Конспект выступления на тему Возможности развивающей среды в формировании ключевых компетенций младших школьников


Возможности развивающей среды в формировании ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения
Автор: Ахметзянова Ф.Ш.
Не мыслям учить, а учить мыслить. Э. Кант
«Научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить вместе,
научиться жить»
(Жак Делор).
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования»

( Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года)
I. Введение в тему 
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования.
Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой,
интеллектуальной, способной самостоятельно принимать решения. И создать такую личность можно использовав систему развивающего обучения. Здесь речь идет не столько о повышении его развивающей эффективности, сколько о его направленности на решение задачи развития учащихся. Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая и исследовательская. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик является субъектом процесса обучения, активно включается в познавательную деятельность.   Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети - роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель - дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
II. Понятия «компетенция» и «компетентность»
Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».
        Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.
Компетентность - это способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. При этом следует обратить внимание, что компетентность - интегративная характеристика. Два человека могут одинаково успешно решить какую-либо проблему, но использовать при этом совершенно разные средства и способы действий. Одно умение может компенсировать другое. С другой стороны, одни и те же умения и способности не гарантируют одинаково успешный результат. В качестве иллюстрации можно привести сюжет с двумя россиянами, которые договариваются с иностранцем. Один знает 50 слов, а второй 2000, но первого почему-то понимают, а второго - нет! Ясно, что в такой ситуации важен не только и не столько лексический запас, сколько некая интегративная характеристика - компетентность, включающая, помимо собственно словарного запаса, и коммуникативную составляющую, и актерские, и суггестивные способности и т.д.  
    
   Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.
         Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
         Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так:
         искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
         думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
         сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
         приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
III. Группы ключевых компетенций
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня компетенций:      
ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;  
    
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;  
   
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Перечень ключевых компетенций, который приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
Учебно-познавательные компетенции:• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;• овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции:• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:    
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);    
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;    
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;    
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;    
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;    
 иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;    
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
   IV.   Современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим мною используется УМК «Школа 2100» , в котором определены цели образования, соответствующие требованиям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, и который позволяет применять компетентностный подход. Эта программа ориентирует на формирование у младших школьников ключевых компетенций. Формированию ключевых компетенций младших школьников могут способствовать активные формы и методы обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом и включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
1.Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги. Очень часто в новом УМК проблему ставят перед детьми герои интриги и вместе с ними находят её решение.
Прием 1. Дается задание: записать слова: грустный, капустный, звездный и т.д. и проверить их по словарю.Далее учитель спрашивает: «Вы сначала как написали? (побуждение к осознанию) А как надо записать? (предъявление факта)». А далее идет побуждение к проблеме: «Что же это за звук, если не слышится, не произносится? Значит, какая сегодня тема урока?» А тема урока «Непроизносимые согласные в корне слова».
Прием 2. Учащимся дается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (2+2+2=6, 3+3+3+3=12, 4+4+4+4+4+4=24) и среди них такое: На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 356 рубашек?) Если кто-то и начинает писать 9 + 9 + 9 +… вскоре останавливаются.Далее учитель спрашивает: Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (Дети формулируют вопрос для исследования «Будем придумывать короткий способ записи.», а тема урока «Умножение».
2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Вот некоторые проекты, которые могут быть реализованы  в классе: «Толковый словарь», «Календарь года», «Календарь месяца», "Цветник". Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументированно и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.Часто на уроках я использую работу в парах, это и предполагает новый УМК, где значками в учебнике показана эта работа. Дети читая пиктограмму сразу включаются в парную работу. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.Ценность интерактивных методик, на мой взгляд, состоит в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни, поскольку включают в процесс обучения не только сознание ученика, но и его чувства, волю (действие, практику), то есть «целостного человека».
4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. В своей работе я применяю различные виды игр, например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечное предложение», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность - «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадай-ка», «Аукцион», «Возьми гору», «Математическое домино» и т.д. Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как «Урок-игра», «Урок-викторина», «Урок-сказка», «Урок-путешествие», «Деловая игра».Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по алгоритму: - создание положительного  эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока (поделись улыбкою своей, музыка в подарок, моменты радости);- нахождение в учебнике темы урока и организация учебной деятельности в ходе урока;- использование проблемных творческих заданий (ситуация неожиданности, выбора, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения). - стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём;- обсуждение с детьми  в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по – другому;- домашнее задание необходимо дифференцировать содержанием и объемом заданий, давать рекомендации по выполнению домашнего упражнения.

V.Формирование ключевых компетенций у младших школьников в учебном процессе.
Приведём примеры формирования ключевых компетенций в учебном процессе.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Органы чувств человека».
Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат - разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение»:• книгу надо держать на расстоянии 30 см от глаз;• телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана; • заниматься у компьютера нужно не более 30 минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем в классе на уроках;• нельзя читать лежа;• есть больше ягод черники и морковь.        В итоге формировались такие компетенции, как коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные – надеемся, зная, что органы чувств человека нужно беречь, ученики поведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища.
Урок по курсу окружающего мира А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, Н.В. Иванова
образовательная система «Школа 2100».Тема: «Лес – это интересно».
Главная цель курса Окружающий мир – знакомство обучающихся с элементарной целостной картиной мира, формирование познавательной компетентности. И чтобы решить поставленные задачи, необходимо научить детей пользоваться знаниями, использовать свой жизненный опыт для постижения мира и упорядочить его. Применяются следующие методы и приёмы работы - работа в группах, практическая работа с элементами исследования, тестирование знаний детей - реализация учебно-познавательной компетенции, заполнение листа самооценки.
При формировании познавательной компетенции обучающиеся работают с информацией, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки.
При организации деятельности обучающиеся учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.  
Лист самооценки _______________________________________________
 
Работа на уроке Оценка ученика Оценка учителя
1. В группе помог правильно определить природную зону    
2. отвечал на вопросы Лесовичка    
3.Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания    
4. Внимательно слушал учителя, одноклассников    
5. Активно работал на уроке    

Урок литературного чтения.2 класс.
Тема урока:   «Никогда не сдавайся!» по произведению Л. Пантелеева
«Две лягушки».
На уроке формируется коммуникативная компентенция. Словарная работа, проводимая на уроке, призвана формировать языковую компетенцию для развития кругозора и словарного запаса обучающихся.       
         Используется моделирование (модель – описание) при составлении кластера, описания характера лягушки. Для выявления компетентности учеников по этой теме, работа в парах. Ребята дают советы друг другу, как нужно вести себя в трудной ситуации. Выясняем, какой совет наиболее удачный. (Происходит развитие конкретного опыта поведения в трудной ситуации). способствовать развитию чувства взаимоподдержки и взаимопомощи, умениям общаться и сотрудничать.Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения    
   
Урок математики в 4 классе. Виды треугольников. Закрепление.
Главный акцент на уроке делается на формировании ключевых компетенций, т.к. они относятся к реальным и социально значимым объектам действительности и часто используются в практических ситуациях, характерных для повседневной жизни.  Формирование коммуникативной компетенции происходит на всех этапах урока.
            На этапе устного счёта происходит формирование умения владеть устной математической речью; на этапе повторения изученного материала – восприятие математической информации, умение выделять главное в предложенной информации, развитие математического мышления и математической аргументации, владение логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, владение устной математической речью. На этапе сообщения нового по теме проводится актуализация жизненного опыта, развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, математического мышления и математической аргументации. На этапе работы над вычислительными навыками формируется владение устной математической речью и логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам. Постановка и решение математической проблемы происходит на этапе решения задачи на нахождение площади прямоугольника. При решении задачи (нахождение количества и стоимости стекла) обучающимся необходимо установить связи и интеграцию материала из разных математических тем. На этапе групповой работы (разбиение многоугольника на треугольники) дети не только учатся владеть логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, но и используют для решения этой задачи математические инструменты. 
Пример использования формы «Игра». На уроке обучения грамоте умело заинтересовала детей путешествием в сказку с Пятачком и осликом Иа, которые помогали малышам овладевать грамотой. Ученики с удовольствием работали в парах, проговаривали пословицы и скороговорки, распознавали слова с пропущенными буквами, выполняли логические задачи, побывали на празднике Ивана – Купала. Изучали обряды родного края.
Урок чтения: Метод – диалог. Урок начался с саморефлексии, во время какой дети высказывали свои ожидания от урока. Во время совершенствования навыков чтения учитель использовала игру-переплутанку, разговорную минутку. Интересным и содержательным был судебный процесс над нарушителями законов природы. Во время урока совершенствовалась техника чтения прозаических произведений, насыщенных диалогами; производились привычки четкого и выразительного произношения; дети учили голосом, интонацией передавать расположение духа деловых лиц. Воспитывалось бережное отношение к природе.
Математика. Решение проблемной ситуации. Так на уроке дети знакомятся с различными понятиями. Учитель развивает познавательный интерес, пробуждает мысль, подводя к открытиям и находкам, учит исследовать. Развивает математическую речь, умение работать самостоятельно, внимание. Идёт формирование у школьников учебно-познавательной и информационной компетенций.
Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. В1: Сырок стоит 5 руб. 40 коп. Какое наибольшее число сырков можно купить на 40 рублей? В1: Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин? Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету. Обращение к примерам из жизни дает мне возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.
Специально для проверки уровня развития компетентности был создан диагностический инструмент PISA. PISA - международная программа оценки знаний и умений учащихся.  Сами задачи теста организованы таким образом, что измеряют способность разрешить нестандартную ситуацию
Лучше всего для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
На первый взгляд, довольно трудно реализовать общекультурную компетенцию на уроках математики. Однако возможно использование задач со скрытой информационной частью. Например: “Известно, что ученик 2-го класса должен каждый день уделять по 2 часа на выполнение домашнего задания. Сколько часов в неделю ученик затратит на выполнение домашнего задания?”. Таким образом, работая над данной задачей, учение невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы. Это организация учебного труда, распределение своего времени в течение дня, выполнение домашнего задания за определенное время.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, т. к. ее становлению способствуют различные практические приемы организации работы учеников. Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать ЕГЭ.
Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. В классе проводится несколько уроков с использованием различных вариантов работы на этапе устного счета. Затем детям предлагается контрольная работа с несколькими видами заданий на устный счет, в результате получаем обратную связь с хорошими результатами. Таким образом, развивается у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнет проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, такое умение относится к социально-трудовой сфере, т. е. с применением знаний на практике.
 VI.Советы по формированию ключевых компетенций.  
В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. 13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Нам надо в своей работе использовать разные формы и методы, которые будут помогать в реализации конкретной цели – создание таких условий, в которых ученик мог бы проявить свою творческую активность, умел размышлять, доказывать свою мысль, общаться с товарищами, мог свободно и обоснованно вести диалог, творчески работать, критически размышлять, умел понимать и уважать собеседника, получал удовлетворение от своей работы и занимался самообразованием.
  Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения?
Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.
  В результате проведенной работы я пришла к выводу о том, что активные формы обучения позволяют развивать у обучающихся:- познавательные навыки и способность к самообразованию;- способность ориентироваться в современном информационном пространстве;- целеустремленность и настойчивость;- способность взять на себя инициативу и ответственность;- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;- коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
«Башкирская гимназия»
городского округа город Агидель
Выступление на тему:
Возможности развивающей среды в формировании ключевых компетенций
Учитель начальных классов:
Ахметзянова Ф.Ш.
2010 г.