доклад на конкурсе Учитель года 2015 МО Кореновский район


МОБУ ООШ №10МО Кореновский район п. Анапский
353157 Краснодарский край,
Кореновский район,
п. Анапский,
ул. Партизанская 50А
Телефон: 8 (86142) 5-57-22
Факс: 8 (86142) 5-57-22
E-mail:
Е. Н. Поберий,
учитель начальных классов
Системно-деятельностный подход
как условие развития личности ребенка.
Основной целью современного образования является не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.
Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Для решения этой задачи Федеральным государственным образовательным стандартом предполагается использование в образовательном процессе технологии деятельностного метода обучения.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Обучать деятельности – это значит:
делать учение мотивированным;
учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения (т. е. оптимально организовывать свою деятельность);
-помогать ребёнку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самой оценки.
Цель моей работы:
- определить возможности использования системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе;
Основные задачи:
- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;
- разработать методические рекомендации по проведению некоторых приёмов в технологии системно-деятельностного метода обучения.
О приоритете развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.
Ещё в 50-е годы профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова П. Я. Гальперин поставил в исследовании вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель обучения – дать будущему специалисту умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Что же означает деятельностный подход? Анализ педагогической литературы позволяет определить системно-деятельностный подход как технологию организации образовательного процесса, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени, самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Что предполагает системно-деятельностный подход?
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно спланировать и применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать и оценивать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, реализовать на практике деятельностный подход – это значит, создать необходимые условия для успешного формирования у обучающихся основных компонентов учебной деятельности: мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
В соответствии с требованиями стандарта, задачу по формированию учебной деятельности следует начинать решать с 1 класса. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Л. С. Выготский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребёнок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Особое внимание в начальной школе необходимо уделять развитию учебно-познавательных мотивов.
Все приёмы основываются на активной деятельности учащихся и классифицируются по преобладающему каналу восприятия:
визуальные аудиальные
тема-вопрос побуждающий и подводящий диалог
работа над понятием собери слово
ситуация «яркого пятна» исключение
исключение проблема предыдущего урока
домысливание
проблемная ситуация
О некоторых приёмах активизации деятельности:
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений: чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель либо выбранный ученик, в этом случае учитель может лишь высказывать своё мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена существительные?» мы построили такой план действий:
- повторить знания об имени существительном;
- определить, с какими частями речи оно сочетается;
- изменить несколько существительных вместе с именами прилагательными;
- определить закономерность изменений, сделать вывод.
Ситуация «яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока. Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 6».
Домысливание
Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы.
Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока. Например, на уроке русского языка в 1 классе по теме «Предложение» можно предложить тему урока и слова-помощники:
Повторим… Изучим… Узнаем Проверим… Закрепим…
С помощью этих слов дети формулируют задачи урока.
Организуется активная познавательная деятельность на поиск
закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - задача урока. Например: для темы «Число 8 и его состав» организую наблюдение над рядом чисел: 2, 4, 6, …Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя
анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математики по теме «Сложение чмсел в пределах 10» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «На сколько раз увеличивается каждое натуральное число? (на 1 .) Как провести вычисление?»:
6 +1 = 7+1 = 4+1 = 5+1 = 3+1 =
Проблемная ситуация (по М. И. Махмутову)
Сущность проблемной ситуации в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Предлагать ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приёма такова:
- самостоятельное решение;
- коллективная проверка результатов;
- выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
- постановка задачи урока.
-Ставить проблемный вопрос для обсуждения, учитывать следующие требования:
- проблема возникает, если не даётся образец её решения;
- проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;
- для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.
Например, на уроке окружающего мира можно задать детям вопрос: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один ствол, станет он деревом?». В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются существенные и участники приходят к общему мнению. Делаются выводы, убедительные для всех. 
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предложить детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему они имеют такие признаки?» будет задачей урока. Например, урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 4, 22, 19, 8, 56, 2, 31, 92, 7». На уроке русского языка в 3 классе по теме «Безударные окончания имён существительных единственного числа» предложить задание: «Распределите слова по склонениям».
Побуждающий и подводящий диалог
При введении новых знаний использовать два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые активизируют и существенно развивают логическое мышление учеников. Иначе говоря, посредством диалога помочь ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге же организовать открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. 
Собери слово
Приём основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Этот приём направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового. Например, на уроке по теме «Наречие», предложить собрать слово из первых звуков слов: нос, аккуратный, речь, ель, чувство, интересный, енот. Если есть возможность и необходимость, можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.
Исключение
Приём можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приёма «яркого пятна», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Грибы съедобные и несъедобные» прошу детей выполнить ряд заданий и ответить на поставленные вопросы:
Прослушайте и запомните ряд слов: лисички, опята, боровик, подосиновик, мухомор, подберёзовик, груздь.- Что общего во всех словах? (Это грибы.)
- Что лишнее в этом ряде? (Из множества обоснованных мнений обязательно прозвучит правильный ответ.)
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или недостаточности времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремлённости, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.
Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - следующее условие реализации деятельностного подхода. Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре учебной деятельности, следующие:
- восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
- наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне её;
- сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
- предметно-практические действия;
- устное или письменное изложение усвоенного материала;
- языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
- подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
- выполнение различных задач и упражнений;
- оценка качества действия, события, поведения.
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) – еще одно условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.
Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.
Особое внимание здесь следует уделить осознанному усвоению алгоритма действия, т. е. строгой последовательности учебных операций. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками - напоминаниями, помогающими самостоятельно справиться с задачей. Например, при выполнении задания по русскому языку по теме «Синонимы: «Найди два слова близкие по значению, которые не являются родственными. Запиши слова парами» - ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника: Синонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
Как многие учителя, я сталкиваюсь с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки. В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предложить детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции.
Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Большое внимание уделяется заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя.
Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. Примеряя на себя роль реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения. Вот примеры некоторых игр, которые можно организовать на своих уроках.
«Видящие руки». Дети с закрытыми глазами ощупывают предметы, стараясь определить форму, материал.
«Войди в картину» (старинную фотографию). Детям предлагается представить и рассказать (устно или письменно) о том, что происходило до запечатлённого на картине (фотографии) момента и после него.
«Таинственный предмет». Цель: привитие интереса детей к предметам старинного быта, мало знакомым современным детям. По описанию предмета детям необходимо найти его в «вещном ряду».
«О чём говорят вещи» и «Ожившие экспонаты». Учитель начинает рассказывать сказку об «оживших экспонатах». Детям предлагается продолжить её, представив себе, что именно старинные вещи могут рассказать о своём прошлом, своих прежних хозяевах. Возможно разыгрывание небольших сказочных действий, исполнителями которых становятся дети, действующими лицами – экспонаты
Рефлексивная деятельность
Методов рефлексивной деятельности достаточно много и она неплохо описана в литературе. Я остановлюсь только на одном, который эффективно помогает мне на данном этапе.
Прием «ПОПС – формула»
П – позиция «Я считаю, что ...»
О – обоснование - «... потому что»
П – пример - «Я могу доказать на примере»
С - следствие – «Исходя из этого я делаю вывод, о том, что...»
Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивает не только учебную деятельность учащихся, но и повышает качество образования.
Деятельностный метод обучения в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.