происхождение человека. (3 ч.)
3 Систематическое положение человека. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид. П.3, р/т
4 Историческое прошлое людей. П.4, р/т
5 Расы человека. Фронтальный опрос П.5, р/т
3. Строение организма. (4 ч. )6 Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и
функция нейрона. Синапс. П.6, р/т
7 Клеточное строение организма. П.7, р/т
8 Ткани.
Лабораторная работа №1
«Рассматривание клеток и тканей в микроскоп».
Лабораторная работа №1
П.8, р/т
9 Рефлекторная регуляция. Фронтальный опрос П.9, р/т
4. Опорно-двигательная система. (9 ч.)
10 Значение опорно-двигательной системы ее состав. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
П.10, р/т
11 Строение костей. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости».
. Лабораторная работа №2 П.11, р/т
12 Скелет человека. Осевой скелет. П.12, р/т
13 Скелет конечностей. Соединение костей П.12, р/т
14 Строение мышц. П.13, р/т
15 Практическая работа №1“Обзор мышц человека”. Практическая работа №1 Повторить п.12-13
16 Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №3 «Утомление статической работой.»Лабораторная работа №3 П.14, р/т
17 Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №4«Осанка и плоскостопие».Лабораторная работа №4 п.15
18 Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. П.16, р/т
19 Контрольная работа №1 по теме «Опорно-двигательная система».
Контрольная работа №1 5.Внутренняя среда организма (4 ч.)
20 Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. П.17, р/т
21 Состав крови. Лабораторная работа №5 «Кровь человека и лягушки». Лабораторная работа №5 П.17, р/т
22 Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. П.18, р/т
23 Иммунология на службе здоровья.
П.18-19, р/т
6. Кровеносная и лимфатическая системы. (7 ч.)
24 Транспортные системы организма. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. П.20, р/т
25 Круги кровообращения.
Лабораторные работы №6: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Лабораторные работы №6: П.21, р/т
26 Строение и работа сердца. П.22, р/т
27 Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
Лабораторные работы №7 : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Лабораторные работы №7 П.23, р/т
28 Лабораторная работа №8 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». Лабораторная работа №8 29 Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
Лабораторная работа №9:«Функциональная проба. Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».Лабораторная работа №9 П.24, р/т
30 Первая помощь при кровотечениях. П.25, р/т
31 Контрольная работа №2
«Кровеносная и лимфатическая системы организма».
Контрольная работа №2
7.Дыхание.(4 ч.)
32 Значение дыхания. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм П.26, р/т
33 Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. П.26, р/т
34 Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 10
«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
Фронтальный опрос П.27, р/т
35 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации. П.28, р/т
36 Контрольная работа №3
«Дыхательная и пищеварительная системы».
Контрольная работа №3
8. Пищеварение.(6 ч.)
37 Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. П.29, р/т
38 Пищеварение в ротовой полости. Фронтальный опрос П.30, р/т
39 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов Лабораторная работа№11 «Действие слюны на крахмал». Лабораторная работа№11 П.31-32, р/т
40 Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. П.33, р/т
41 Регуляция пищеварения. П.34, р/т
42 Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Тест по теме: Пищеварение П.35
9. Обмен веществ и энергии. (3 ч.)
43 Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. П.36
44 Витамины. П.37, презентации
45 Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Лабораторная работа№12 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». Лабораторная работа№12 П.38
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4 ч.)
46 Кожа – наружный покровный орган. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. П.39, р/т
47 Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
Лабораторная работа№13 «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». Лабораторная работа№13 П.40, р/т
48 Терморегуляция организма. Закаливание. Фронтальный опрос П.41, р/т
49 Выделение. П.42
Контрольная работа №4
«Обмен веществ и энергии. Кожа. Выделение».
Контрольная работа №4
11. Нервная система. (5 ч.)
50 Значение нервной системы. Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. П.43
51 Строение нервной системы. Спинной мозг. П.44, р/т
52 Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа№14 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». Лабораторная работа№14 П.45, р/т
53 Функции переднего мозга. П.46, р/т
54 Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. П.47
12. Анализаторы. Органы чувств. (5 ч).
55 Анализаторы. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. П.48, р/т
56 Зрительный анализатор. Лабораторная работа№15 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна», «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения », «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов», «Изменение величины зрачков при разном освещении». Лабораторная работа№15 П.49, р/т
57 Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. П.50
58 Слуховой анализатор. П.51, р/т
59 Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Фронтальный опрос П.52, р/т
60 Контрольная работа №5
«Нервная система. Анализаторы».
Контрольная работа №5
13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.(5 ч)
61
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врождённые и приобретённые программы поведения. Лабораторная работа № 16 «Выработка навыков зеркального письма»
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. П.53
Лабораторная работа № 16 П.54, р/т
62 Сон и сновидения. П.55, р/т
63 Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. П.56, р/т
64 Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 17 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».
Лабораторная работа № 17 П.57, р/т
14. Эндокринная система. (2 ч.)
65
Роль эндокринной регуляции. Функция желёз внутренней секреции. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. П.58. р\т66 Контрольная работа №6
«Высшая нервная деятельность. Эндокринная система».
15. Индивидуальное развитие организма. (4 ч.)
67
Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности П.59 р\тП.60 р\т68 Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. П.61-62
69 Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. П.63-64 р\т70 Контрольная работа №7
«Индивидуальное развитие организмов».
Интересы, склонности, способности.