Конспект урока по окружающему миру «Пустыни»


1.Орг.момент
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
Сегодня исследователем будет класс.
А чтобы тему урока узнать,
Необходимо вам ребус разгадать.
2.Сообщение темы урока.
Ребус.на доске.
-О какой природной зоне России мы сегодня будем говорить?
Все результаты ваших исследований мы будем записывать в рабочие листы.
У каждого на столе он уже лежит.
Давайте запишем тему урока. Пишет учитель на доске.
Какой вы себе её представляете?(гипотезы детей записыв.на доску)
-Что такое пустыня?
Ну это ваши представления пустыни, а вот какое определение пустыни написано в толковом словаре Ожегова.
Большое,незаселённое людьми пространство,лишённое растительности или со скудной растительностью.(читает 1 ученик)
А теперь внимание на доску (показ видеосюжета «Пустыня»).
-Увидели ли вы подтверждение своих гипотез? (на доске если правильно +,если нет –)
3.Новый материал.
Вы убедились что там есть растения,животные и живут люди.
-Как вы думаете,на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?
(как приспособились растения,животные и люди к климату пустыни)
Давайте его запишем в рабочий лист.(учитель на доске)
Ну а выяснить кто из вас прав нам поможет энциклопедия.Вы будете исследователями и работа ваша будет по группам.В каждой группе по 4 человека. У каждого из вас текст для исследования и рабочие листы с заданиями.Смотрим на таблицу №1.Те группы,кому досталась статья про растения,читает её самостоятельно,разворачивается к своим товарищам и вместе с группой обсуждая, заполняет свои графы в таблице,другая группа про животных и заполняет свои графы в таблице.
1 текст:
Растения покрывают менее половины поверхности пустыни. Растения пустыни должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях, и он у них толстый. Вместо листьев у них острые колючки! Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка.У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20-30 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. Джузгун - это тоже невысокий кустарник. Травянистое растение колосняк, у него тонкие листья,чтоб испарять как можно меньше влаги. Все эти растения низкорослые из-за сильных ветров.
2 текст:
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка для защиты. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара они выходят из своих убежищ. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду и пищу, они должны быстро передвигаться.Некоторые животные впадают в спячку,чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают змеи,песчаный удавчик, он может ползать под песком,ящерица-круглоголовка. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. В пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.
Таблица №1
Условия существования
Растения Животные
Высота от
поверхности
земли
Форма листьев
Особенности
стебля
Особенности
корня Низкорослые
Колючки ,узкие листья
Толстый
длинные Окраска
Дневной или
Ночной образ
жизни
Востребователь-
ность к пище и
воде
Внешний вид
(уши,величина)
Защитная
Ночной
Нетребовательны к пище,могут впадать в спячку
Большие уши,
некрупные
Например: ил-ии Например: ил-ии
Группа рассказывает результаты своего исследования(а другие команды слушают,дополняют и вписывают их к себе в таблицу)
Аналогично другие группы.
4.Физ минутка. Я называю растения или животное других природных зон.
Если тундры-приседаем,
леса-потянулись к потолку,
степи-наклон вперёд
(морошка, песец, липа, ковыль, кедр, хомяк, мох-ягель, типчак, белка, берёза, карликовая берёза, мухомор, северный олень, надосиновик, полярная ива, бурый медведь)
5.Работа в парах
А теперь вам необходимо в паре с соседом определить и вписать в таблицу причины, по которым растения и животные в пустыне имеют именно такой внешний вид и образ жизни.
Таблица №2
Растения Животные
Причины:сильный ветер,мало воды,высокая температура
воздуха
Причины:трудно спрятаться,жара,мало воды,
скудная пища
Ну и последнее о чём мы сегодня должны выяснить-это как же люди приспособились к жизни в пустыне?
-Какими отраслями сельского хозяйства занимаются люди в пустыне?
Это мы узнаем обратившись к учебнику стр.129 читаем.1 и 2 абзац.
-Что смогли сделать люди, чтобы на пустынных землях смог расти виноград, фрукты, хлопчатник?(строят каналы)
-А для чего эти каналы?(для орошения земли)
Орошение
-Что обозначает это слово-орошение? На доске:
-Как вы думаете люди хорошо придумали, нужна ли в этой зоне вода, там где её так не хватает ?(да, нет)
Вот это мы выясним, дочитав статью учебника до конца.
-Ну что узнали?
-Так хорошо или плохо, что люди стали строить каналы?(всё хорошо делать в меру)
-Вам необходимо уточнить какая же неумеренная деятельность людей привела к экологическим проблемам.
Это выясните поработав самостоятельно
Найди соответствие

Орошение подвижные пески
Неумеренный выпас скота исчезновение животных
Браконьерство много соли в почве
Проверка.
6.Итог.
-Какую природную зону сегодня исследовали?
-Как растения и животные приспособились к жизни в условиях пустыни?
-Назовите представителей растительного и животного мира?
7.Выставление оценок
8.Дом.задание.
-Узнайте какие животные и растения занесены в Красную книгу разгадав филворд.
Стр.122-134 отв.на вопросы
кто хочет-подготовит рассказ о любой отрасли сельского хозяйства, добыче любого полезного ископаемого пустыни.