План-конспект урока по окружающему миру на тему Зоны России. Пустыни


Тема урока «Природные зоны России. Пустыни".
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
Задачи урока: познакомить с зоной пустынь, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны, хозяйственной деятельности человека.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о зоне пустынь; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны, хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: карта природных зон, тундры, леса, источники с материалами и заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с четырьмя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Арктическая зона, тундра, лесная зона, степи).
- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)
- Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото.
СЛАЙД 1
Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.
СЛАЙД 2(КАРТИНКА)
СЛАЙД 3
Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.
СЛАЙД 4 (КАРТИНКА)
СЛАЙД 5
Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка "Летний день год кормит". Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.
СЛАЙД 6 КАРТИНКА
СЛАЙД 7
Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.
СЛАЙД 8 КАРТИНКА
СЛАЙД 9
Обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения, под которыми образовались почвы, богатые черноземом. Погода летом сухая и солнечная, дожди имеют ливневый характер. Очень много луковичных растений. Богат и своеобразен животный мир: суслики, хомяки, мыши -полевки, дрофа, журавль,кобылка, кузнечик, шмель.  Население занимается разведением скота и выращиванием сельскохозяйственных культур.
3. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте ещё одно описание.
Солнечный, жаркий желтый поток
2361565158750Льется в пустыне на желтый песок,
В воздухе жарком и желтом, как мед,
Желтая птица неслышно поет.
СЛАЙД 10
Это было удивительно. Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.
4. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, а что нам сегодня предстоит выяснить? ( Климат, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы  зоны пустыни)
5. Работа над новой темой в парах с использованием карточек-заданий и источников
 Класс делится на три команды (по рядам): географы, ботаники, зоологи Но в свою очередь работают в парах, отвечая за тему своего ряда.
Тянут жребий с названием команды-ряда
- А сейчас посмотрите на карточки с заданиями, материалами и вопросами которые вы получили.
Ряд географов получил задание следующее:
для географов
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
1) Где протянулась зона пустынь?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.
21964652311403) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Какая там почва? Почему?
СЛАЙД 11
Ряд ботаников получил такое задание:
для ботаников:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Как выглядит пустыня в разное время года? Почему?
2) Какие растения растут в пустыни?
26028651847853) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях, листьях.
СЛАЙД 12
Ряд зоологов получил карточку с такими вопросами:
для зоологов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Какие группы животных обитают в пустыне?
2) Как они приспособились к жизни?
29711651225553) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?
СЛАЙД 13
Организация работы.
-У нас осталось 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы., ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТРЕХ ВОПРОСОВ, А 4 ВОПРОС МЫ БУДЕМ РЕШАТЬ С ВАМИ ВМЕСТЕ.  Каждая ПАРА подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа называется: Географы. Участники расскажут нам о климате зоны пустыни.
2 группа: Ботаники. Эта группа поможет разобраться с особенностями растений.
3 группа: Зоологи познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях.
Весь класс: Экологи погрузят нас в  проблемы, которые существуют  в зоне пустынь.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
 Учащиеся работают 10 минут
Презентация выступлений.
Презентация выступлений проводится по фронтальному опросу учащихся из каждого ряда.
ИТАК ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЛЯ ВАШИХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ.
1) Где протянулась зона пустынь?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.
21964652311403) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Какая там почва? Почему?
СЛАЙД 14
1) Как выглядит пустыня в разное время года? Почему?
2) Какие растения растут в пустыни?
26028651847853) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях, листьях.
СЛАЙД 15
1) Какие группы животных обитают в пустыне?
2) Как они приспособились к жизни?
30473651447803) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?
СЛАЙД 16
У нас с вами остались вопросы, на которые мы будем искать ответы все вместе
1) Какие основные занятия населения зоны пустынь?
2691765990602) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?
3) Что делается для охраны природы?
СЛАЙД 17
Изображение верблюда и овцы
30473653175
Слайд 18
Беседа с обучающимися :- какую пользу приносят человеку эти животные? (мясо, молоко, шерсть)
- Значит мы сможем сделать какой вывод? (люди в пустыне занимаются скотоводством)
- Также люди в пустынях, благодаря жаркому климату выращивают арбузы и дыни. Такие поля называтся БАХЧА.
253936538735Изображение полей арбузов и дынь
Слайд 19

СЛАЙД 20
Даже незначительное вмешательство человека в жизнь флоры и фауны приводит к ее изменению и, к сожалению, не всегда к благоприятному. Так же произошло и с этой природной зоной. Многие растения, птицы и животные занесены в Красную книгу. Для спасения пропадающих видов созданы заповедники - Богдинско-Баскунчакский и Астраханский, заказники - Пески Берли, Степной, Ильменно-Бугровой, создано 35 памятников природы.

- Богдинско-БаскунчакскийСЛАЙД 21

Ильменно-Бугровой
СЛАЙД 22

Пески БерлиСЛАЙД 23
6. Закрепление изученного.
- У каждого из вас на партах лежат карточки с заданиями. Ваша задача в каждой строке зачеркнуть лишнее слово, а лишнее будет то, что не относится к зоне пустынь:

Зачеркни лишнее:
Воран, розовая чайка, чернотелка, черепаха, верблюд;
Кактус, баобаб, верблюжья колючка, карликовая береза.
Жаркое лето, мало осадков, , зима длится 7-8 месяцев в год.
Оленеводство, скотоводство, рыболовство
7. Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу.
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
- Дайте краткую характеристику – пустыня.
- Как  нужно относиться к природе пустынь? Почему?
Рефлексия. Итог урока.
Закончите предложения:
Чтобы рассказать о зоне пустынь нужно_________________________
Я доволен (льна) …………………..(очень, не очень) тем, что могу самостоятельно составлять рассказ о зоне пустынь.