Статья Изучение родного края младшими школьниками во внеурочной деятельности

Изучение родного края младшими школьниками во внеурочной деятельности.

Изучение родного края актуально в современное время. Российский академик Д. С. Лихачев отмечал, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. Народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
«Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Изучение своей родины, своего родного края помогает учащимся стать настоящими гражданами своей страны.
В воспитании гражданина и патриота нашей родины особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа должна давать знания о своем родном крае, прививать соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дедушек дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково – исследовательской деятельности. Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие ими в процессе ее приобретения.
Основная цель занятий внеурочной деятельности «Мой родной край» - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края, воспитание чувства гордости за своих земляков.
Содержание занятий предполагает решение следующих задач:
-формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям родного края;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками.
Программа занятий по изучению родного края во внеурочной деятельности в первом классе представляет собой курс «Мой родной край». Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории своей малой родины, и людях, ее прославивших
Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Это могут быть воображаемые путешествия, размышление, игра, экскурсии в музеи, храмы.
Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края. Задача – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи – пребывание Петра I на Воронежской земле, его роль в преобразовании нашего края.
По данной программе работаю второй год. На занятиях по ознакомлению с родным краем ребята узнают, что такое малая родина. На экскурсиях знакомятся с памятными местами, достопримечательностями, названием улиц села Караяшник, растительным и животным миром. И как результат – небольшие творческие работы, которые показывают и описывают красоту малой родины.
Семья – это частица Родины. Чтобы знать историю своей Родины, надо знать историю своей семьи. Ребята готовили небольшие выступления о своей семье, семейных традициях и праздниках. Рассказывали о том, где трудятся их родители, рисовали и фотографировали своих близких дома и на работе.
Второклассники провели большую поисковую работу по изучению исторических корней своей семьи. Вместе с родителями составляли родословное древо семьи.
Накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне проходил творческий конкурс «Старая фотография рассказала», на котором ребята рассказывали о своих прадедушках – участниках Великой Отечественной войны.
Были проведены экскурсии к памятнику погибшим воинам – односельчанам, в школьный краеведческий музей.
В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями и историей своей школы. Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ведут поисково – исследовательскую работу и делают небольшие сообщения о знаменитых выпускниках школы.
Изучение истории родного села невозможно без знания культуры и традиций родной земли. В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям. («Месяцеслов» - сокровищница народной культуры, где раскрываются приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т. д.; христианские праздники Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица). Дети знакомятся с историей возникновения и развития праздничных ритуалов, разучивают песни, стихи, пословицы, поговорки, колядки.
Особенностью организации занятий по ознакомлению с родным краем является динамичность форм. Занятие из класса, по возможности переношу в ту среду, которая изучается (парк, водоем, музей, улица, учреждения и т. д.), как можно больше провожу экскурсий, походов, игр и праздников на воздухе.
Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.




15