Конспект урока по окружающему миру на тему Пустыни

Конспект урока окружающего мира
в 4 «А» классе МОУ-СОШ №64
города Тулы
Учитель: Андреева Евгения Викторовна

Тема: «ПУСТЫНИ»
Авторский медиапродукт: презентация (PowerPoint 2003).
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Вид учебного занятия: урок-исследование.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: создание условий для усвоения обучающимися знаний о географическом положении зоны пустынь, особенностях природы, растениях и животных, деятельности человека; формирование умений работать с картой природных зон и атлосом-определителем, гербарием и дополнительной литературой.
Задачи:
образовательные: создать условия для усвоения обучающимися знаний об особенностях природы, растениях и животных пустыни, деятельности человека; для осознания младшими школьниками ценности изучаемого материала о зоне пустынь для развития экологического мышления и кругозора;
развивающие: содействовать развитию познавательной активности детей, связной речи, критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
воспитательные: создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, воспитывать умение работать в коллективе, формировать активную жизненную позицию.
Ожидаемый результат:
учащие должны знать: положение зоны пустынь на карте природных зон, особенности природы и деятельности человека, наиболее характерных для этой зоны представителей флоры и фауны, экологические проблемы в этой зоне;
Учащиеся должны уметь: определять и показывать зону пустынь на карте природных зон, различать наиболее характерных для этой зоны представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком; определять возможные причины экологических проблем в пустыне и меры охраны природы.
Дидактический материал и оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер, экран, презентации PowerPoint;
карта природных зон;
атлас «От земли до неба»;
гербарий;
учебники;
карточки для индивидуального опроса;
«Дневник исследователя».

Ход урока.

Орг. момент.
Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
С каким настроением вы его начинаете?
Ну что ж, сейчас я попрошу вам охарактеризовать сегодняшнюю погоду. (Учащиеся дают ответ на основе своих наблюдений.)
От чего зависит состояние погоды в разных регионах нашей страны? (От особенностей природной зоны.)

Проверка знаний. Фронтальный опрос.
С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? (С зоной степей.)
Давайте вспомним все, что мы знаем об этой природной зоне. (Ответ одного учащегося и дополнения остальных учащихся.)
Какие растения растут в зоне степей?
Какие животные обитают в степи?

Стадия вызова.
Сообщение темы и цели урока.
Исследуя, можно многое узнать,
Об этом можно друзьям рассказать.
Новая зона зовет в гости нас –
В лабораторию превращается класс.
Дети. Чтоб тему урока узнать,
Нужно кроссворд нам сейчас разгадать.
Кроссворд
Синоним к словам: поход, поездка. Оно позволяет раскрыть многообразие окружающего мира. (Путешествие.)
Как называется зона, в которой растительным покровом являются кустарники, мхи и лишайники? (Тундра)
О какой природной зоне идет речь: «На все стороны путь: ни листочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор!» (Степь.)
Как мы называем хвойные леса? (Тайга.)
Дополните словосочетание: природные (Зоны.)
Как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный.)
Царство вечной мерзлоты – это (Арктика.)
Ответ: ПУСЫНИ.

Молодцы! Тема нашего урока «Зона пустынь».
Что вам уже известно о зоне пустынь?
Мы продолжаем путешествовать по природным зонам России и исследовать их. Членами нашей экспедиции являются ботаники, зоологи и экологи.

Стадия осмысления.
Беседа о пустынях.
Пустыни занимают существенную часть суши нашей планеты.
Опираясь на ранее полученные знания, подумайте и расскажите, каких типов бывают пустыни. (Песчаные, глинистые, солончаковые, каменистые, арктические).
Мы с вами уже знаем, как выглядят арктические пустыни. А как выглядят песчаные, глинистые и каменистые пустыни? (Учащиеся высказывают свои предположения).
Какими вы увидели пустыни?
Что общего вы увидели в этих пустынях?
В чем их особенность?

Физминутка.

Составление кластера.
Сегодня на уроке мы с вами будем исследовать лишь песчаную пустыню России и ее обитателей. Давайте составим план изучения песчаной пустыни.
Как вы думаете, что нам будет важно и интересно при исследовании?

Таким образом, обобщив все перечисленное, можно составить следующую схему или как ее еще называют – кластер.
Продолжаем наше путешествие, опираясь на нашу схему. И сейчас обратимся к карте природных зон. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница? Найдите зону пустынь на карте. Каким цветом обозначена эта зона на природной карте?
Как вы думаете, почему именно таким цветом ученые условились обозначать эону пустынь?
В России пустыни занимают небольшую площадь на юге страны, вдоль побережья Каспийского моря, имеются на востоке Калмыкии.

Говоря про условия неживой природы, можно сказать, что солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Пустыни находятся в районах с сухим и жарким климатом.
Давайте постараемся определить тепловой пояс и географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.
Самые крупные пустыни расположены у тропиков и вдали от океанов в центре материка Евразии. Пустыни России находятся в умеренном поясе и расположены ближе к Северному тропику.
А сейчас мы совершим заочное путешествие в песчаные пустыни России.

Просмотр видеоролика «Пустыни».
Что нового вы узнали?

Работа над микропроектами.
Какие пункты нашего плана мы выполнили? (Узнали о географическом положении зоны пустынь, изображении на карте, условиях неживой природы.)
Продолжим наше изучение зоны пустынь. У нас есть группы, которые исследовали нашу зону и сейчас готовы предоставить отчет о своих исследованиях.
Защита проекта ботаников.
Защита проекта зоологов.
Защита проекта экологов.

Закрепление изученного материала. Игра «Узнай меня».
Давайте повторим, как вы запомнили животных и растения пустыни. Для этого проведем игру «Узнай меня».
Какие приспособления помогают животным пустыни выжить в условиях этой зоны? (Окраска, ведение ночного образа жизни, строение тела, умение быстро передвигаться.)
Почему у растений листья мелкие или в виде колючек? (Чтобы меньше испарялось влаги.)
Подведение итогов.
Подведем итоги. Что нового вы узнали о пустыне?
Чему вы сегодня научились на уроке?
Понравилось ли вам быть исследователями?
С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Домашнее задание.
1. Учебник: стр.122-131. Прочитать текст и ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
2. Составить рассказ-отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.
3. Выполнить задания в рабочих тетрадях (с. 39, № 1-6).


15