Урок по русскому языку 2 класс. Тема Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?


Стаскевич Ирина Владимировна
учитель начальных классов
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
II КЛАСС
ТЕМА «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»
ЦЕЛЬ: планируется, что к концу учебного занятия учащиеся будут:
знать на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов;
уметь находить данные слова среди групп других слов и в предложениях.
ЗАДАЧИ:
- создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений выделять слова-признаки;
- содействовать формированию умения правильно определять признак предмета, навыка правильной постановки вопросов к ним;
- способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию навыка связной устной речи, внимания, логического мышления;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к людям разных профессий, бережного отношения к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык» (Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С, «Национальный институт образования», 2011); карточки с заданиями задания для групповой работы, веера букв; опоры; мультимедийная презентация.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационно-психологический момент
- Прозвенел звонок. Начался урок.
- И девиз нашего урока: «Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!»
- Если вы будете следовать словам девиза, тогда у вас обязательно всё получится.
2. Чистописание
- А начнём мы наш урок с минутки чистописания.
- Для определения буквы, написание которой мы с вами повторим, назовите одним словом: природное сообщество со множеством деревьев, растущих на большом пространстве. (Лес)
- Выделите первый звук данного слова и дайте ему характеристику. (Звук [л‘] согласный, мягкий, звонкий.)
- Какой буквой на письме обозначается мягкий согласный звук [л‘]? (Буквой л)
л ле ллллес лесной лесок лесник
- Назовите данные слова одним словом.
- Выделите общую часть – корень.
- Поставьте ударение.
- Назовите безударную гласную.
- Можем ли проверить безударную гласную е? Каким словом? Почему?
3. Орфографическая разминка с использованием вееров букв
л … са в … лчатас … ва зм … я
- Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены в словах.
- Назовите их одним словом. (Животные)
- Где можно встретить этих животных? (В лесу)
4387850260350004. Повторение правил поведения в лесу
- А знаете ли вы, ребята, какие правила надо соблюдать, находясь в лесу?
- А кто следит за тем, чтобы люди соблюдали эти правила?
-92710298450005. Введение слова «лесничий». Знакомство с профессией
- Лесничий – это работник лесного хозяйства (лесной сторож). Он защищает лес и его обитателей от браконьеров, незаконной вырубки, пожаров. За каждым лесничим закреплён участок леса – лесной обход, за который он 428688531305500отвечает.
Лесничий не только борется с нарушителями, он занимается посадкой леса, сбором семян и плодов, определяет места в лесу для пастбища и сенокоса.
Но лесу вредит не только человек. Когда на своём участке лесничий замечает насекомых – вредителей или поражающие деревья болезни, он участвует в лечении деревьев или санитарной вырубке.
Профессию лесничего можно получить, окончив лесохозяйственный техникум или колледж. Для этого вам нужны хорошие знания, хорошая физическая подготовка и умение планировать своё время.
6. Актуализация знаний. Введение в тему
- А теперь давайте вернёмся к нашим лесным жителям и с помощью слов – подсказок охарактеризуем их. Полученные словосочетания запишем в тетрадь.
лиса глазастая
сова опасная
волчата хитраязмея голодные
(Лиса (какая?) хитрая, сова (какая?) глазастая, волчата (какие?) голодные, змея (какая?) опасная)- Назовите вопросы, с помощью которых вы смогли правильно составить словосочетания.
- Какие ещё вопросы нам в этом могут помочь? (По ходу ответов детей, записанное предложение дополняется словами-вопросами)
- А теперь посмотрите на доску и назовите тему нашего урока: «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»
- Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признаки предметов)
7. Изучение нового материала
7.1 Создание проблемной ситуации. Работа с загадкой
- Отгадав загадку, давайте узнаем, признаки какого предмета мы с вами будем находить в тексте упр. 40
- Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
- Как вы думаете: почему оленям легко передвигаться по глубокому снегу, топким болотам? (Благодаря широким копытам олени и в сугроьы не проваливаются, и в топких болотах не вязнут)
7.2 Составление рассказа об оленях с опорой на текст (упр.40, стр. 27)
- Что ещё мы с вами можем рассказать об оленях? Прочитайте текст упр. 40. Расскажите.
7.3 Нахождение слов – признаков в тексте
- Молодцы. А теперь ваша задача: выписать в тетрадь только те предложения, в которых есть слова – признаки. (После фронтальной проверки выполнения задания, учащиеся оценивают сою работу)
- Оцените выполнение задания с помощью линеечки самооценки по критерию «Правильность».
7.4 Знакомство с сравнительными признаками предметов. Работа в парах
- Итак, мы знаем, что в русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Мы знаем, что эти слова обозначают признаки предметов.
- А вот какие признаки предмета могут называть эти слова, мы узнаем, когда выполним задание на карточке.
- Прочитайте. Дополните предложения словами, противоположными по значению. Что обозначают эти слова?
Мёд …, а лимон … . Дерево …, а куст … . Облака …, а тучи … . Мел …, а уголь … . Слон …, а мышка … . Мяч …, а стол … .
Слова для справок: высокий – низкий, лёгкие - тяжёлые, большой – маленький, сладкий – кислый, круглый – квадратный, белый – чёрный.- Назовите признаки, по которым вы смогли сравнить предметы. (Вкус, высота, масса (вес), цвет, размер, форма)
7.5 Создание проблемной ситуации. Работа по учебнику (упр. 41, стр. 28)
- Ребята, как вы думаете: можем ли мы по признаку определить предмет?
- Получить ответ на этот вопрос нам поможет упр. 41
- Какие признаки репки были названы? (Круглая, гладкая, смуглая, сладкая)
- По каким признакам автор описывает репку? (Форме, качеству, цвету, вкусу)
7.6 Введение слова «овощевод». Знакомство с профессией
- Как одним словом называют предметы, растущие на грядке (огороде)? (Овощи)
337185052324000- С помощью загадки узнайте профессию человека, который выращивает овощи.
Кабачки и баклажаны,
огурцы и помидоры,
собирают утром рано,
нам нужны так эти сборы.
Той продукцией весь год
кормит нас … (Овощевод)
-1079587693500Овощевод – человек, который разводит, выращивает разнообразные овощные культуры, в которых содержится значительное количество веществ, необходимых человеку. Таким образом, овощеводы помогают людям поддерживать и сохранять своё здоровье.
Чтобы вырастить овощи необходимо рыхлить землю, пропалывать посадки, подготавливть семена овощных культур к посеву, собирать урожай, готовить овощи к хранению.
Профессию овощевода можно получить, окончив сельскохозяйственный колледж или аграрный университет. Профессия овощевода предполагает не только хорошие знания, но и любовь к природе, наблюдательность, физическую выносливость, спокойный характер.
8. Подведение итогов. Рефлексия «Заверши фразу»
– Вот и подошел к концу наш урок. С помощью игры «Заверши фразу», подведём итог нашей работы.
Сегодня на уроке я:
узнал(а) ….
запомнил(а) ….
научился(лась) …
9. Тест по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?». Самооценка
- А с помошью теста проверим ваши знания по теме занятия. Отметьте правильный ответ.
1.На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов?
а) кто? что? б) какой? какая? какое? какие?
2.Какие из этих слов слова – признаки?
а) дым б) серый в) новый г) позвать
3.В каком предложении есть слова – признаки?
а) К утру на поля опустился туман.
б) На деревьях появились первые листочки.
- Сверьте ответы с образцом на доске (1 –б; 2 – б, в; 3 – б). Оцените свою работу.