ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ, 2 КЛАСС «СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»


ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ, 2 КЛАСС
«СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Кононова Н. П., учитель начальных классов;
Дегтярёва Н. Н., учитель изобразительного искусства;
Бразгина О.В., педагог-психолог;
Чижков И.Л., учитель физической культуры,
г. Усть-Илимск, МБОУ «Городская гимназия № 1»
Цели: развитие умения учащихся подбирать слова-названия признаков, конструировать предложения из слов с опорой на вопросы; развитие мышления и речи учащихся в логике поставленных вопросов, обогащение словарного запаса учащихся на основе работы со словами-названиями признаков; привитие самостоятельности при получении знаний; формирование умения вести учебное сотрудничество при работе в группе.
Ход занятия
Деятельность учителя начальных классов Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент
- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- С хорошим настроением начинаем наше занятие.
2. Постановка цели и учебных задач.
Слайд 1.
- Прочитайте тему «Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?».
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
- Повторим, на какие вопросы отвечают слова-названия предметов и слова-названия признаков. (Таблицы на доске)
- Составим план учебных действий.
- Что мы сейчас делали? Ответы: замечательное, хорошее, весёлое, грустное …
Ответ: слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? (Слова-названия признаков)
Ответ: Сегодня узнаем, насколько хорошо овладели умениями в работе со словами-названиями предметов и признаков
Ответ: слова-названия предметов отвечают на вопросы: кто? что? Слова-названия признаков отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
План (примерный)
1. Учиться подбирать к словам-предметам слова-признаки.
2. Учиться подбирать слова по вопросам.
Ответ: планировали свою деятельность Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться в учебнике.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Деятельность учителя изобразительного искусства Деятельность учащихся - Отгадайте загадку:
Только дождик удалился,
В небе мостик появился,
Яркой выгнулся дугой,
Будто пояс расписной.
- Что это?
Слайд 2
- Все, конечно, видели радугу и знают, что у радуги есть цвета. А помните, какой цвет за каким следует? Первая буква слов во фразе указывает на цвет луча в радуге.
Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5.
Работа по карточке № 1
- Запишите все цвета радуги по порядку.
Слайд 6.
- Внимание на экран – самопроверка.
- Подчеркните опасные места в словах.
- Что обозначают эти слова?
- А теперь, используя эти цвета, нарисуйте радугу.
Выставка детских работ.
- Выставка получилась какая?
- Что мы сейчас делали? Ответы: радуга
Ответ: есть хорошая подсказка: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Ответ: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
Самопроверка
Ответ: цвет (какой?) красный, цвет (какой?) оранжевый, цвет (какой?) жёлтый, цвет (какой?) зелёный, цвет (какой?) голубой, цвет (какой?) синий, цвет (какой?) фиолетовый.
Подчёркивают опасные места в словах
Ответ: слова-признаки
Рисуют радугу
Делают выставку
Ответ: красивая, яркая, привлекательная …
Ответ: оценивали свою деятельность Деятельность учителя начальных классов Деятельность учащихся - С какими словами вы сейчас работали?
Слайд 7.
- Прочитайте отрывок из стихотворения С. Я. Маршака.
Эта страница зелёного цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт, стрекоза.
Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
- Какие слова выделены?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Прочитайте отрывок из стихотворения без выделенных слов.
- Какой текст ярче, красивее? Почему?
- Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод. Сравните свой вывод с выводом на слайде 8.
Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? употребляются со словами-названиями предметов, «раскрашивают» текст, помогают представить картину, нарисованную словами.
- Выполним творческое задание по карточкам № 2
- Прочитайте текст.
1 группа
__________ земля промёрзла, а ___________ зима всё ещё не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошёл первый снег. ________ _________ снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось больше, и наконец снег повалил ________ хлопьями.
мохнатые крупные
голая большими
долгожданная
2 группа
Плохо ________ осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь _______ деревья далеко видна _______ ________ шубка.
Но вот _______ снегом накрылись деревья, побелели ________ полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их ________ шубку.
зимнюю голые белая
заячья пушистым
поздней лесные
3 группа
_________ и __________ пришла на землю зима. Утонул в _________ снегу лес. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Но не боятся _________ звери зимы. От _________ __________ стужи их спасает _______ ________ шерсть.
белая сочной зимней
мягких лесные пушистая
холодная лютой тёплая
- Понравился текст? Почему?
- Как сделать текст красивым?
Проверка и выставка работ
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали?
- Что общего у этих текстов? Ответ: со словами-признаками, обозначающими цвет
Читают отрывок из стихотворения
Ответы: слова-названия признаков
Ответы: признаки предметов
Ответ: какой? какая? какое? какие?
Читают отрывок из стихотворения
Ответ: первый, яркий, красочный
Ответ: вывод
Работа в группах
Читают текст
Читают текст
Читают текст
Ответ: нет
Ответ: вставить слова-признаки в текст, «раскрасьте» его.
Приклеивают в текст слова-признаки, которые напечатаны на полосках бумаги
Каждая группа выходит к доске показывает работу и читает свой красивый текст
Ответ: составляли красивый текст, учились работать в группе
Ответ: умение работать с информацией
Ответ: в них говорится о зиме Деятельность учителя физкультуры Деятельность учащихся Формируемые УУД
Давайте поиграем в игру «День и ночь», но не по обычным правилам, а с заданиями.
По команде «день» я поднимаю волейбольный мяч вверх, все выполняют перемещения по классу. По команде «ночь» я убираю мяч вниз, все принимают удобную стойку для ловли мяча.
Я выполняю передачи мяча и задаю вопросы по 4 временам года (зима, весна, лето, осень).
Вопросы: Зима какая? (два раза проходит игра по временам года).
Продолжение игры с усложнением.
Вопросы: Слова противоположные по смыслу (антонимы)
Близкий-дальний; лёгкий-трудный;
новый-старый; сухой-мокрый; тонкий-толстый; чистый-грязный; хороший-плохой; сильный-слабый; большой-маленький; полезный-вредный.
Все эти умения и навыки вы можете применять и в повседневной жизни, играя с друзьями на улице и дома. Дети слушают правила игры.
Перемещаются по классу, принимают удобную стойку для ловли мяча.
Ловля мяча.
Знакомство с новой темой по русскому языку - антонимы. Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Деятельность педагога-психолога Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент.
- Ребята, закончим мы динамическую паузу упражнением:
Раз-цветочек, два цветочек — ёжики, ёжики
Наковали, наковали ножницы, ножницы,
Побежали, побежали, зайчики, зайчики,
Тихо сели девочки, дружно сели мальчики.
- Ребята, сегодня вы научились новой игре, в которую можно играть с друзьями. Как хорошо, когда есть друзья, с которыми можно поиграть в игры, посекретничать и просто помолчать.
На занятии вы рисовали радугу, раскрашивали словами тексты, а сейчас мы с вами нарисуем словесный портрет друга.
- Задание: Выберите в каждой группе по одному человеку, по секрету от других групп, и дайте ему характеристику, отвечая на вопрос: «Какой друг?» Используйте подсказку на экране. Сначала опишите внешность, потом характер, постарайтесь найти черты, которые свойственны только вашему другу.
- Звучит песня о друзьях.
- Сейчас каждая группа выходит и зачитывает словесный портрет друга, остальные учащиеся угадывают, кого описали. Учащиеся под слова стишка делают физические упражнения.
Звучит песня о дружбе.
Учащиеся слушают инструкцию и планируют свою деятельность.
Работа в группе
Презентация результатов работы группы. Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Какой твой друг?
Внешность: светлоглазый, темноглазый, худой, тонкий, упитанный, крепкий, высокий, невысокий.
Характер: аккуратный, заботливый, активный, застенчивый, вдумчивый, искренний, медлительный, добрый, жизнерадостный, надежный, мечтательный, отзывчивый.
Рефлексия
На доске плакат:
Занятие (какое?):
познавательное
увлекательное
занимательное
скучное
интересное
- Ребята, какое занятие у нас получилось? Каждый подойдите к доске и отметьте «сигналом-магнитом».
- Что у вас получилось лучше всего?
- В чём испытывали затруднения?
- Ребята, спасибо за работу! Вы, молодцы!