Урок литературы в 10 филологическом классе «Гений и злодейство – две вещи несовместные…» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)


Родниковский УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия»
Симферопольского района АРК
Урок литературы в 10 филологическом классе
«Гений и злодейство – две вещи несовместные…»
(А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Учитель русского языка и литературы,
специалист высшей категории,
старший учитель, учитель-методист,
заслуженный учитель АР Крыма
Бондарчук Анжелина Витальевна
Цели:
образовательная: анализируя текст трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке;
помочь учащимся увидеть незаурядность и величие гениального Моцарта и низменность завистника Сальери;
развивающая: развивать умение ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
воспитательная: воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, литературных произведений о духовной красоте и внутреннем богатстве личности;
формировать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, раскрыв понятия греха, гордыни;развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать, прививать эстетические ценности;
воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина – непревзойденного гения литературы.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина в 30-е годы XIX века ( Художник П. Ф. Соколов);
портрет В. А. Моцарта;
портрет А. Сальери ;
сборники произведений А.С. Пушкина с трагедией «Моцарт и Сальери»;
рабочие тетради,
телевизор, DVD;
диск с художественным фильмом «Маленькие трагедии» режиссера М. Швейцера ( 1979), в котором Моцарта и Сальери сыграли В. Золотухин и И. Смоктуновский.

Эпиграф к уроку
А гений и злодейство
Две вещи несовместные. Не правда ль?
А. С. Пушкин
Оформление доски.
На одной доске- тема урока, эпиграф, портрет А. С. Пушкина ,
центры ассоциативных кустов ( слова гениальность и злодейство напечатаны цветной принтерной бумаге)
На второй доске - нотный стан, скрипичный ключ,ноты.
Портреты Моцарта и Сальери не рядом, а один над другим: портрет Моцарта выше, портрет Сальери – ниже. Оба портрета расположены так, чтобы осталось место для работы. В процесссе урока дети распределят кусочки цветной бумаги под портретами с чертами характеров композиторов.
Оргмомент. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать над произведениями непревзойденного русского гения – А. С. Пушкина и будем анализировать одну из четырех «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери».
Пьесы были написаны в 1830 г в Болдино, в период вынужденного пребывания Александра Сергеевича в этом отдаленном нижегородском родовом имении с связи с холерным карантином. Здесь поэт и написал 4 пьесы: « «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей.

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.
В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
гордость, презирающая всех;
жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть, доводящая до злодеяния;
чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
В трагедии «Моцарт и Сальери» раскрылась губительная сила зависти. И мы можем сегодня еще раз убедиться в этом, работая с текстом произведения. Но прежде обратимся к пушкинским словам, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Работа с эпиграфом / интрига урока/

А гений и злодейство -
Две вещи несовместные. Не правда ль?
А. С. Пушкин
На доске написан эпиграф, но слово несовместные закрыто.Детям предлагается высказать свое мнение о продолжении пушкинской цитаты. Учащиеся могут предложить несколько вариантов слов: разные, противоположные, противоречивые, взаимоисключающие… Принимаются все варианты, озвучивается пушкинский: несовместные. После этого читается риторический вопрос: Не правда ль?
И далее учитель говорит о том, что ответить на этот вопрос учащиеся смогут только проанализировав содержание трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Чтобы это сделать, необходимо прежде всего разобраться со значением слов гений(гениальность) и злодейство
Составление ассоциативных кустов к словам гениальность и злодейство
2278380221615 Божий дар
9448812317760
295402012763528308302228852526030222885001287780270510002221230270510интеллектуальные Гениальностьнеобыкновенные способности
способноститворческий потенциал
редкий дар
творческие способности талант (?)
1697355294005 тяжкое преступление
382905895350018307052895600022212308953500 Злодейство аморальный поступок
грех
преступление норм закона
Создавая ассоциативные кусты, учащиеся фиксируют на доске понятия, которые они связывают со словами злодейство и гениальность. Учитель, обобщая, говорит о том, что можно согласиться с такими трактовками , но обращает внимание на следующую деталь: нельзя воспринимать как одно и то же талант и гениальность.
В тетрадях записываем определения :
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, или присущие от рождения определённые способности и умения.
Гениальность – это необычайно высокие интеллектуальные способности.
Необходимо акцентировать внимание детей на том, что это близкие, но РАЗНЫЕ понятия.
Учащиеся без затруднения ответят, что в трагедии А. С. Пушкина геиален Моцарт, а Сальери – талантлив.
И вновь возвращаясь к эпиграфу урока, учитель предлагает ответить на вопрос, поставленный Пушкиным в ХIХ веке.
Работа по теме урока.
Сообщение учащихся ( в форме диалога) о реальных прототипах трагедии «Моцарт и Сальери»
- Героями трагедии А. С. Пушкина являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери.
- Известно, что Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье.
- Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер.
- В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.
- Не спеши говорить об этом эпизоде. Несколько слов об итальянском композиторе. Он тоже достоин нашего внимания. Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы в Вене.
- Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Л. ван Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Сальери написал 39 опер.
- А теперь все-таки давай остановимся на истории, которая произошла на премьере постановки пьесы Моцарта «Дон-Жуан» в Венском театре. В одной из заметок того времени есть упоминание о том, что, когда весь театр упивался гармонией Моцарта, раздался свист. Все обернулись и увидели Сальери, который в бешенстве, снедаемый завистью, покинул театр.
- Более того есть сведения о том, что перед смертью, мучаемый тяжелым недугом, Сальери признался в отравлении Моцарта.
- Да, но информация до сих пор вызывает сомнения и толки. Насколько она реальна, сказать нельзя.
- И тем не менее, точно мы можем сказать одно: легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к преступлению.
Учитель, подводя итог сказанному учениками, говорит о том, что Моцарт и Сальери в трагедии Пушкина – это два типа художника, два способа восприятия жизни, две жизненные позиции.
Анализ текста.
Учитель, начиная работу по анализу текста, отмечает, что в трагедии «Моцарт и Сальери» всего две краткие сцены, действие в них происходит в течение нескольких часов. Это пьеса без ярко выраженного конфликта, без явной борьбы между героями. И эта внешне «бесконфликтная» пьеса тем не менее конфликтна, хотя одно из действующих лиц (Сальери) – фигура нападающая, а другое (Моцарт) – не только не нападает и не обороняется, но даже не подозревает о наличии конфликта.
Выразительное чтение наизусть монолога Сальери в 1 сцене.
Монолог большой. Поэтому целесообразно разделить его на части. Учитель показывает образец чтения первого фрагмента – за ним учащиеся читают поочереди.
Словесный волейбол ( Учитель задает вопросы учащимся, одновременно бросая им мяч. Ученики ловят его и , отвечая, возвращают учителю)
-Какое впечатление производит монолог Сальери?
Искренний монолог героя можно воспринимать как автобиографию. Сальери рассказывает о том, насколько труден был путь к признанию и славе
- Каким можно представить себе этого человека?
Это целеустремленный человек, уверенный в своей правоте: считает, что его творческое кредо должно быть нормой для всех.
- Что удивляет в его рассказе о пути к славе?
Он рожден с любовью к искусству, воспитан на церковной музыке. Рано отверг простые забавы, занимался только музыкой. Но как? «Музыку…он разъял как труп», «поверил алгеброй гармонию», «ремесло поставил подножием искусству», и только после этого, считая себя искушенным в науке, позволил себе «предаться неге творческой мечты».
- Как Сальери относится к музыке?
Как к ремеслу, а не процессу творчества. И это представление о музыке никак не соответствует истинной гениальности.
- Чем заслуживает все-таки Сальери уважение, несмотря на такое представление героя о творчестве?
Он труженик, всего добивался долгие годы. Совершенствовал свое мастерство, оттачивал его, учился творить, подражая своим учителям. Он уверенно шел к цели и добился славы.
- В чем Сальери находит мужество признаться сам себе?
Он завидует гениальности Моцарта.
- Почему же он завидует?
Музыка Сальери оторвана от жизни, в ней нет того жизнеутверждающего содержания, как в музыке ненавистного Моцарта, нет гармонии, привлекающей людей и вызывающе их восхищения.
- Меняется ли настроение Сальери на протяжении монолога? Почему?
Меняется несколько раз. Сальери страшно признаваться в том, что он завистник. Он завидует «глубоко и мучительно» Моцарту-«безумцу». Это угнетает героя и не дает покоя.
Вывод: Сальери – целеустремленный деятель-творец, уверенный в том, что к практике надо идти от предварительно усвоенной теории. Сначала теория, наука, трудолюбие, аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а потом уже созидание, ТВОРЧЕСТВО ПО ЗАКОНАМ ЗАРАНЕЕ УСВОЕННОЙ «алгебры». / Это путь талантливого, упорного человека, но НЕ ГЕНИЯ !/
Инсценировка эпизода с уличным скрипачом и его анализ.
Эта сцена очень важна для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех проявлениях жизнелюбца Моцарта в противовес аскету Сальери.
Учащиеся отметят, что эпизод построен на контрастах: Моцарт хохочет, одаривает старика, а Сальери беснуется, негодует и прогоняет скрипача. А после исполнения Моцартом нового произведения конфликт еще более усугубляется. У Сальери появляется мысль уничтожить Моцарта. Он говорит уже не от своего лица, а от лица всех «жрецов, служителей музыки».
Распределительная работа ( Метод «Махровое полотенце»)
Анализируя увиденный отрывок, учащиеся под портретами Моцарта и Сальери прикрепляют листы бумаги с указанием черт характера (положительных и отрицательных) обоих героев.
Моцарт
+ _
легкость несерьезность
чувство юмора наивность
доброта пренебрежение своим даром

Сальери
+ -
чувство прекрасного зависть
трудолюбие коварство
сила воли злоба
самоотречение гордыня
терпеливость способность на предательство
механическая рассудительность
Цитатная мозаика
Учащиеся работают с раздаточным материалом, читают выразительно цитаты из текста произведения, называют автора слов, говорят, о ком идет речь.
Цитата Кто сказал эти слова ?… озаряет голову безумца, гуляки праздного?
Боже! Ты, …………, недостоин сам себя!
Он же гений, как ты да я.
Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я!

Нас мало, избранных, счастливцев праздных…
За твое здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно! А ныне – сам скажу - я ныне завистник! А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? После заполнения учащимися должно получиться следующее
Цитата Кто сказал эти слова?
… озаряет голову безумца, гуляки праздного?
Сальери о Моцарте
Боже! Ты, …………, недостоин сам себя!
Сальери о Моцарте
Он же гений, как ты да я.
Моцарт о Бомарше
Ты, …….., Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я!
Сальери о Моцарте
Нас мало, избранных, счастливцев праздных…
Моцарт о себе и Сальери
За твое здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии Сальери - Моцарту
Эти слезы впервые лью: и больно, и приятно! Сальери
А ныне – сам скажу- я ныне завистник! Сальери
А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? Первым произносит эти слова Моцарт, в конце трагедии их повторяет Сальери
Вывод: в 1 сцене четко проявляется конфликт, который во 2 части произведения приведет к трагедии.
Чтение по ролям
сцены 2 от слов « Признаться, мой Реквием меня тревожит…» и до слов «Слушай же, Сальери, мой реквием!»
7. Вопросно-ответная беседа
-Как меняются роли героев в диалоге о заказе Реквиема, о черном человеке, о Бомарше?
Оптимист Моцарт становится пасмурным и искренне встревоженным, а мрачный завистник Сальери, когда-то приятель Бомарше, автор Тарара, теперь хладнокровно готовящийся к убийству, - весел и беззаботен.
- Можно ли считать простодушно брошенную Моцартом фразу:
Он же гений,
Как ты, да я . А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль? – роковой?
Конечно! В этой фразе то, что терзает Сальери. Он признался себе, что способен на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны.
- Как понял слова Моцарта Сальери?
Сальери понял, что он не гений

- Каков же результат?
Замечание Моцарта ускорило решение Сальери, и он бросает в яд в стакан Моцарта.
Фрагмент телеспектакля «Моцарт и Сальери. Реквием» --Кульминация пьесы – исполнение Моцартом Реквиема. Почему именно этот фрагмент?
Смысл этой сцены в том, что Моцарт, по замыслу Пушкина, отпевает самого себя. Но кроме этого, он наносит удар по логике Сальери. Последний понимает теперь, не только то, что Моцарт – не гуляка праздный, а и то, что устраняя из жизни Моцарта, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости – наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить этот гений.
- Анализируя последние строки пьесы, необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО обратить внимание учащихся на Сальери, которого Пушкин в завершении показал отвратительным завистником, коварным «другом», хладнокровным убийцей. Он плачет, но слезы его неискренние. Он пытается оправдать себя по аналогии с другим «убийцей»:
……………………… Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?

Но мысль эта так же безосновательна, как и весь ход мыслей Сальери. В этом убеждает читателя А. С. Пушкин драматическим финалом произведения. А в светлом, гуманистическом образе Моцарта, наивность и доверчивость которого на первый наш взгляд лишают его той внутренней силы, какой обладает мрачно-рассудительный аскет Сальери, воплощена мысль автора о бессмертии и внутренней свободе гения, иногда скрытого от взглядов толпы, но всегда создателя «золота» для потомства, и значит, всегда имеющего наследников.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Дискуссия
Просим учащихся высказать свое мнение на вопрос Пушкина, сформулированный в эпиграфе: гений и злодейство – две вещи несовместные. Не так ли?
Составление даймонда.
Учащимся предлагается составить даймонд по трагедии «Моцарт и «Сальери».
В качестве исходных понятий рекомендуем взять слова гений и злодей.
Гений
Творческий, божественный
Творит, восхищает, изумляет
Гений создает – злодей уничтожает
Уничтожает, разрушает, убивает
Аморальный, безнравственный
Злодей
Дом. зад
1 группа / учащиеся с ВУУД и ДУУД/ - сочинение-миниатюра « Гений и злодейство несоместимы?»
2 группа / учащиеся СУУД/ устно ответить на вопрос: « Кому и почему завидовал Сальери в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери?»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила составления даймондаСуществительное –антоним к существительному в седьмой строке
Два прилагательных, характеризующих существительное в первой строке
Три глагола, характеризующих существительное в первой строке
Существительное первой строки и характеризующий его глагол противопоставлены
существительному в седьмой строке и связанному с ним глаголу.
Три глагола, характеризующих существительное в седьмой строке
Два прилагательных, характеризующих существительное в седьмой строке
Существительное –антоним к существительному в первой строке