Урок-Литературно-музыкальная композиция Марина Цветаева и Тамбовский край(9кл.)


Устьинский филиал
МБОУ Устьинская СОШ
Моршанский район
Тамбовская область










( Урок литературного краеведения)






Выполнила: учитель русского языка и литературы
Лукоянова В.П.




с.Устье

Урок – литературно - музыкальная
композиция (2 ч.)
«Марина Цветаева и Тамбовский край»


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Разбросанным в пыли по магазинам
(где никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.



И – главное – я ведь знаю,
Как меня будут любить,
Читать сто лет!

М. Цветаева

Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, рядом цветы или гроздья рябины; выставка книг о Цветаевой и сборники ее стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой; проектор; экран; компьютер; произведения писателей и поэтов Тамбовского края.

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность родине, и православие человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; проследить ее связь с Тамбовским краем; воспитывать чувство любви к родному краю.

Учащиеся класса разделены на три группы; задание к уроку получено заранее.

1-я группа учащихся – ведущие (готовят к уроку сообщения о жизни М. Цветаевой. 5-7 человек).
2-я группа учащихся – чтецы (учат к уроку стихи М. Цветаевой).
3-я группа учащихся – «музыканты» (готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи М. Цветаевой для исполнения на уроке).


Ход урока

Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
На экране проецируются строки известного академика Д.С. Лихачева: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».
Чтец 1
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь –
Рок, что повсюду, через всю
Даль – всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!...»

Учитель:
Существуют карты географические, политические, исторические. Точно так же можно представить себе и литературную карту страны. На карте этой Тамбовщина занимает свое и довольно видное место, а сам Тамбов, конечно же «кружком означен навсегда».
Понятие «тамбовская литература» - понятие широкое. Здесь надо говорить о таких писателях, как Баратынский, Вирта, Сергеев-Ценский, Замятин, которые родились в Тамбовском крае. Не обойти вниманием и такие фигуры, как Державин, Платонов, чьи «малые родины» лежат вдали от берегов Цны, однако в биографии которых Тамбов играет значительную роль.
И уже целые тома написаны о связях с Тамбовским краем Пушкина, Лермонтова, Л.Толстого, хотя они никогда не жили на нашей родине, но и их творчество добавляет своеобразные штрихи на литературную карту Тамбова.
Эта связь прослеживается и с жизнью, и творчеством замечательного поэта 20 века, своеобразной, ни на кого не похожей Марине Цветаевой, которая в 20 лет уже могла с уверенностью сказать:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед!

Ведущий 1
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892г. Стихи начала писать с шести лет – не только на русском языке, но также на французском и немецком. В 18 лет тайно от семьи выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом».

Чтец 2
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!

Ведущий 2

Стихи марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Под гитару звучит «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении учащихся или в записи.

Сборник юной поэтессы получил отзывы маститых авторов: Брюсова, Гумилева, Волошина.

ИНСЦЕНИРОВКА (материал: из книги М. Цветаевой «Живое о живом»).

М. Цветаева: «Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трехпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.
Волошин: Можно ли мне видеть Марину Цветаеву?
М: Я.
В: А я Макс Волошин. К вам можно?
М: Очень приятно. Прошли наверх, в детские комнаты
В: Вы читали мою статью о вас?
М: Нет.
В: Я так и думал и поэтому вам ее принес.
М: Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и 17-тью.
В: Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?
М: Я газет не читаю и никого не вижу. Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.
В: Авы в гимназии? Да, ведь в форме. А что вы делаете в гимназии?
М: Пишу стихи.
Волошин:
К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего альбома!
(Почему альбом, а не тетрадь?)
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов?
Смелость все сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостаня весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но так сладко слышать: чудо – есть!

Ведущий 3
С М. Волошиным, несмотря на большую разницу в возрасте, установились дружеские отношения. По его приглашению Марина Цветаева в 1911 году посетила Коктебель, где встретила Сергея Эфрона, своего будущего мужа.
«Она встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, круглый камень, который она хранила всю жизнь»
(Ариадна Эфрон о Марине Цветаевой)
В январе 1912 года они обвенчались

Чтец 3
Да, я, пожалуй, странный человек,
Другим - на диво!
Быть, несмотря на наш 20 век,
Такой счастливой!
Не слушая о тайном сходстве душ,
Ни всех тому подобных басен,
Всем говорить, что у меня есть лучше,
Что он прекрасен!
Я с вызовом ношу его кольцо,
Я в вечности жена, не на бумаге.
(музыкальный фон: фантазия Моцарта).

Ведущий 4
Значительное место в творчестве М. Цветаевой занимают стихи и целые циклы, посвященные А. Ахматовой и А. Блоку, Б. Пастернаку и О. Мандельштаму, Сергею Эфрону и его брату Петру, актеру Ю. Завадскому и поэту из тамбовской Лебедяни Т. Чурилину. Встреча с Тихоном Чурилиным произошла в марте 1916 года.
В 1915 г. у него вышел сборник стихов «Весна после смерти» - стихов, написанных после выхода из сумасшедшего дома, где он провел 2 года. Он был одинок и беззащитен, в его стихах и речах звучали в основном мотивы смерти. Конечно же, Марина распахнула свою душу навстречу измученной душе. Она пишет Чурилину стихи, полные жалости, нежности и сострадания:

Чтец 4
Не ветром ветреным – до – осени
Снята гроздь,
Ах, виноградарем – до – осени
Пришел – гость.
Небесным странником – мне – страннице
Предстал – ты,
И речи странные – мне – страннице
Шептал – ты.
По голубым и голубым лестницам
Повел – ввысь.
Под голубым и голубым месяцем
Уста – жглись.
В каком источнике – их – вымою,
Скажи, жрец!
И тяжкой верности с головы моей
Сними венец!

Ведущий 5
С Тамбовским краем Цветаеву связывает и еще одна нить. В сентябре 1918 г. она, соблазненная возможностью привезти продукты, едет со случайными знакомыми на станцию Усмань Тамбовской губернии.
В многочисленных дневниковых записях Цветаевой явно просвечивает нужда:
«Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2 года 7 месяцев) в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Сережиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, «одолженного» соседями, - весь запас»
«Хожу и сплю в одном и том же коричневом, однажды севшем, бумазейном платье, шитом весной 17-го года за глаза в Александрове. Все прожжено от падающих углей и папирос»
Находя отдушину в стихах, которые писала в любой обстановке, Цветаева никогда не расставалась с тетрадью: постоянное желание остаться с ней наедине придавало силы. Но желание это осуществлялось далеко не всегда: быт отнимал почти все время, и тяжесть его удесятерялась голодом.
Время уходило не только на то, чтобы истопить печь, сготовить обед, но прежде всего на то, чтобы добыть – из чего. У Марины Цветаевой нет случайных стихов, тем более не случайны вот эти:

Чтец 5
Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что – орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно – слитых,
Голод голодных – и сытость сытых!

Ведущий 5
Заветную тетрадь взяла Цветаева и в поездку на Тамбовщину. Записанные разговоры, наброски портретов встреченных людей оформились по возвращении в Москву в повесть «Вольный проезд».

Ведущий 6
Наиболее трудным для Марины оказался 1919 год, «самый черный, самый смертный». Из дневника Марины: «2 марта 1920 – го от голода умерла моя вторая дочь Ирина.» Марина в исступленном одиночестве. Она воспряла духом, когда узнала, что муж жив и находится в Праге. Она прощалась с Москвой.

Учитель:
Биографическая справка о пребывании в эмиграции: Берлин, Прага, Париж. Тоска по Родине!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все едино!
Но ели по дороге – куст
Встает, особенно – рябина
«Дай мне руку на весь тот свет» - и чудо свершилось.
27 июля 1922 года почтальон принес письмо. «Дорогой, золотой, несравненный поэт!» - так начиналось послание Б. Пастернака.
«О, Борис, Борис! Не знаешь ты моего одиночества. Закончила большую поэму. Читаю одним, другим – молчание – от полного недохождения»
«Марина! Я ваши стихи тут читал. «Цветаеву, Цветаеву! – кричала аудитория».

«Нищий принц! Не узнанный, не признанный ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем. «Мне хочется написать свое завещание, мне вообще хотелось бы не быть»
М. Цветаева.
Из поэтического дневника М. Цветаевой
О, черная гора,
Затмившая весь свет

Ведущий 6
Тоска по родине, усугубляемая тяжестью быта, будет преследовать Цветаеву все годы пребывания за границей. В одной из ее тетрадей запись:
Как билась в своем плену
От скрученности и скрюченности
И к имени моему
Марина – прибавьте: мученица.

Учитель:
Но были, были в ее жизни и прекрасные мгновения счастья, взаимной любви, доверия. «Есть чувства, - писала Цветаева, - настолько серьезные, настоящие, большие, что не боятся ни стыда, ни кривотолков. Они знают, что они – только тень грядущих достоверностей.
Если бы их не было, таких чувств, не появились бы «Флорентийские ночи», «Поэма Горы» и «Поэма Конца», десятки стихотворений, мелодия которых заливает нас волной тоски, отчаянья и любви.

Чтец 6
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Ведущий 7
Шли годы. Муж Марины С. Эфрон, окончательно разочаровавшись в своих прежних идеалах, возглавил за рубежом Союз возвращения в Россию. В 1937г. он с дочерью Ариадной – уже на родной земле.
В 1939г. вернулась и Марина с сыном Георгием. Казалось, можно было строить какие-планы, мечтать о надежности и устойчивости положения. На трагедия была уже рядом: в августе 1939г. арестовали дочь – Ариадну, в октябре – мужа Сергея. И Марина начнет носить в тюрьму передачи, отчаянно, из последних сил сопротивляясь свалившейся беде.
Когда началась война, часть литераторов, в том числе и Цветаева, была эвакуирована в Татарию. Марина Ивановна с сыном оказалась в далекой Елабуге. Там, доведенная до отчаянья безвыходностью положения, она 31 августа 1941г. покончила с собой.
В исполнении Аллы Пугачевой звучит песня на стихи М. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»

Учитель:
«И главное – я ведь знаю, как меня будут любить, читать через сто лет!»

Марина Цветаева она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию» (Вс. Рождественский)











"Марина Цветаева
и
Тамбовский край" Заголовок 215