Разработка урока по окружающему миру на тему: Зона пустыни (4 класс)


Тема: Зона пустынь.
Особенности природы, взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы природной зоны, охрана природы, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Практическая работа: поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон России, рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни.
Цели урока: (Слайд 3)
1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
2.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
3.Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
4.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование:
Карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы», мультимедиа.

Этап урока Ход урока
1. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока
-Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Местоимение
2-го лица, ед. числа
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:


Ответ – Пустыни. Слайды № 1,2,3.
2.Актуализация знаний.
«Роль леса в жизни человека»
Внимание, внимание! Первое задание:
О роли леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать. (Слайд 4)
Индивидуальный ответ по теме «Роль леса в природе и жизни людей» с дополнениями одноклассников.
Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола.
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
Чтоб от костра в лес
Не пришла беда,
Вы составили памятки,
«Как разводить костер»? – Да! (Слайд 5)
Зачитываются три памятки. Дети читают памятки, составленные дома.
- Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)
(Слайд 6)
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!».
Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)Тест «Природная зона лесов» (на листиках – 3 мин.) (Слайд 7)
1.Природная зона лесов состоит из ...
а) пяти частей;б) двух частей; в) трех частей;г) одной части.
2.Самую большую территорию занимают ...
а) смешанные леса; б) хвойные леса в) широколиственные леса.
3.Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
4.В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели; в) березы, липы, лиственницы.5.Лесным исполином называют ...
а) благородного оленя; б) лося, в) медведя.
6.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
7.Экологические проблемы лесной зоны связаны ...
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
8.На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский; б) Кандалакшский; в) Приокско-Террасный;
г) остров Врангеля.
9.Фитонциды - это:
а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы,
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий. „
Охрана лесов - это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина,
в) забота самих обитателей леса.
3.Мотивация на новую деятельность
Физкультминутка - Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь: (Слайд 8)
_ Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; (тундра)
- Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники; (лесная зона)
- Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники; (Арктические пустыни)
- Рассели животных (растения) по природным зонам: расставь фишки с изображением животных на карте природных зон в атласе. (Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте. )- Впишите в таблицу следствия указанных причин: (Слайд 9)
Причины Следствия
Вырубка лесных полос Меньше деревьев, мест обитаний для животных.
Неправильная распашка почвы Трещины, овраги, эрозия, не задерживается вода в почве.
Смыв почвы водными потоками Размывание верхнего плодородного слоя земли, вымывание растений, гибель саженцев.
4. Изучение нового материала. Решение постав-ленных исследовательских задач -«Особенности пустыни».
4.1. Введение проблемной ситуации
4.2.Самостоятель
ная работа учащихся в группах, используя раздаточные
таблицы
4.3.Просмотр кинофрагмента «Пустыни». - Покинув бескрайние лесные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
(Слайды 10)
Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»), Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.) -Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?
На парты раздаются карточки- «помогай-ки»: Работа в группах.
1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
2.В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
3.Поверхность земли в пустыне.
Рассказ ученика:
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. (Слайды 11, 12, 13)
- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах.
Материалы для ботаников:
Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас- определитель, учебник (стр. 123, 124). Карточка - «помогай-ка»:
1.Общая особенность растений.
2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3.Значение в природе.
Материалы для зоологов:
Рисунки различных животных, населяющих пустыни, книга Нуждиной «Чудо - всюду», энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на стр. 126-128. Карточка - «помогай-ка»:
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2.Значение в природе.
Материалы для экологов: Учебник (стр. 129-131). Карточка- «помогай-ка»:
1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2.Охрана редких растений и животных, заповедники.
Рассказ ботаников: (Слайд 14)
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).
- Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)
- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (просмотр видеосюжета об оазисах).
Физкультминутка Слайд 15 (под музыку произвольные движения.)
- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!
- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Самостоятельная работа учащихся в группах, используя раздаточные таблицы Рассказ зоологов: (Слайд 16)
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки).
Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых. в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи (рисунки).
Карточки животных закрепляются на стенной карте.
Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде: верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.
О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.
- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.
Рассказ экологов: (Слайд 17)
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
Составьте схему экологических проблем пустыни.
Экологические неумеренное орошение
проблемы выпас скота
пустыни браконьерство
- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.
4.4.Работа в парах - задания разного уровня сложности по выбору учащихся
-Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)Природные условия Способы приспособления
Растения Животные
А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира:
Игра «Узнай меня» (Слайд 18)
1.Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
2.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
3.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)
4.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)
5.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
6.Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)
Самые экстремальные пустыни мира:
- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;
- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;
- Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;
- Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;
- Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;
- Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.
- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!
5.Подведение итогов занятия. Рефлексия - С какой природной зоной мы познакомились на уроке?
- Чему вы научились на уроке, что нового вы узнали о пустынях?
-Как животные приспосабливаются к условиям жизни в пустыни?
6.Домашнее задание Стр. 122-131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».