Конспект урока по окружающему миру на тему Пустыни (4 класс)


Конспект урока по теме "Пустыни" (окружающий мир, 4-й класс)

Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром.
Задачи:
формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь; о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
расширять словарный запас учащихся;
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (см. Приложение 1).
(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).
– Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?
– Я с вами согласна.
3. Введение в тему. Игра « Кто где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают.
(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).(Тушканчик, верблюд, северный олень, песец, белая куропатка, белый медведь, тюлень, хомяк, дрофа, лось, ящерица, белка)– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:
– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
Границы зоны.
Поверхность в пустыне.
Климат.
Растения.
Животные.
4. Изучение нового материала. Работа с картой.
1). Рассказ учителя.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (показ на карте)….
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Есть ли в пустыне зима?
– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни.
– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?
см. Приложение 22). Показ видеоролика «Пустыни»
-Где располагается пустыня в России? (показ на карте)
-Какая поверхность в пустыне? (песчаная и глинистая)
-Какой климат?
-Какие растения бывают растения в пустыне? (верблюжья колючка, колосняк, джузгун)
-Какие животные обитают?
3). Работа по карточкам.
См.Приложение 3.
-Дополните предложения.
5. Закрепление изученного материала.
1) Графический диктант.
Посмотрим, как мы запомнили новый материал.                                                                                                                        
1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)        
2. У растений ствол длиннее корня.(-)                                                                                            
3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)                                          
4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)                                  5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)                                                                      
6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)                                                                                                                                                                                                                              
7. В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)                                                              
8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)                                                                                                                                                                                                    
9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)                  
10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)
6. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
7.Оценивание.
8. Дом. задание.
с. 118-124, прочитать, ответить на вопросы.
Приложение 1
Географы . Эта зона расположена южнее зоны лесов . Лето здесь очень тёплое, продолжительное , засушливое . Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи .Дожди редки . Обычно они ливневые .
Биологи .
Здесь растут разнообразные травянистые растения . Тюльпаны и ирисы цветут весной , а с наступлением летней жары надземные их части отмирают , впочве остаются луковицы . Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям .
Зоологи.
В этой зоне обитают различные бабочки , пчёлы , шмели и другие насекомые-опылители , журавль-красавка , дрофа , серая куропатка, много сусликов ,сурков и хомяков .
Экологи.
Из-за длительного выпаса больших стад животных в одном месте разрушается почва , исчезают многие растения , страдают дикие животные . Одни из них совсем исчезли , а другие стали редкими ( например : дрофа , журавль-красавка )
Приложение 2
Барханы образуются при движении песков под действием ветра . Одна сторона их пологая , другая – крутая . Барханы постоянно передвигаются , засыпая кустарники , колодцы . Но растения , оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы – это холмы высотой от 3 до 8 метров .
опросы .
Приложение 3.
ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ
Растения (по высоте) _____________.
Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.
Листья растений похожи на _________.
Растения появляются только во время _________.
ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ
ЖИВОТНОГО МИРА
Животные (по размерам) ___________.
Передвигаются ________.
Окраска ___________ цвета.
Ведут ________ образ жизни.