Урок по русскому языку для 2 класса «Слова- признаки, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?


УМК «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.
Класс:2
Тип урока: Урок разработан в технологии деятельностного метода
( использование Сингапурских структур обучения).
Учитель: Газизова Д.М. учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Буинска РТ , высшая квалификационная категория

Тема урока: Слова- признаки, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Цель и задачи:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД- развиваем умение слушать и понимать других,
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачам; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - воспитывать любовь и уважение к своей маме, ко всем людям, любовь к языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, компьютер, экран, 6 шт. клея, 6 менеджмента, 6 красных, зеленых, черных , синих ручек, 24 сердечка, фартук, 4 кораблика.


Ход урока:
Орг. момент.
- Добрый день, ребята, дорогие гости. Поздоровайтесь с партнером по плечу, по лицу. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Настроимся с вами на позитивную волну.

Постановка темы и цели урока.

а) Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску, что я сейчас изображаю? ( Волнистую линию) Подумайте, как связана волна со словами- признаками.
- Изобразите такую линию в своих тетрадях.


б) Постановка проблемы урока.
- Пока вы изображали волнистую линию в своих тетрадях, наша волна пригнала кораблики. Посчитаем их. Почему их 4?
( Слова- признаки имеют 4 основных вопроса).
Вспомним эти вопросы. ( Проговариваем и прикрепляем кораблики. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Продолжим работу над темой «Слова- признаки», будем упражняться в их подборе)

в) Словарная работа.
- Запишите в тетрадях слова в два столбика
Кто? Что?
Артист, морковь, огурец, ребята, мальчик, капуста, девочка.

- Назовите каждую группу предметов общим словом. (Люди, овощи)
- РЕЛЛИ РОБИН
- Послушайте задание: подберите по 2 слова-признака к 1 столбику словарных слов. Работаем в паре с партнером по плечу. Начинают 1 и 3 номера. Время 1 мин.
( Учитель слушает работу в парах).
- А теперь послушаем какие словосочетания вы получили. ( Спросить 2-3 пары к словам мальчик, девочка)


Работа по теме урока.
а) Угадывание слова, с которым будем работать на уроке.

- А перед тем, как приступить к работе, отгадайте, что это за слово, обозначающее одушевленный предмет, которое каждый из вас произносит в день сотни раз, но обращается этим словом только к одному, самому близкому человеку? (Мама.)
- А кто из вас помнит, какой праздник отмечается в конце ноября? (День матери.)
- А этой традиции уже 14 лет.
Как видите, мне не случайно захотелось поближе посмотреть на это слово вместе с вами. Мы сегодня еще раз увидим и убедимся, какое оно красивое и важное.

б) Разыгрывание сценки. (Катя, Алеша И.)
- Утром я шла в школу и встретила Алешу. Посмотрите на его выражение лица, подберем его признаки (лицо какое? хмурое, сердитое, недовольное).
-А знаете, чем он недоволен? Оказывается, утром он поссорился с мамой и считает, что он прав. Посмотрите, как это произошло, и оцените ситуацию.

Сценка « Мама и Алеша».
Мама: Алешенька, сегодня 12 ноября, наступил последний осенний месяц. На улице похолодало, а ты все еще ходишь в легкой курточке и без шапки. Оденься, пожалуйста, потеплее.
Алеша: Вот еще! Мне совсем даже не холодно. Не буду я одеваться!
Мама: Но ведь ты можешь заболеть, а я очень переживаю, когда ты болеешь.
Алеша: Вон все взрослые ребята так ходят, и ничего. А я что, хуже их что ли? Отстань, мама! Я тоже уже большой! Сам буду решать, как мне ходить!
Мама: Эх, сыночек мой, какой же ты у меня еще маленький и несмышленый. Наверное, только время нас рассудит.

Хорошо поступил Вова? Наша задача убедить его, что он не прав.
-Итак, начинаем.

в) Работа в группах. Составление пословиц о маме.
РАУНД ТЭЙБЛ
- О маме написано немало пословиц и поговорок. Сейчас каждая из групп должна собрать пословицу, приклеить по очереди на лист бумаги. А заодно посмотрите, есть ли в вашей пословице слова- признаки. (
·Время- 1 мин. Начинают первые номера)

Проверка пословиц. Читают вторые номера и объясняют смысл пословицы.

ПРИ СОЛНЫШКЕ СВЕТЛО – ПРИ МАТЕРИ ДОБРО.
У РЕБЕНКА ЗАБОЛИТ ПАЛЬЧИК, А У МАМЫ - СЕРДЦЕ.
НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА.
МАТЬ КОРМИТ ДЕТЕЙ, КАК ЗЕМЛЯ ЛЮДЕЙ.
ДЛЯ МАТЕРИ РЕБЁНОК ДО СТА ЛЕТ ДЕТЁНОК.
ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЁ ДИТЯ МИЛО.

- Давайте найдем пословицу, в которой есть слово-признак и запишем ее в тетрадь.
Запись пословицы с орфографической подготовкой. (Выделение опасных мест).

г) Ф.М. МИКС ПЭА ШЭА (под музыку «Песня Мамонтенка»)
Звучит музыка. Дети танцуют. Музыка останавливается.
- Найдите себе пару. Поздоровались, улыбнулись.
- РЕЛЛИ РОБИН. Ответьте на вопрос: «Какая она - ваша мама?» используйте для ответа слова-признаки. Подумайте.
- Сейчас вы обсуждаете ответ в парах, отвечаете по очереди. Начинает тот, кто выше. ( Время 30 сек)
- Проверим ответы (1-2 пары)
- Поблагодарите своего партнера.
- Звучит музыка. Дети танцуют. Музыка останавливается.
- Найдите себе пару. Поздоровайтесь, улыбнитесь.
- А теперь расскажите своему партнеру о своей маме. Опишите свою маму, используя слова-признаки. Подумайте.
ТАЙМД- ПЭА-ШЭА
- Обсуждаете ответы в парах, отвечаете по очереди. Начинает тот, кто ниже. (Время каждому по 30 сек).
- Послушаем ваши предложения.(1-2 пары)

д) А теперь отгадаем загадки.
1. Я капелька лета Кто любит меня,
На тоненькой ножке. Тот и рад поклониться.
Плетут для меня А имя дала мне
Кузовки и лукошки. Родная землица.
(Земляника.)
2. Круглое, румяное, На тарелку положу,
С дерева достану я «Кушай, мамочка,»- скажу.
( Яблоко.)
3. Красненькая матрешка- беленькое сердечко.
( Малина.)
Запись слов в тетрадях в столбик.
ЗЕМЛЯНИКА
ЯБЛОКО
МАЛИНА

- Можно ли к этим словам подобрать однокоренные слова- признаки? Давайте устно подберем, произнося фразу: «Моя мама»
варит ЗЕМЛЯНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
готовит МАЛИНОВЫЙ КОМПОТ
печет ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ

- А сколько еще вкусного готовят наши мамы?

е) Работа по учебнику.
Упр. 69 с.54.
РАУНД ТЭЙБЛ (Читает 1 ученик по учебнику)
- Назови предметы, которые ты видишь в классе. Какие слова- названия признаков к ним можно подобрать? Вопросы подбираем устно.
Записать на одном листочке по очереди слово-предмет и его признак.
Начинают 3 номера. (Время 1 мин) (Пишут каждый разной пастой)
- Проверим. Читают 4 номера.

Итог урока. Оценивание.
ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ
Посмотрели на своего партнера по лицу. Запомнили.
- Партнеры В образовали внешний круг. Партнеры А найдите своего партнера по лицу, встаньте перед ним.
- Послушайте вопрос: Какие новые слова я сегодня узнал, чтобы описать маму? Подумайте (3-5 сек)
РЕЛЛИ РОБИН. А теперь поделитесь со своим партнером, работаете по очереди. Начинает внешний круг.( 30 сек).
Послушаем 2 учеников. Поблагодарите своего партнера.
- А теперь подумайте и ответьте : Сколько основных вопросов у слов- признаков?
( Дети хором- 4)
- Повернулись все налево. Дотроньтесь правым плечом партнера. Теперь громко отсчитываем 4 шага и хором произносим вопросы слов-признаков ( Дети шагают по кругу и говорят вопросы: Какой, какая, какое, какие)
- Поздоровайтесь с новым партнером. Улыбнитесь.
-А теперь следующий вопрос: Используя новые слова, составьте предложения о своей маме. Подумайте.
- ТАЙМД- ПЭА-ШЭА
- Начинает внутренний круг. (Время 30 сек)
- А теперь начинается время внешнего круга.
- Послушаем 1-2 учеников.
5. Домашнее задание:
- У вас на партах лежат маленькие сердечки. Я думаю, что и у вас тоже любящие сердца. Напишите на них самые добрые слова о маме. А в день матери подарите их своим мамам. И нет лучшей награды для мамы- признание в любви ее ребенка.

- Дорогие ребята, уважаемые гости! Я желаю вам: « Пусть вокруг вас будет удивительным и разным. Чтобы вы сами и окружающие вас употребляли только добрые, красивые и приятные слова- признаки». Ребята, спасибо вам за работу на уроке.




15