Урок русского языка 2 класс: Наблюдение над словами — признаками. Упражнение в подборе слов — признаков.


Тема: "Наблюдение над словами - признаками. Упражнение в подборе слов - признаков".
Цели:
-продолжить наблюдение над словами- признаками,
-упражняться в подборе слов- признаков,
-развивать умение ставить вопросы к словам - признакам,
-устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,
-развивать речь уч-ся (подбирать синонимы, антонимы к словам-признакам, слова-признаки с переносным значением, образование от слов- предметов слов-признаков)
Оборудование
Демонстрационный материал: осенние пейзажи, ребус о лимоне, словарное слово "лимон" и слово-помощник "кислый", лимон, предметные картинки - лимон, лиса, яблоко, ворона, крот, зебры, корова, гусь, опоры и упр-я - запись на компьютере, запись на доске.Для индивидуальной работы: карточки для составления пар слов (6 вариантов), тетрадь по чистописанию, орфографическая тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический материал.
Ход урока:
I. Орг.момент. Приветствие гостей.
II.Повторение изученного материала.
-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.
Самомассаж рук.
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагтваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
Минутка чистописания
-Сегодня начался последний осенний месяц. Послушайте стихотворение Михаила Ковалевского о ноябре и назовите слова - признаки, которые вам встретятся.
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждёт, когда зимой суровой
Его сорвёт и бросит вниз.
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому ещё не раз зацвесть.
(Ответы детей).
-Подберите слова - признаки (осенние пейзажи):
Осень (какая?)……(Ответы детей).
-Как вы понимаете "золотая осень" - это словосочетание употребляется
в прямом или переносном значении? Что значит в данном случае "золотая"? (Ответы детей).
(Аналогично:)золотой браслет
золотые руки
золотое сердце
золотой человек
золотые слова
-Вы называли слова - признаки, описывающие осень. А как в русском языке называются слова - признаки? (Имена прилагательные).
-(Хором уч-ся:) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозна-чает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Проверка по опоре).
-Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? (Украшают речь, определяют признак предмета).
-Что мы будем делать на уроке? (Продолжать наблюдение над словами - признаками, упражняться в подборе слов- признаков.)
-Тема нашего урока?
III.Объяснение нового материала.
Словарная работа.
-Отгадайте загадку:
Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть…(Лимон).
Вывешивается словарное слово на доску. Учитель показывает картинку лимона и плод.
-Запишите слово "лимон", подчеркните непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение.
Работа с учебником.
-Упр.2. Почему так легче запомнить написание слова? (Слово - помощник "кислый", ударная и).
-Упр.3. Значение слова.
Лимон - цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой. Чай с лимоном.
-Для профилактики простудных заболеваний полезно есть лимоны, они содержат витамин C. Также данный витамин находится в зелёном укропе, болгарском перце, шиповнике, чёрной смородине. Очень полезно есть мёд, чай с малиновым вареньем.
-Упр.4. Подбор однокоренных слов (письменно).
Лимон, лимончик, лимонный, лимонад, лимонка, лимонник.
-Выделите корень в данных словах.
Физминутка. (Слова сопровождаются действиями".Раз, два, три, четыре,                   (шаги на месте)
Апельсин дадим мы Ире.              (руки вперёд, ладонями вверх)
Пять, шесть, семь, восемь,           (шаги на месте)
Ананас у Сени спросим.                (руки вперёд, ладонями вверх)
Девять, десять-завернём,             («моталочка» руками)
Его Боре отнесём                        (наклон вперёд, руки тоже вперёд, ладонями вверх)
Вот на грядке-посмотри:           (наклон вперёд, дотронулись руками до пола)
Есть арбузы              (руки вытянуть вперёд и округлить, затем развести в стороны)
Раз, два, три.          (сцепить округлённые руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны)
А на ветке- абрикос.                              (потянуться руками вверх)
Он на солнце так подрос!                 (развести руки в стороны)
Ты за ним тянись, тянись,                (подняться на носочки, потянуться руками вверх)
Но смотри, не оступись!               (быстро присесть)
Работа в рабочей тетради.
- Записать, как можно больше, слов-признаков к слову "лимон" само-стоятельно.
На доске опора: цвет, форма, размер, вкус, запах, температура, материал и т.д.Фронтальная проверка..Фронтальная работа.
1.- А можно, услышав одно слово-признак, например, "жёлтый", сказать о чём идёт речь? (Нет. Прилагательное "прилагается" к существительному).Игра "Угадай предмет по признакам".
-Осторожная, хитрая, хищная, длиннохвостая, рыжая…(Лиса).
-Один уч-ся отворачивается у доски. (Учитель показывает картинку яблока.) Подберите слова-признаки к данному предмету, а ученик угадает, о каком предмете идёт речь. (Апельсин (какой?)…).
2.- Сейчас ребята загадают загадки. Составьте словосочетания - отгадка + слово-признак. Запишите словосочетания. (Учитель сопровождает отгадки показом иллюстраций животных).
Окраской сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (Ворона).
В одежде богатой
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (Крот).
Надели коняшкиМорские тельняшки. (Зебры).
-Оказывается, не бывает двух одинаковых зебр. Это на первый взгляд все зебры кажутся близнецами. Полосатая окраска зебр отвлекает хищников, утомляет их зрение.
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова).
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки. (Гусь).
- Именно благодаря гусю существует такое выражение: "Выйти сухим из воды".
(Дети написали, например, вороватая ворона, слеповатый крот, полосатые зебры, пёстрая корова, важный гусь).
3.Развитие речи.
-Я называю слово-признак, а вы синоним и антоним к этому слову.
-Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению).
-Что такое антонимы? (Это слова с противоположным значением).
Большой - огромный - маленький
Смелый - храбрый, отважный - трусливый
Мудрый - умный, сообразительный - глупый
Скорый - быстрый - медленный
Печальный - грустный - весёлый
-Найдите в предложении антонимы:
Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Что значит эта пословица? Как вы её понимаете? (Доброе слово придаст уверенность, поддержит, окрылит, а злое обидит, оскорбит).
- Синонимы и антонимы можно найти в специальных словарях. (Учитель показывает словари синонимов и антонимов для нач. школы).
4.Индивидуальная работа.
- Перед вами карточки с двумя столбиками слов (6 вариантов).
 
поздняя     листья                   2. тёмные     солнышко
        холодный осень                         свежий погода
           ароматное дождь                        плохая тучи
          разноцветные яблоко                   неяркое ветер
 
капустный настроение         4. пасмурный птицы
           отличное белка                           перелётные гнездо
           сочные пирог                           птичья день
           шустрая груши                          воронье стайка
 
спелые дерево                       6. полезный лиса
красивое овощи                            рыжая осень
           богатый ягода                              осенние чеснок
           сладкая урожай                           золотая краски
 
- Образовать пары слов - словосочетания, соединив стрелками.
5. "Четвёртое лишнее".
-Найти лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее:
цвет
цветок
цветник
цветной (Имя прилаг.)
-Что общего у этих слов? (Корень цвет-).Физминутка.
-Если я называю слово- имя существительное, надо стоять, имя прилагательное - сесть.
6.  -Задайте вопросы к словам и скажите, чем отличаются эти слова? (Кто?-сущ., какие? - прилаг.).
Доску вымыли (……?) дежурные. (…….?) Дежурные дети убрали класс.
-С каким словом во втором предложении связано слово "дежурные"? (Дети).
-Какое слово главное в этом словосочетании? (Дети).
-На следующем уроке мы будем учиться устанавливать и показывать графически связь между именами существительными и прилагательными в словосочетаниях.
IV.Домашнее задание.
V.Итог урока.
-Что сегодня делали на уроке?
-Какие задания вам понравились?
-Какие задания у вас вызвали затруднения?
Стихотворение Е. Руженцевой "Сказка про краски":
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным - презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
Желаю вам: "Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным!". И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова - признаки.