Конспект урока по окружающему миру по теме Пустыни. (4 класс)


Конспект урока по теме « Пустыни»
(окружающий мир, 4 класс)
Разделы: Начальная школаФорма урока: Урок-исследование
Цели урока:
* Сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь.
* Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
* Развивать умение работать с географической картой, гербарием. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
* Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Методическая цель: использование тестов.
Оборудование: карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, тесты, энциклопедия « Животный мир», учебник, книга Н. Сладкова « С севера на юг», гербарий растений пустыни.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы
-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.
2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, чтобы познакомиться с новой зоной России, предлагаю вспомнить предыдущую тему.
-Предлагаю работу по группам.
(Дети выбирают задания с цветными карточками: самое трудное задание-красный, самое легкое - зеленый)
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА.
1.Растения степи:
ирис, ковыль, береза, тюльпан, типчак, полярная ива
2.Животные степи:
суслик, дрофа, соболь, белая сова, рысь, степной хорек
3.Занятия людей:
охота, рыболовство, земледелие, садоводство, разведение дроф
СИНЯЯ КАРТОЧКА.
1.Перечисли растения степи.
2.Перечисли животных степи.
3.Занятие людей степи.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА.
1.Как приспособились такие растения, как ковыль, полынь к степным условиям обитания?
2.Составьте 1-2 цепи питания животных, характерные для зоны степей.
3.Представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей. Как по внешним признакам вы ее
определите?
Ответы детей нацеливают на главный вопрос:
«Почему надо сберечь сохранившийся участок степи?»
(Ответы детей)
3. Подготовка к изучению нового материала.
- Предлагаю послушать краткое сообщение ученика.
– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, которые видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
( Во время сообщения дети рассматривают слайды : картины и рисунки с изображением пустыни )
-Предлагаю исследовать природу пустыни по плану:
1. Границы зоны.
2. Поверхность в пустыне.
3. Климат.
4. Растения.
5. Животные.
4. Физ.минутка5. Изучение нового материала. Работа с картой.
– Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Есть ли в пустыне зима?
– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.
– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?
– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.
– Что такое бархан? А такыр?
– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.
– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?
– Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так. Внимательно присмотримся, здесь, на бархане. кто-то прополз. Да это же черепаха!
– Что вы о ней знаете?
–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?
Исследуйте гербарии и фотографии животных. Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?
– Охарактеризуйте данные образцы по плану:
1. Древесное или травянистое растение. 1. Величина животного.
2. Высота от поверхности земли. 2. Покровительственная окраска.
3. Форма листьев. 3. Дневной или ночной образ жизни.
4. Особенности корня. 4. Востребовательность к пище и воде.
(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах:1. Корни глубоко ищут влагу. 1. Защитная окраска.
2. Листья мелкие, меньше испарения. 2. Нетребовательны к пище, быстро бегают.
3. Колючки. 3. Могут впадать в спячку.)– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне Свой ответ обоснуйте.
6. Закрепление изученного материала.
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)Зона пустынь сменяет зону степей. (+)Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)6. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.
7. Домашнее  задание.
с. 118-125, прочитать, с. 124 проверь себя.