Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения. Критерии успешности Lesson study в школе.


Тренинг №23 Исследование урока
Неделя:
День: Дата: Тренер: Насанова Ж.А. Место проведения:
осш№17 имени Лермонтова
Тема 23
Занятие 1-2 Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения. Критерии успешности Lesson study в школе.
Цели Учителя сформулируют вопросы исследования уроков, составят план реализации подхода «Исследование урока» в школе.
Результаты обучения Учителя, используя коллаборативный подход, составят план действий по реализации подхода «Исследованиеурока» в своей школе.
Ключевые идеи Для того, чтобы развивать педагогическую практику учителям необходимо работать вместе. Совместное планирование уроков, взаимопосещение занятий с последующим обсуждением позволяют улучшить преподавание.
Ход тренинга
Занятие № 1
Этап работы Время Деятельность тренера Деятельность учителей Оценивание Ресурсы
Исследование урока с целью повышения качества процесса преподавания и учения. 1.Психологический настрой.
Установление доверительных отношений и благоприятного климата на занятии.
Объединение в группы по пазлам.
Упражнение -разминка
«Ктобыстрее?»
Цель:сплочениеколлектива.
Ожидаемый результат:координациясовместныхдействий, распределениеролей в группе. 10 мин Тренер отмечает важность полученных навыков во время проведения разминки Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк. Формативное оценивание Пазлы
Рефлексивное обсуждение:
Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
2. Стадия вызова
Рефлексия одного из уроков школьного дня.
Цель:учителя проанализируют свою работу, определят трудности в работе и пути их решенияОжидаемый результат:
Учителя понимают необходимость внедрения новых подходов в процесс обучения и учения 10 мин Тренер предлагает ответить на вопросы
Подвести итоги опроса Отвечают на вопросы :
Цели и задачи урока достигнуты большей
частью учеников, потому что …
Наиболее успешными заданиями были…, так как ….
Не усвоили материал урока учащиеся…, так как...
Удачными были задания в форме …
Самыми действенными приемами были….
Изменить в следующем уроке надо…. Объективность высказывания учителей.
Раздаточный материал: листы с вопросами для участников тренинга
Рефлексивное обсуждение:
Для чего мы провели данное задание?
Почему учителю после каждого урока необходимо проводить рефлексию?
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
3. Работа в группах
Создание постера « Плюсы и минусы школьного методического объединения»
Цель:понять актуальность темы занятияОжидаемый результат:участникиопределят положительные и отрицательные стороны в работе школьного методического объединения 20 мин Объяснение тренера
Наблюдение за работой групп Обсуждение в группе.
Создание постера Умение принимать совместное решение Бумага А-3, маркеры
Рефлексивное обсуждение: Какова была цель выполнения данного упражнения?
Полезно ли было выполнение данного упражнения для выявления степени понимания и почему?
4. Ранжирование в группах (Объединение участников в три группы)
Цель:выработать умение определять тип учащихся, выявлять их проблемы в процессе учения
Ожидаемый результат:учителя смогут определить тип учащихся и выявляют проблемы в процессе их учения 10 мин Тренер предлагает найти соответствующие характеристики
учеников по типу А,В,С Участники тренинга находят соответствую
щие характеристи
ки Правильность распределенной характеристи
ки по типам учеников А, В,С Раздаточный материал: карточки с характеристика
ми типов учеников А,В, С
Рефлексивное обсуждение:
Что мы делали?
Для чего мы это делали?
Как нам это поможет в дальнейшей работе?
Где мы может применить данный вид работы?
5. Работа в парах.
Обработка ресурса «Этапы исследования в действии»
Цель:определить деятельность учителей на каждом этапе « Исследования в действии»Ожидаемый результат:
Знают, что им надо делать на каждом этапе « Исследования в действии» 10 мин Тренер предлагает рассмотреть и обсудить схему «Этапы исследования в действии» Обсуждение в парах Умение распределять и определять свои действия на определенном этапе Схема
Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили данное задание?
С какими этапами исследования в действии вы ознакомились?
6.Притча «Лучший учитель»
Цель:учителя должны понять, что необходимо самосовершенствоваться
Ожидаемый результат:
Понимают о необходимости к переменам, что все зависит только от нас самих и нашего желания к изменениям к лучшему 5мин Читает притчу Обсуждение в группе. Принятие общего решения Объективность высказывания учителей Притча
Рефлексивное обсуждение: Какие выводы вы сделали для себя , прослушав данную притчу?
Чему она нас учит?
7. Просмотр и обсуждение презентации «Оценка последовательности урока»
Цель:учителя сформулируют вопросы исследования уроков, составят план реализации подхода «Исследование урока» в школе.Ожидаемый результат:знают как составить план реализации подхода «Исследование урока» в школе. 20 мин Тренер предлагает ответить на вопросы:
Чем на самом деле занимались учащиеся?Чему ученики научились?Насколько это важно и необходимо?Что вы, взрослые делаете?Чему вы
научились?Что вы будете делать в дальнейшем? Обсуждая дают ответы на поставленные вопросы Объектив
ность высказывания учителей Презентация
Рефлексивное обсуждение:
Что вы узнали новое и полезное при просмотре и обсуждении данной презентации?Как, когда и где вы можете применить свои знания с пользой?
И что может быть сделано в дальнейшем?
Рефлексия после проведения тренинга,
самооценивание Разминка "Карусель"
5 мин Участники тренинга становятся двумя кругами (один внешний, один внутренний) и проговаривают друг другу события школьного дня (сегодня я на тренинге усвоил…, потому что.......
и сегодня я на тренинге не понял…, потому что.....)
Сегодня мы рассмотрели возможности исследования урока для улучшения качества обучения и преподавания .
Однажды Пабло Казальса, одного из великих виолончелистов
мира, спросили, почему он продолжает репетировать в свои 80 с лишним лет.
Он ответил: «Мне кажется, я начинаю делать успехи». Учение никогда не заканчивается, особенно для наиболее способных людей. Кто-то сказал, что «учитель только тогда остается учителем, когда учится сам».
Коллеги! Совершенствуйте собственное педагогическое мастерство, ибо воспитать человека 21 века, мотивированного на успех в решению жизненных проблем, может только самосовершенствующийся мастер.
Домашнее задание Изучить дополнительный материал по данной теме, по составленному на тренинге плану провести исследование урока(наблюдение за учениками А, В, С) ,пользуясь шаблоном на стр.436 «Раздаточные материалы»
Занятие №2 Критерии успешности Lessonstudy в школе. 1.Психологический настрой
Упражнение -разминка
«Говорящиеруки»
Цель:эмоционально-психологическоесближениеучастников.
Ожидаемый результат:происходитэмоционально-психологическоесближениеучастниковзасчеттелесногоконтакта. Междунимиулучшаетсявзаимопонимание, развиваетсянавыкневербальногообщения.
КакВыдумаете, начтобылонаправленоэтоупражнение?
10 мин Тренер дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг
двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1.Поздоровать ся с помощью рук.
2.Побороться руками.
3.Помириться руками.
4.Выразить поддержку с помощью рук.
5.Пожалеть руками.
6.Выразить радость.
7.Пожелать удачи.
8.Попрощаться руками. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу.
Обсуждение Тренер отмечает важность полученных навыков во время проведения разминки Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили данную разминку?Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?
2.Метод «Мозговой штурм» (ассоциативная цепочка)
Вопрос: «LessonStudy – что это?»
Цель:выяснить, что учителя знают о LessonStudy.
Ожидаемый результат:
В процессе работы вспоминают и узнают новую информацию 10 мин Тренер задает вопросы Отвечают на вопросы Объективность высказывания учителей Записать «ключевые слова» на формате А 4.
Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили мозговой штурм?- Что Вам известно о LessonStudy? Какие ассоциации вызывает у Вас тема занятия? Что Вы хотите узнать о LessonStudy? Что Вы желаете вынести из нашей встречи?
3.Объединение в группы
«Кто на новенького?»
Цель:показатьспособ передачи инициативы по созданию подгрупп самим участникам.
Ожидаемый результат:участники смогут использовать данный способ в дальнейшей своей работе с учащимися 5 мин Тренер предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой
работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу. Выбор участников Быстрота реакции Рефлексивное обсуждение: Почему именно данный способ удобен при выполнении дальнейшей работы на тренинге?
4.Презентация о подходе «Lessonstudy»
Цель: оказать содействие участникам тренинг занятия в понимании подхода «Lessonstudy» и в применении данного метода в учебном процессе
Ожидаемые результаты:узнают о методе «Lessonstudy» и оценят важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания 15 мин Объяснение тренера
Наблюдение за работой групп Обсуждение в группе.
Учителя осознают, что подход «Lessonstudy» способствует улучшению качества преподавания. Умение принимать совместное решение Презентация
Рефлексивное обсуждение:О каком подходе вы сейчас узнали и в чём его суть?
Каково отличие данного подхода от наиболее известных вами подходов?
С какой целью следует проводить LessonStudy?
Как проводится LessonStudy?
Как проходит обсуждение после LessonStudy?
5.Упражнение–разминка
«Вижуразницу»
Цель:Развитиеконцентрациивнимания.
Ожидаемыерезультаты:
Учителя становятся более внимательными, смогут применить упражнение- разминку на уроках. 5 мин Объясняет правила упражнения Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку
(кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа. Учитывается умение принимать совместное решение Рефлексивное обсуждение: О каком упражнении вы сейчас узнали и в чём его суть? Где можно применять данное упражнение?
6.Задание для групп:
1 группа
Используя распечатанные материалы, а также интернет – ресурсы, представьте кластер на тему:LessonStudy. Что это такое?
.Цель:Оказание содействия участникам в понимании подхода «Lessonstudy» и в применении данного метода в учебном процессе.
Ожидаемый результат:
Учителя узнают о методе «Lessonstudy» и оценят важность и успешность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.
20 мин Тренер консультирует 2 группу, объясняет задание.
Предложить таблицы наблюдения.
2 группа
Сравнить открытый урок и LessonStudy
Задание: Сравнить по 9 пунктам Лессонстади и открытый урок.
Гости на уроке – комиссия –
Цели наблюдения
Кто приходит на урок – должности
Обсуждение после урока
Точки зрения
наблюдателя и обсуждение
Руководитель
Обязательность и необязательность.
Наблюдение. Как происходит
Планирование тем занятий. Работа над заданиями
3 группа
Составить алгоритм проведения Lessonstudy.
Умение распределять и определять свои действия на определенном этапе Интернет-ресурсы, бумага А-3,
Рефлексивное обсуждение:При выполнении заданий в группе к каким выводам вы пришли?
LessonStudy. Что это такое?
Зачем использовать именно эту стратегию?
Каковы этапы процесса?
7.Разминка для
снятия усталости. Просмотр мультфильма « Вместе мы сила»
Цель:способствовать укреплению связей в школьном сообществе, проявлению учителями заинтересованности к изучению LessonStudy.
Ожидаемый результат:учителя смогут совместно планировать свою работу 5 мин учителям предлагает посмотреть и обсудить мультфильм «Вместе мы сила». Просмотр и обсуждение в группе Учитывается умение принимать совместное решение Видеоресурсы
Рефлексивное обсуждение: Для чего был показан этот видеоресурс? Чему нас учит? К какому выводу вы пришли?
8. Практическая часть
исследование с помощью ответов на вопросы
Цель:Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «LessonStudy», пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.
Ожидаемый результат:Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных этапов исследования в действии и отличия «LessonStudy».
Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и LessonStudy.
Пересмотрят свои педагогические методы работы так,
чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью усовершенствования собственной практики 15 мин Группам предлагается ответить на вопросы
- Что является самым сложным в ИД и LS?
 Единственное, что я хотел бы изменить - это …
 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…
 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …
 Я бы хотел знать…
 Мне интересно знать, почему…
 Самое важное в преподавании - это …
 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является
 Мне необходимо изучить, как … Обсуждают и выделяют те темы, которые являются наиболее общими в группе. Объективность высказывания учителей Вопросы для обсуждения в группе
Рефлексивное обсуждение: Для чего вы выполняли данное задание? К какому выводу пришли?
Как изменилось ваше понимание исследования в действии?
На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить на следующем тренинге?
В чем суть нового подхода для исследования класса?
Ответ на какие вопросы вам бы хотелось получить?
Рефлексия
после проведения тренинга,
самооценивание Для того, чтобы узнать, как прошел тренинг и чему
научились ее участники, тренер дает следующее задание
5 мин нарисовать свою руку на листе А5 и на каждом пальце написать
следующее:
большой палец – над чем бы я ещё хотела бы поработать
указательный палец-что нового и интересного я узнала
средний палец-мне не хватило……
безымянный палец- психологическая атмосфера на коучинге
мизинец- что мне понравилось и мои пожелания……
У кого появилось желание принять участие в Lessonstudy – пусть напишет свое имя на ладошке!
Закончить тренинг мне хотелось бы словами Л. Ландау
«Метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приводит к новым более ценным открытиям»
Спасибо за внимание!