Опыт работы учителя английского языка I квалификационной категории Окороковой Екатерины Юрьевны (Филиал МБОУ СОШ с.Талица – ООШ с. Черкассы)


__________________________________________________________
Опыт работы
учителя английского языка
I квалификационной категории
Окороковой Екатерины Юрьевны
(Филиал МБОУ СОШ с.Талица – ООШ с. Черкассы)
Успешный педагог –
источник успеха своих воспитанников.
Окорокова Е.Ю.
2016-2017 уч.год__________________________________________________________
Введение.
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания.   Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.   Что же такое  умение учиться?  Это -  способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий  необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.  Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для:
- общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка;
- проявления и раскрытия творческого потенциала;
- реализации себя как личности.
Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом.  Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний  о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры  на уроке  и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых
Задачами обучения ИЯ являются:
-формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их  в  реальной жизни;
- развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;
- воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать       культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех.
В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать каждым своим уроком.

Актуальность . В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий и универсальных учебных действиях на уроках иностранного языка. Это не только новые средства обучения, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.  Современный  учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме.
Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако, хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.
Ведущая педагогическая идея  моего опыта:
-повышение интереса к предмету и  положительная динамика качества  знаний учащихся;
- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;
- систематическая работа над общим развитием учащихся;
- осознанный подход учащихся к процессу учения.
Сущность опыта
1.Компьютерные информационные технологии.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-).  Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология".  Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
    Компьютерная технология мною осуществляются в трех вариантах:
-- как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;
- основная", определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;-"монотехнология" (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера)
Новизна опыта
- в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению
- в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик – компьютер
- в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет
Цель: Расширение опыта творческой деятельности по отношению к образовательному стандарту.
Задачи, решаемые в опыте:
-Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения английского языка.
-Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.
-Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
-Достижение необходимого уровня в овладении английским языком.
На уроках английского языка с помощью информационно-коммуникационных технологий можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.
Компьютерные информационные технологии обучения играют важную роль в моей практике. Решение тестов, просмотр видеосюжетов, текстов (электронные письма ) вводит учащегося в современную среду обитания, где он ощущает себя полноценной личностью.
Тесное сотрудничество с факультетом иностранных языков ЕГУ им. И. А. Бунина позволило посещать лингафонный кабинет нашим учащимся, где они работают с программой REWORD на требуемом уровне.
Итак, применение компьютера на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При  обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем.
Формирование универсальных учебных действий.
Учебная деятельность.
Большую роль для меня играет стремление к новому, умение самостоятельно учиться и творчески подходить к своему делу. В традиционной педагогике роли учителя в сравнении роли учащегося придаётся преувеличенно большое значение. Главной задачей учителя сегодня является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для учащегося, то есть умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки. Обучение должно строиться и планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности, в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и непринуждённой атмосферы, которая стимулирует ученика к самостоятельному решению. Если возникает у ученика проблема непонимания и скованности, для этого мною была придумана «волшебная палочка», которая разрешает проблему коммуникации и сотрудничества педагога с обучающимся.
Проектная деятельность.
В моей методике широко используется проектная деятельность. Так одна неделя 2013 года была посвящена 60-летию Липецкой области, где учащиеся всех классов собирали материал не только о своём селе и городе Ельце, а также находили информацию о всех достопримечательностях Липецкой области. В заключении этой проектной недели мы посетили кондитерскую фабрику «Рошен» с. Сенцово Липецкого района Липецкой Области.
Вместе с учениками разработали:
проекты: «Школа моей мечты» - 4 класс, «Что станет с природой завтра?» - 7 класс, «Будущая профессия» - 9 класс, «Мой рабочий день» - 5 класс, «Англоязычные страны» - 8 класс, «Моя семья» - 2 класс, «Великобритания», «Достопримечательности Лондона» - 9 класс, «Символы Рождества в Англии»; предметные недели; выпуск предметных газет («Занимательная наука лингвистика», «Эрудит»),
проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций (конференция на тему: «Литература Великобритании») В практику обучения входит исследовательская деятельность учащихся, которая способствует расширению кругозора учащихся, развитию у детей мотивации к учению, формированию универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность.
Для меня общение  учителя и учащегося возможно не только на уроке, но и во внеурочное время. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.
Особый интерес у учащихся, вызывают обычаи и культура изучаемого языка. Наиболее полюбившиеся праздники – это «Halloween» и «Christmas» не могут остаться в стороне без участия моих учеников. Они активно помогают мне планировать эти мероприятия, а также в них участвовать.
Являюсь активным участником в проведении предметных недель в начальной и средней школе. Каждый раз стараюсь разнообразить их формы проведения: фонетический конкурс, конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, КВН, выпуск стенгазет. Внеклассная работа по предмету направлена на развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей; активизацию познавательной и мыслительной деятельности учащихся; воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе; формирование связной речи учащихся, умения общаться, доказывать и обосновывать своё мнение.
Именно поэтому, мной была выбрана следующая тема самообразования «Внеурочная деятельность по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению предмета и развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся».
По моему мнению, главным двигателем внедрения новых форм и методов обучения является педагог. Только творческий, позитивно относящийся к изменениям, постоянно повышающий свою квалификацию педагог способен стать двигателем внедрения нового стандарта в практику школы.
Взаимодействие с родителями и представителями социума.
2012г. – выступила с докладом на родительском собрании «Почему необходимо изучать иностранные языки и их место в современном мире» После которого было проведено тестирование по данной проблеме с выражением личного мнения к ИЯ. Обсуждение данной проблемы с родителями способствовало стабильности изучения ИЯ обучающимися.
Заключение.
Разнообразие методик повышает интерес учащихся к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование ИКТ и УУД даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, учитель повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.
Родителям. Даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.
Современный мир «говорит» на английском языке. Исследования применения новых информационных технологий и универсальных учебных действий в образовании показали эффективность их использования не только в предметах технического направления, но и в гуманитарных дисциплинах.
По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя использовать ИКТ и УУД на своих уроках. Здесь важен внутренний «драйв», который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс.
Мой опыт работы показывает, что использование новых технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. 
6 класс УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева «Радужный английский»
Урок 41. Рождество в Великобритании.
Тип урока: комбинированный
Требования к уровню подготовки учащихся (УУД):
Личностные: формировать осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
—  формировать стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом.
Метапредметные: — воспринимать текст на слух и соотнести информацию;
— дополнять предложения подходящими лексическими единицами;
— читать текст и соотносить верные и ложные утверждения с его содержанием.
Предметные: — соблюдать нормы произношения при чтении;
— совершенствовать навыки использования предлогов с обстоятельствами времени;
— знакомиться с грамматическими особенностями слова money, использовать данное существительное в речи.
Время проведения: декабрь