Открытый урок по русскому языку на тему: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (2 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 г. Йошкар-Ола»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р,Н., Бунеева О,В,, Пронина О,В.
Класс:2
Тип урока: ОЗН Урок разработан в технологии системно- деятельностного метода
Учитель: Шамсутдинова О. И., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №24», первая квалификационная категория
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Цель урока: учить распознавать и осознанно употреблять имена прилагательные в речи, формировать умение ставить вопросы к именам прилагательным.
Задачи урока:
1)познакомить с именем прилагательными как частью речи, наблюдать за значением имен, учить находить признаки имен существительных, классифицировать имена прилагательные.
2)развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.
3)воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.
В процессе обучения русскому языку формирую следующие УУД:
1) личностные УУД:
Осознание значимости в речи имён прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности: формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
2) познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи ; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
3) регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
4) коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Ход урока
I. Оргмомент.
Внимание, проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1.Минутка чистописания.
Прописать строчные и заглавные буквы з ,с, З,С.
Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.
Наши шаги при открытии новых знаний: понять «Что я не знаю?», «Сам найду способ?»
2.План
1.Повторение.
2.Пробное действие.
3. Что мы знаем.
4. Найти способ справиться с затруднением.
5. Потренируемся.
6.Оценим работу.
3.Словарная работа.
Язык, человек, погода, ребята, хорошая, артист, собака, мороз.
- Что общего в записи этих слов?
Подчеркните слова, которые называют одушевлённые предметы красным карандашом.
Слова, которые называют неодушевлённые предметы зелёным карандашом.
На какие вопросы отвечают слова, которые подчеркнули красным карандашом?
На какие вопросы отвечают слова, которые подчеркнули зелёным карандашом?
Определите, часть речи .
Все ли слова подчеркнули?
У всех ли слов смогли определить часть речи?
Где возникло затруднение? В слове хорошая.
Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение?
III.Выявление места и причины затруднения.
Какое задание должны были выполнить? Почему не получилось?
Задайте вопрос к этому слову. (Какая?) - Какая же часть речи отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?
Какой шаг учебной деятельности мы выяснили? Мы выяснили, что мы не знаем.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
Определите тему урока.
-Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
-Какую цель поставим на уроке?
Выяснить:
Научиться:
Что мы можем использовать для открытия знаний? (учебник, эталон с предыдущих уроков, справочник)
Мы ответим на вопросы:
1.На какие вопросы отвечает?
2.Что обозначает?
3.Какая часть речи?
V.Реализация построенного проекта.
Работа с деформированным предложением.
Слайд: ветер, с, листья, деревьев , срывает.
-Правильно составить предложение.
Слайд: Ветер срывает листья с деревьев.
-О каком времени года говорится в предложении???
Слайд: загадка
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Слайд: (картинка осень)
Какую картину вы представили при составлении предложения?
Слайд: (багряные, холодный, высокие)
-Прочитайте слова.
На какие вопросы они отвечают?
Какая? какой? какое? какие?
Используя слова: багряные, холодный, высокие, распространите предложение. Окончание слов можно менять.
(Холодный ветер срывает багряные листья с высоких деревьев).
Запишите предложение. Проверьте.
Слайд: (Холодный ветер срывает багряные листья с высоких деревьев.)
Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
С какой частью речи связаны эти слова? С именем существительным.
Что они обозначают? ( признак предмета).
Для чего нужны в речи такие слова?
Слова, называющие признаки предметов «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, раскрашивают предметы, прилагаются к предмету.
-Как называется эта часть речи? (имя прилагательное).
Назовите сочетания им. существительное + им прилагательное.
_Молодцы!
VI. Физминутка.
VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Слайд (Стихотворение)
1.Послушайте стихотворение, найдите им. прилагательные.
Ю. Каспарова
«Осенние листья»
Листочки танцуют, листочки кружатся.
И ярким пятном мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад-
Я тоже устроить могу листопад.
2.Работа над стихотворением.
- С какими им. существительными они связаны?
3.Выпишите имена прилагательные с вопросом.
Проверка: (каким?) ярким, (какие?) зелёные? (какие?) красные, ((какие?) золотые, (какие?) кленовые, (какие?) дубовые, (какие?) пурпурные, (какие?) алые, (какие?) бордовые.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
Молодцы!
Послушайте как будет звучать это стихотворение без имени прилагательного.
Понравилось стихотворение?
Почему? Текст потерял привлекательность. Стал серым, скучным.
-Молодцы!
VIII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1.Дифференцированная работа.
- Сейчас мы будем работать по группам.
1 группа. – У вас на партах карточки красного цвета.
-Выпишите только слова отвечающее на вопрос ( какая?) и дополните двумя своими словами с этим вопросом.
2 группа - откройте учебник на стр. 43, упражнение 64.
-Выпишите из упражнения слова признаки, отвечающие на вопрос какой?
3 группа – У вас на партах карточки зелёного цвета.
– Выпишите слова признаки, отвечающие на вопрос ( какое?) и дополните двумя своими словами с этим вопросом.
5. Проверка самостоятельной работы.
IX. Физминутка.
X. Включение в систему знаний и повторение.
1. Игра «Отгадай предмет»
- Я загадала предмет, но не называю его, а вы должны по признакам отгадать его.
Слайд: аккуратная, воспитанная, красивая… (ученица)
Слайд: жёлтый, кислый, овальный… (лимон)
Слайд: яркое, тёплое, огненное,…(солнце)
2.Записать сочетания с вопрсами.
(какая?) Аккуратная, воспитанная, красивая ( кто?) девочка.
(какой?) Жёлтый, кислый, овальный (что?) лимон.
(какое?) Яркое, жёлтое, тёплое (что?) солнце.
3. Составить предложения с этими сочетаниями. (устно).
XI.Домашнее задание.
Упражнение 65, страница43.
XII. Итог урока.
Что узнали об имени прилагательном?
Очень хорошо работали на уроке. Молодцы!
(отметки ученикам по ходу проверки заданий)
XII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая была тема урока?
Продолжите мои предложение:
-Я понял, что…