Урок по окружающему миру по теме Кровеносная система. Кровь (4 класс)


Тема: Кровеносная система. Кровь. 4 класс. УМК «ПНШ»
Цель: формирование знаний учащихся о кровеносной системе, функциях и составе крови.
Задачи:
формировать умение работать с учебным текстом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде схем и логических выводов;
познакомить с некоторыми понятиями, такими как лейкоциты, тромбоциты, эритроциты, плазма;
заинтересовать детей в познании самого себя и содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью;
подвести учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства организма человека и взаимосогласованности его органов.
Оборудование: афоризмы, проектор, ноутбук; схемы «Значение крови» и «Состав крови»; микроскопы, препараты крови.ХОД УРОКА
I. Оргмомент– Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов. Сегодня мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека, изучать его организм.
II. Определение темы и постановка задач урока 
«Человек – он ведь тоже природа,Он ведь тоже закат и восход.И четыре в нем времени года.И особый в нем музыки ход».
– Прочитай. Докажи, что человек тоже относится к природе.– Как понимаете слова, что у человека есть «закат» и «восход».– Что значит «четыре времени года» в жизни человека.– Ребята, мы с вами уже несколько уроков знакомимся с организмом человека, его системами и условиями их правильной работы. Я хочу предложить вам для прочтения несколько афоризмов, прочитав которые мы попробуем определить тему урока:
«до последней капли крови»
«кровь с молоком»
«до кровавого пота»
«до первой крови»
«клясться на крови»
Какое слово общее для афоризмов?
– Вы абсолютно правы, в каждом из этих крылатых выражениях упомянуто слово «кровь». Это и есть тема нашего урока.
Прочитайте анаграмму ЬВОРК АМЕТСИС
КРОВЬ, СИСТЕМА
- Как можно два этих слова связать вместе?
(Система кровообращения, кровеносная система)
Тема нашего урока_ Кровеносная система.
– Приступая к изучению темы «Кровеносная система», вы должны предполагать результаты изучения темы. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы после изучения данной темы?
- Познакомиться со строением кровеносной системы.
- Узнать что такое кровь; состав крови;
- Узнать значение и роль крови для организма человека.
III. Открытие новых знаний
– За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние греки приносили кровь в жертву своим богам…Кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови.
Сегодня у нас не простой урок, а урок-исследование и мы с вами будем в роли исследователей.
Вы сегодня будете работать в группах, но первое задание будет общим для всех.
У каждой группы на столе стоит микроскоп. Давайте повторим правила работы с микроскопом.
Сейчас по очереди рассмотрите кровь под увеличением. И скажите, что вы увидели? Какая кровь? Однородная или состоит из отдельных клеток? Какого цвета она?
Попробуйте зарисовать, то, что вы увидели.
У каждого из вас на парте лежат чистые бланки для каждого. Заполнять мы будем не весь лист сразу, а только то, что будет исследовать ваша группа. Далее по ходу ответов групп, мы будем дополнять нашу табличку.
1 и 2 группа: ваша задача исследовать состав кровеносной системы. 1 гр. – Сердце, 2 гр. – Артерии и вены.
3 группа – ваша задача узнать, что такое кровь и исследовать ее состав.
4 группа – ваша задача определить роль и значение крови.
IV Работа в группах
V Ф/минутка
VI Ответы детей.1 и 2 группа



– Несомненно, роль крови в жизнедеятельности организма человека велика. Ни один орган человеческого тела не может работать без клеток крови. Могут ли клетки крови быть здоровыми без взаимодействия с различными органами человеческого тела.
– Какие условия должен соблюдать каждый человек для того, чтобы клетки крови были здоровы? (заниматься спортом, оберегать и сохранять свое здоровье, правильно питаться, вовремя обращаться к докторам, вести здоровый образ жизни, укреплять иммунитет)
VII. Итог урока
VIII. Рефлексия Перед каждым из вас лежит мишень. Пожалуйста, заполните её.
IX. ДЗ Уч. С 25-28 читать, отвечать на вопросы. Тетрадь с. 14 № 23, 24.