Урок на тему Кровеносная система. Круги кровообращения (8 класс)


МБОУ Средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Вахитовского района города Казани
Урок по теме:
« Кровеносная система.
Круги кровообращения».
Провела: учитель биологии
Кавиева Р.А.
8 класс.
Казань -2011
Тема: «Кровеносная система. Круги кровообращения».
Цели урока:
учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение крови по кругам кровообращения, работа сердца ( сердечный цикл), образование тромба, формирование иммунитета;
Быть знакомы с заболеваниями сердечно - сосудистой системы и их профилактикой, осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно - сосудистой системы.
Оборудование: бумага для проведения терминологического диктанта, эталоны ответов, карточки с цифровой информацией, карточки с текстами, карточки с тестами, реквизит для показа моделей.
Класс делится на 4 команды, конкурсы оценивает учащиеся. Учащиеся в начале урока выбирают цветные фишки ( каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов).
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.
Проверка знаний учащихся. ( Проводится в виде игр - конкурсов. По окончании конкурса подводятся итоги, исправляются ошибки.)Освоение нового материала.
Закрепление пройденного материала.
Подведение итогов урока.
А. Выставление оценок за тест.
Б. Оценки за участие в конкурсах.
В. Общие итоги и выводы.

2. Конкурс « Термины».
Условия: учитель читает определения, учащиеся на местах, подняв руку, отвечают.
Задания:
Движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение.)
Самый крупный сосуд. ( Аорта.)
Красные кровяные клетки. ( Эритроциты.)
Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. ( Фагоцитоз.)
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. ( Гемофилия.)
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина.)
Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.)
Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. ( Иммунитет.)
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор.)
Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин.)
Жидкая часть крови. ( Плазма.)
Группа крови универсального донора. ( 1 группа или 00.)
Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. ( Антитело.)
Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс.)
Конкурс « С точностью до …»
Условия: в конкурсе участвуют все ученики. Баллы, будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.
Задания:
90% (количество воды в крови ).
300 г ( масса сердца ).
60-80 раз в мин ( количество сердечных сокращений ).
120 дней ( продолжительность жизни эритроцитов ).
0,8 с ( длительность сердечного цикла ).
0,9% ( количество NACL в крови ).
5 млн/мм3 ( количество эритроцитов ).
0,5-1 мм/с ( скорость тока крови в капиллярах ).
120/80 мм рт. ст. ( нормальное артериальное давление крови ).
6-9 тыс./мм3 ( количество лейкоцитов ).
30-50 см/с ( скорость тока крови в аорте ).
2,5 см ( диаметр аорты ).
Конкурс « Модели » ( домашнее задание ).
Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: « Работа сердца» , « Образование тромба ».
Конкурсанты, имеющие зеленые фишки , комментируют выступление своей команды.
Примеры моделей.
« Работа сердца» ( сценка). Участвуют 6 человек, 4 из которых изображают камеры сердца ( правые и левые предсердия и желудочки ), двое- кровь. Участники 1-4 стоят парами, лицом друг к другу, их руки образуют кольцо. Так как сердечный цикл длится 0,8 с то на счет «1» « кровь» ( участники 5,6 ) делает шаг и попадает в предсердия ( кольцо рук участников 1,2), на счет «2-3-4» « кровь » переходит в «желудочки» ( участники 3,4 ), на счет « 5-6-7-8» « кровь» выходит из « желудочков», учащиеся занимают исходную позицию.
« Образование тромба» ( сценка). Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.
Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец ( участники 1и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь ( игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина ( 1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их ), которые, словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови ( 3,4,5 « застревают» в сетке рук 1и 2 ), они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.
Освоение нового материала.
Учащимся предлагается работа с презентацией на тему: «Круги кровообращения», во время просмотра которой ученики делают необходимые записи и рисунки.
А) Круги кровообращения: большой (телесный) и малый (легочной).
Б) Определение терминов: артерия, аорта, вены, капилляры, венозная кровь, артериальная кровь.В) Строение сердца: (4 камеры, начало кругов кровообращения).
4. Закрепление пройденного материала.
Учащиеся отвечают на вопросы по пройденному материалу.
1. Отдел сердца – начало малого круга кровообращения.
2. Отдел сердца – конец малого круга кровообращения.
3. Артерия, по которой течет венозная кровь.
4. Вена, по которой течет артериальная кровь.
5. Вены с венозной кровью.
6. Отдел сердца – начало большого круга кровообращения.
7. Отдел сердца – конец большого круга.
8. Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной.
9. Сосуды, в которых артериальная кровь становится венозной.
10. Отделы сердца, в которых происходит расслабление при выталкивании крови из сердца.
11. Отделы сердца, в которых происходит сокращение при выталкивании крови из сердца.
12. Сосуды с минимальным давлением крови.
13. Сосуд с максимальным давлением крови.
14. Сосуды с минимальной скоростью крови.
15. Отдел сердца с самой толстой стенкой.
16. Отделы сердца с отрицательным давлением крови.
Подведение итогов, выставление оценок.
Литература: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева « Открытые уроки по биологии 7-9 классы». Издательство « Учитель» , Волгоград. 2003г.