методический семинар на конкурсе Учитель года 2015


«Методический семинар»
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!
Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.
Слайд 2
С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала- что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победа и поражениями. И каждый день я для ребят:
руководитель
участник
советник
товарищ
наблюдатель
Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем. Моё жизненное кредо:
« Стараюсь жить и радоваться жизни всегда , мне
интересны все воспитательные и образовательные проекты».
Слайд 3
Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.
В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Слайд 4
Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Развитие логического мышления на уроках в начальной школе», над ней я работаю уже несколько лет. Будучи ещё студенткой Каменского педагогического училища, тему для моей квалификационной работы я выбрала «Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе».
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.
Слайд 5
Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребёнку к изучению «классической» математики. В этом отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший математик современности, создатель московской математической школы, академик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н.Н. Лузина, что их сын в математике безнадёжен, что он туп и что вряд ли он сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, с помощью которого мальчик еле-еле перешёл в следующий класс.
Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницательным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые, примитивные задачи, но у него иногда вдруг получались задачи нестандартные, гораздо более сложные и трудные. Он воспользовался этим и сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного мальчика. Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впоследствии вышел учёный с мировым именем, не только много сделавший для математики, но и создавший крупнейшую советскую математическую школу.
Слайд 6
Но не только на математике, а и на других уроках я применяю нестандартные задания. Два года назад, когда стал вопрос о кружке научно-познавательного направления, мной была разработана программа кружка «Умники и умницы». Материал я брала из разных источников: «Логические игры и головоломки», «Занимательная математика», « Лучшие ребусы и головоломки».
Слайд 7
В соответствии с этим поставлена цель моей работы создать предпосылки для развития логического мышления младших школьников.
Ведь мышление играет особо значимую роль в развитии интеллектуальных способностей младшего школьника.
Так как обучение в начальной школе длится 4 года, свою главную цель я разделила на 4 этапа.
теоретическое понятийное
теоретическое образное
наглядно-образное
наглядно-действенное
Ключевые идеи каждого этапа взаимосвязаны.
Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций. К моменту перехода в среднее звено он должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности.Только благодаря сочетанию этих условий могут состояться детские открытия. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие задания: загадки, ребусы, шарады, тематические кроссворды, чайнворды, конкурсы тематических рисунков, метаграммы, игры на составление из геометрических фигур различных предметов и так далее. Все эти задания выстроены в определенной последовательности: от простой - к сложной.
Слайд 8
Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.
С начала самостоятельно осваивала работу с компьютером, а затем прошла курсы,проводимые институтом повышения квалификации в городе Ростове-на-Дону. С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень. В 2014 году прошла курсы,проводимые ИПК по обучению специалистов по теме: «Управление качеством начального образования в условиях реализации ФГОС НОО».
Слайд 9
В результате общения с коллегами на школьных МО, педагогических советах МБОУСОШ №14, Всероссийских видеоконференциях по темам:
«Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя», “Вариативность обучения и индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как условие личностного и профессионального самоопределения”, расширяю свои профессиональные познания.
В 2014-2015 уч.году мной были размещены рабочая программа по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру на моём перссональном сайте : http://Учительский.сайт/Лавочникова-Галина-Николаевна и Эссе на тему: «Я-учитель» на сайте: www.zavuch.info, получила сертификат, удостоверяющий, что мой материал прошёл проверку и напечатан в СМИ.
Сл айд 10
Работа над развитием логического мышления на уроках в начальной школе охватывает все сферы моей педагогической деятельности.
Много интересного происходит в школе, предлагаются различные УМК. Теоретически знакома со всеми учебно-методическими комплектами, в настоящее время работаю по УМК «Школа 21 века».
Цель программы - многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить её, способность самоконтроля и самооценки.
В рамках проблемной темы практикую технологию проблемного обучения. Она основана на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Интересно использовать такие приемы создания проблемных ситуаций, как:
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Слайд 11
Часто использую технологию игровых методов. Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила.
В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.
Слайд12-13
Применяю при проведении занятий исследовательский, проектный метод.
Дети самостоятельно осваивают новые виды деятельности, расширяют индивидуальные знания. Через исследовательскую работу учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, выделять главное, сопоставлять.
Благодаря этой технологии я реализую модель "обучение через открытие". Моя работа «Развитие растения из семени» принимала участие во Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием. В номинации: «Лучший педагогический проект»
Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).
Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии.
Игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия и другие формы, методы, применяемые мною на уроках, способствуют развитию целостной личности учеников: ума, воли, чувств, логических рассуждений. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильным для него.
Слайд 14
Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.
В этом учебном году мои ученики приняли участие в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру». Педагоги - организаторы отметили хорошую работоспособность и смекалку учеников при выполнении заданий. Думаю, что это результат нашей систематической работы над проблемой: «Развитие логического мышления».
Свои лучшие достижения дети помещают на странички своих «Портфолио». Слайд 15-16-17
Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности
С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному парку, посещаем школьную библиотеку , где знакомимся с историей станицы, ветеранами ВОВ. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы. ( «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «День матери», «Прощания с Азбукой»,«8 Марта», «Состязание здоровячков», «Праздник Осени», « Творческий отчет», интеллектуальный марафон, конкурс эрудитов и многое др.).
Слайд 18
Подвести определённые итоги деятельности уже возможно.
Слайд 19-20-21
Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать, применяя их. В настоящее время осваиваю работу с программой: «Система голосования в образовательном процессе», обязательно продолжу работу по применения проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.